Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни
статья (старшая группа)

Конакова Римма Алексеевна

Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о ней. Эта цель достигается путём воспитания ребёнка с самого раннего возраста, обусловленного окружающей действительностью, воспитательного  воздействия в семье, в детском коллективе, в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни

Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, Р.И. С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о ней.

Козлова С.А. определяет патриотическое воспитание дошкольника как процесс педагогического влияния на личность ребенка, имеющей своей целью расширить круг его знаний о родной стране, сформировать патриотические чувства и морально-нравственные основы, развить желание взаимодействия на общее благо.

Эта цель достигается путем воспитания ребенка с самого раннего возраста, обусловленного окружающей действительностью, воспитательного воздействия в семье, в детском коллективе, в дошкольном учреждении.

В возрасте 5 лет ребенок должен знать: название своей страны; название столицы своей родины; как называется его родной город или деревня; какие природные условия в его краю и в стране; какие национальности живут в его стране; какие национальные герои и их подвиги; какие национальные традиции и обычаи, национальная культура характерны для его мест.

Подобная структура знаний о своей Родине помогает ребенку сформировать собственное отношение к ней.

Существует мнение, что формирование любви к Отчизне происходит по схеме «от близкого к далекому» - сначала это любовь к близким, семье, к своей улице, городу, своей стране.

В пятилетнем возрасте ребенок уже имеет представление и образ своего родного дома. Он понимает и принимает традиции и стиль взаимодействия своей семьи. Обычно ребенок принимает отчий дом таким, какой он есть, любит его. И это является базой для формирования любви к своей стране.

Педагог совместно с родителями должен поддерживать в ребенке желание оберегать свой дом, любить его, совершенствовать его. Для этого необходимо наличие у ребенка обязанностей по отношению к дому и семье.

Рассмотрим основные задачи воспитания патриотизма у дошкольников пятого года жизни:

- прививать любовь к родному краю через привязанность к отчиму дому, семье, сверстникам;

- развитие морально-нравственных ценностей;

- формирование уважения к своей национальной и мировой культуре;

- развитие гордости за принадлежность к своему народу;

- развитие толерантности.

Понимание природы чувства патриотизма, знание его принципов и источников, помогает понять особенности процесса развития у ребенка любви к Отчизне [9].

На самом деле, если рассматривать патриотизм как чувство принятия, ответственности, верности к своей Родине, то прослеживается необходимость с раннего возраста учить ребенка ответственности за свои поступки, дружелюбному отношению к окружающим.

Прежде всего ребенку нужно научить сопереживать своим близким и родным, а лишь затем он будет учиться сочувствовать проблемам своей страны. Способность наслаждаться красотой и природой родного края появляется лишь после того, как ребенок научился видеть красоту окружающей его действительности. Равно как и приучение ребенка к каждодневному труду, к овладению им бытовыми навыками, помогает в дальнейшем трудиться на благо своей страны, своего Отечества.

Следовательно, обретение ребенком социального опыта проживания в своей стране, формирование у него поведенческих и нравственных норм, является основой для дальнейшего формирования у него любви к Родине.

Развитие патриотического чувства оказывает влияние на все стороны личности дошкольника: моральную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Понятие патриотизма включает в себя следующие компоненты:

- когнитивный,

- эмоциональный,

- поведенческий.

Для дошкольников пятого года жизни главным компонентом является эмоциональный. Когнитивный компонент формирует содержание понятия, а поведенческий играет роль контрольно-диагностического функционала.

Анализируя понятие патриотизма посредством понятия «отношения» выделяют следующие направления: отношение к природе родной страны; отношение к людям, живущим в родной стране; отношение к морально-нравственным основам, национальной культуре и традициям; отношение к государственному устройству.

Эти направления по отдельности могут формировать содержание педагогической и воспитательной деятельности, каждое вкладывает в процесс социализации дошкольника свои особенности, с учетом возрастных характеристик ребенка.

В качестве средств патриотического воспитания ребенка пятого года жизни рассматриваются социальная и природная среда, где растет и развивается ребенок, а также различные виды искусства. Также средствами являются игровая и трудовая деятельность ребенка, его взаимоотношения в детском коллективе.

Среди характерных черт ребенка данного возраста выделяют скоротечность интересов, изменчивость внимания, быстрая утомляемость. Следовательно, неоднократное повторение определенной темы позволяет сформировать у дошкольников внимание и продолжительный интерес к одной теме. Принимая во внимание возрастные характеристики пятилетнего ребенка, необходимо применять игровые методы в качестве развития познавательных процессов детей, а также создания положительной эмоциональной среды на занятиях. Таким образом, каждую изучаемую тему необходимо подкреплять различной игровой и продуктивной деятельностью (поделки, рисование, лепка). Результаты работы над определенной темой представляются на выставках работ детей, во время праздников или торжеств.

Для того, чтобы воспитать у ребенка любовь к родному городу, нужно разъяснить ему, что его родной город является частью большой Родины, и они имеют много общего:

- во всех уголках, больших и маленьких, нашей Родины люди трудятся;

- повсюду жители соблюдают традиции, знают и помнят своих героев;

- по всей стране живут люди разных национальностей, их объединяет совместный труд и взаимопомощь;

- все жители страны берегут свою природу;

  - есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Для ознакомления ребенка с родным городом необходимо проводить тематические занятия, которые способствуют повышению мыслительной активности детей. Это происходит с помощью методов сравнения (город в старину и город современный), наводящих вопросов и индивидуальных заданий. Необходимо развивать в детях самостоятельный анализ увиденного, синтезировать опыт и делать выводы. Можно использовать задания на поиск ответов в иллюстрациях.

Исходя из возрастных особенностей ребенка пятого года жизни (скоротечность интересов, изменчивость внимания, быстрая утомляемость и т.д.), необходимо обращаться к определенной теме неоднократно, что помогает развитию у детей психических процессов и сохранению интереса. Кроме того, необходимо соединение занятий одной тематики не только по родному языку, но и по изобразительной и продуктивной деятельности (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").  

Учитывая возрастные характеристики детей пятого года жизни, необходимо постоянно использовать игровую деятельность, так как с ее помощью формируется познавательная активность дошкольников и создается благоприятная эмоциональная среда на занятиях. Особенно интересны для детей данного возраста игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.).

Следовательно, необходимо изучение каждой темы закреплять игровой деятельностью, а также различными видами продуктивной деятельности (поделки, рисунки по теме, альбомы). Результаты детского творчества по итогам темы, представляются во время проведения различных мероприятий.

 Необходимо знакомить детей с многочисленными населенными пунктами России, с нашей столицей, государственной атрибутикой (гимн, герб, флаг).

 Таким образом, изучение дошкольниками родной страны опирается на информацию, полученную от педагога или родителей. Полученные знания развивают в дошкольниках как положительные чувства и эмоции, так и готовность к деятельности. Это может выражаться в:

- стремлении изобразить новую информацию;

- поделиться своими впечатлениями от полученного опыта с родителями или сверстниками;

- сделать что-то полезное для своего дома (посадить цветы, убрать мусор и т.д.).

Задача педагога – научить ребенка видеть вокруг себя прекрасное, осознавать, что все это создано человеком, любоваться результатом труда, уважать и беречь окружающий мир.

Занятия по знакомству детей пятого года жизни с родным городом проводится каждую неделю. Еженедельно необходимо проводить самые различные формы работы по знакомству дошкольников с родным городом. Это и беседы, различные игры, чтение тематической литературы, прогулки и т.д.

НОД проводят два раза в месяц. Дети получают знания во время занятий, затем закрепляют полученные знания во внеурочной деятельности детей. И на протяжении всего учебного года педагог несколько раз повторяет пройденный ранее материал.

Большую роль в процессе знакомства детей данного возраста с родным городом играют словесные методы. Благодаря их использованию, ребенок способен воспринять новую информацию, происходит развитие заинтересованности ребенка, эмоционального отклика. При использовании словесных методов, необходимо помнить о ключевых моментах:

- обязательно используется наглядный материал (слайды, всевозможные схемы, фотографии, репродукции картин и т.д.);

- обязательное использование вопросов для обратной связи. Тем самым развивается познавательная активность, формируется внимание, заинтересованность в информации, умение рассуждать и обобщать. Здесь монолог педагога постепенно перетекает в беседу с детьми и тем самым происходит эффективное усвоение знаний;

- объяснять ребенку временной период исторических событий, при этом следует минимально использовать даты. В данном возрасте дошкольники еще не владеют хронологией. Для наглядности необходимо применять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д. некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания;

- в рассказе необходимо использовать простой язык. Незнакомые детям слова («князь», «полководец» и пр.) необходимо разъяснять. Рассказ должен быть простым, состоять из коротких предложений. Не следует злоупотреблять сложными грамматическими конструкциями, дети их не воспринимают.

- при знакомстве детей с достопримечательностями родного города, необходимо рассказывать об архитектурных сооружениях (храм, собор, башня). Однако, не нужно перегружать детей специальными архитектурными терминами и делать акцент на архитектуру зданий. Следует выделить лишь главные отличия объекта от других (разноцветные купола собора, колонны во дворце, эмблема на здании театра и т.д.). Педагог помогает детям научиться замечать окружающую действительность, понимать кем это создано, ценить труд людей, беречь окружающий мир.

Основной задачей педагога является формирование у детей пятого года жизни системных знаний по истории и культуре своего родного края, развитие чувства гордости и любви к своему Отечеству.

Основные принципы формирования патриотического чувства:

1. Принцип историзма. Основан на поддержании хронологического порядка изучаемых явлений и приведение их к двум историческим фактам – прошлое (когда-то давно) и настоящее (сейчас).

2. Принцип гуманизации. В основе лежат высшие гуманитарные понятия – любовь к ближнему, к малой родине, к Отчизне. Педагог признает позицию ребенка, учитывает его эмоции и переживания, признает в ребенке полноценного партнера.

3. Принцип дифференциации. В основе лежит формирование идеальных условий для возможности самовыражения каждого ребенка во время усвоения знаний о родном городе, учитывая половые и возрастные особенности дошкольника, прошлого опыта, эмоционально и когнитивной характеристики.

4. Принцип интегративности. В основе лежит совместная деятельность семьи, образовательной организацией, культурными и краевыми организациями. Во время знакомства детей с историей и культурой города необходимо использовать различные виды деятельности.

5. Принцип наглядности. В основе лежит использование пособий и игр, содержащих историческую и краеведческую информацию, что поддерживает в детях интерес к тематике и обеспечивает доступность информации.

6.Принцип развивающего обучения. Принцип реализуется путем использования в занятиях с детьми элементов ТРИЗ (технология решения изобретательных задач), воспитания творчески активной личности, способной принимать нестандартные решения.

 Целью работы педагога является пробуждение любви к малой родине, историческому и культурному наследию.

  Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- развивать у дошкольников нравственные ценности по отношению к родному городу; 

- развивать любовь каждого ребенка к историческому прошлому, способность замечать историю в окружающей действительности (названия улиц, старинные здания и т.д.), формировать уважительное отношение и гордость, развивать интерес к настоящему;

- рассказывать о культурном наследии родного города;

- создавать детям пятого года жизни условия для включенности в жизнь города, воспитание чувства горожанина;

- вести просветительскую работу для родителей посредством детей, учить их быть примером для ребенка в деле сбережения и приумножения ресурсов родного края.

Следовательно, проведенные занятия смогут обогатить знания дошкольников об истории родного города, развить чувство эмпатии и гордости за жителей города, сформировать у детей непосредственный интерес к родному городу. Работа, направленная на знакомство с родным краем, его культурой, помогает привить любовь к истории и традициям своего народа, способствуют формированию личности ребенка в патриотическом духе.

Большую роль играют совместные с родителями экскурсии по родному городу, посещение всей семьей его коресностей и т.д. результаты такого досуга можно оформить в виде выставки фотографий, доклада или смонтировать фильм про родной край.

При этом тема экскурсии должна быть разработана педагогом совместно с родителями ребенка. Время экскурсии и территориальные границы должны быть разумно выбраны, например, не исотрия родного города, а история центральной площади или определенной улицы, история судеб горожан и т.д..

Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания должно проходить максимально деликатно в отношении к каждому ребенку. Главное условие в такой работе – добровольность участия.

Таким образом, знакомство с родным городом должно носить систематический, последовательный характер, осуществляться в разных образовательных областях и направлениях. Изначально ребенка нужно научить любить своих близких, своий детский коллектив, район, город, а только затем к Отчизне.

При знакомстве с городом, используется много сложного материала архитектурного и исторического характера. Этот материал нужно преподносить детям в доступной форме, все доложно быть нагляно и эмоционально значимо. Начинать необходимо от «близкого» к «далекому», то есть от родного дома ребенка, ближайших улиц, района – тех мест, где ребенок бывает ежедневно. Расширять объем материала необходимо постепенно, переходя к все более сложным объектам. Тем самым ребенок воспринимает все многообразие и красоту города.

Изучая историю родного города, дети получают ресурс для создания комплекса понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), для развития творческих способностей, продуктивных умений и навыков.

Главная цель изучения родного города – вызвать интерес у ребенка, разбудить его воображение, вызвать желание узнавать все новое и новое о родном городе, тем самым помогая ребенку в личностном становлении.

При ознакомлении детей пятого года жизни с архитектурой родного города  можно использовать метод проектов. Целью проекта является внедрение комплексного подхода к воспитанию патриотизма, ознакомление детей с историей и культурой родного города, его достопримечательностям, формирование любви и уважения к родному краю.

Изучение истории Санкт-Петербурга оказывает воздействие на духовное и нравственное развитие, благодаря которому формируются основные учебные умения для комплексного изучения окружающего мира.

Тема «Город», очень актуальна. Особое внимание следует уделять развитию у дошкольников нравственных качеств, свойственных во все времена жителям Санкт-Петербурга.  Это   послужит прочной базой для реализации следующих задач:

- зародить в детях интерес к нашему городу, являещемуся единственным городом в мире, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

- научить гордиться своим отечеством, уважать создателя нашего города, знаменитых сограждан;

- формировать навыки поведении в общественных местах, развивать культурные навыки достойные петербуржца;

-  вызвать стремление улучшать свой город;

-  познакомить детей с главными памятниками архитектуры, истории, узнавать объекты, их местоположение, делиться впечатлениями, оценивать действия и события;

- обогатить знания о районе, о его роли в городе, формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;

- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

Дошкольники еще не осознают сути исторических событий, их периодичность, статистические сведения недоступны для их понимания. Поэтому наиболее рационально проводить знакомство с городом доступными средствами. Продуктивно направлять внимание ребенка на то, с чем он сталкивается ежедневно, но не всегда замечает, не обращает внимания. Направленное формирование интереса к историческом у и культурному наследию родного города помогает развивать первичную ориентацию ребенка в мире сфере мировой културы, поможет развитию его творческой индивидуальности.

Этапы воспитания любви к Родине у детей пятого года жизни:

- любовь, привязанность к родному дому, к семье (совместная деятельность с родителями, рассматривание фотографий, беседы);

- интерес, привязанность к своему детскому саду (экскурсия по зданию и территории детского сада, беседы с работниками, совместная деятельность);

- любовь и привязанность к своему городу (создание альбомов фотографий с достопримечательностями города, знакомство с героями и известными людьми города, экскурсии, сюжетно-ролевые игры);

- воспитание отношения к своей стране (усвоение знаний о стране: флаг, герб, гимн, президент, особенности природы, знаменитые люди, традиции, культура). Через просмотр мультфильмов, видеофильмов, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседы.

Процесс восприятия у детей пятого года жизни происходит в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это способствует созданию максимально ярких, эмоциональных, запоминающихся образов, в отличии от образов из книг или учебных пособий. Так зарождается любовь к Отчизне, ее историческом у и культурному наследию, ее природе, ее согражданам.

Приступая к патриотическому воспитанию, к воспитанию любви к родному городу, педагог должен осознавать о чем рассказывать детям, что им показывать, как подчеркнуть характерные для родного края особенности, чем славен родной город, должен понимать с помощью каких средств показать связь родного места со всей страной. Для этого педагог сам должен очень хорошо знать историю и культуру своей Родины, любить ее.

Следовательно, дети пятого года жизни должны знать название своей родной страны, занть как называется ее столица, как называется родной город или село. Знакомство детей пятого года жизни должно происходить с учетом того, что информация, полученная от педагога во время занятий, должна формировать в дошкольниках не только положительные чувства и значимые эмоции, но и вызывать у них желание к деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Формирование представлений о родном городе у детей подготовительной группы через организацию экскурсий к историческим места

Формирование представлений о родном городе у детей подготовительной группы через организацию экскурсий к историческим места  презентация работы для родителей и коллег...

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной и...

Исследование уровня сформированности представлений о родном городе у детей пятого года жизни

Привитие любви к родному городу - одна из ступеней нравственно - патриотического воспитания. Одной из главных задач в процессе дошкольного воспитания - формирование позновательного интереса к изучению...

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....

"Проектирование процесса формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной и...