Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.
статья

Аноскина  Гюзель Рафековна

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.

Для маленького гражданина представление о том, что мы называем малой Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей.

Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. п., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – то есть организация экскурсий.

Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, а также весьма ощутимыми затратами на организацию доставки детей до места проведения экскурсии. И здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется   через организацию интерактивных экскурсий.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Преимуществами являются: доступность, возможность повторного просмотра,

наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему

материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно

поставленным целям и интересам детей.

В образовательной деятельности детского сада можно использовать следующие формы

проведения виртуальных экскурсий:

мультимедийные

презентации,

посещение виртуальных музеев,

видеоэкскурсии.

Мультимедийные презентации создаются с помощью программы PowerPoint. Данная форма проведения экскурсии наиболее доступна для педагогов. В детском саду есть оборудование для просмотра презентаций (проекторы, интерактивные доски).

Некоторые музеи создают сайты с возможностью онлайн посещения выставок,

экспозиций. Данная форма виртуальной экскурсии вызывает больший интерес у

воспитанников, потому что создает эффект посещения, а также есть возможность рассмотреть экспонат со всех сторон. Создается эффект присутствия на выставке, можно пройти по ней, задавая курсивом направление, приближая объекты.

И еще одна форма проведения виртуальной экскурсии – это видеоэкскурсия. Успешность развития дошкольников при знакомстве с историей родного города возможна только при условии активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, поэтому привлекаем родителей к созданию видеоэкскурсий. Родители могут рассказать о тех местах, где когда-то побывали. Рассказать историю этого места.

Содержание виртуальных экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:

1) В соответствии с календарно-тематическим планированием

выбираем темы, формулируется цель и задачи экскурсии.

2) Изучается информация, проводится предварительная работа с

родителями.

3) Далее на основе подобранного материала составляется маршрут

экскурсии, создается видеоряд или подбирается фотоиллюстрации.

4) Определяется техника ведения виртуальной экскурсии и

подготавливается текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий

комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде

аудиозаписи голоса «экскурсовода».

5) Проводится виртуальная экскурсия с обсуждением.

Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе

рассказа воспитателя, также эти вопросы побуждают детей к логическому

мышленью (Как вы думаете, почему именно на этом месте решили построить

город?,  Почему наш город так назван? И т.д.)

6) При необходимости осуществляется повторный просмотр видеофрагментов, слайдов презентации.

7) Заканчивается виртуальная экскурсия итоговым обсуждением, входе которого вместе с детьми педагог обобщает, систематизирует увиденное и услышанное.

Таким образом, применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической

деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...

Статья " Развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации,что способствует размыванию нравствен...

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...

Диагностика развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста Цель данной диагогностики заключается в том чтоб выявить уровень представлений о своём городе владеют дошк...