Исследование уровня сформированности представлений о родном городе у детей пятого года жизни
методическая разработка (старшая группа)
Привитие любви к родному городу - одна из ступеней нравственно - патриотического воспитания. Одной из главных задач в процессе дошкольного воспитания - формирование позновательного интереса к изучению истории и культуре родного города.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследование уровня сформированности представлений о родном городе у детей пятого года жизни
Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания. Одной из главных задач в процессе дошкольного воспитания – формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города.
В исследовании участвовало 9 детей средней возрастной группы в возрасте пяти лет.
Для изучения уровня сформированности нравственных чувств и уровня элементарных знаний о родном городе у дошкольников 5 -го года жизни, мы использовали следующую методику:
«Мониторинг нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста» М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой.
Цель: определить уровень сформированности у дошкольников основ патриотического воспитания.
Исследование проводилось в виде беседы и наблюдения с использованием фотографий и макетов достопримечательностей города.
Критерии оценки уровня: сформированность у дошкольников основ патриотического воспитания.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе.
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?», карта-схема города, фотографии достопримечательностей.
Ход проведения: Беседа педагога с детьми. Показ ребенку фотографии, по которой он определяет название достопримечательности.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
У ребенка не вызывает трудностей сказать название города, района, домашний адрес. Четко и по порядку отвечает на заданные вопросы. Знает названия достопримечательностей города, где они находятся. Может назвать несколько соседних улиц.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает несущественные ошибки. Может назвать достопримечательности, но не знает их расположение. На заданные вопросы отвечает логично, четко, но в большинстве ответы не достаточно развернутые.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок допускает много ошибок. Вызывает трудности назвать свой адрес, не знает местных достопримечательностей. На заданные вопросы отвечает с ошибками.
Задание 2 «Символика родной страны, города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок знает цвета флага, определяет порядок их расположения. Знает значение символов на гербе как страны, так и своего города. Может объяснить что означают данные символы. Выполняет задания с интересом.
Средний уровень (2 балла)
В ответах ребенка есть несущественные ошибки. Рассказывает о символах гербов, флагов и их значении только с помощью взрослого в виде наводящих вопросов.
Низкий уровень (1 балл)
Вызывает затруднение рассказ о символике страны и родного города. Требуется постоянная помощью взрослого. Тема заданий не вызывает интереса.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
У ребенка не вызывает никаких затруднений сказать названия предметов быта и народных игрушек, он свободно рассказывает об их применении в быту, уверенно знает народные праздники и их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в большинстве правильно называет предметы быта и народные игрушки. Требуются дополнительные вопросы взрослого, чтобы объяснить их использование. На некоторые вопросы затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
При ответах испытывает видимые затруднения. Зачастую неправильно называет предметы быта. Вызывает затруднение ответ на вопрос об их использовании. Нуждается в постоянной помощи взрослого.
Задание 4. «Патриотические чувства к стране»
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Расскажи, ты любишь страну в которой живешь? Почему?
- Если бы ты был волшебником и мог выполнить только «большие» желания – для всей страны, для всех жителей, какие бы три желания ты загадал?
- Ты бы хотел когда-нибудь уехать жить в другую страну? Почему?
- Ты гордишься своей страной? Почему?
- Кого из жителей нашей страны ты уважаешь? Почему?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Для ребенка характерно положительное эмоционально - значимое отношение к родной стране. Подробно объясняет, что ему нравится в стране, охотно рассказывает какие изменения в своем городе (стране) необходимы, чтобы жизнь в стране стала лучше и интереснее. Гордится своей принадлежностью к стране.
Средний уровень (2 балла)
В целом отношение к родной стране у ребенка положительное, он охотно рассказывает, что ему нравится или нет, но его отношение не достаточно сформированно, ребенок не предлагает свои мысли по улучшению жизни в стране, чувство гордости ограниченно, изменчиво.
Низкий уровень (1 балл)
Ответы ребенка односложные, ребенок не показывает своих эмоциий. Ребенок высказывает положительное отношение к своей стране, но оно носит ситуативный, переменчивый характер.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношение детей к родному городу. Умение последовательно высказывать свою позицию в ответе на заданный вопрос. Навыки свободного мышления.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Любишь ли ты свой город? Почему?
- Ты бы хотел переехать когда-нибудь в другой город? Почему?
- Какие места родного города ты любишь посещать вместе с родителями?
- Что тебе нравится/не нравится в родном городе?
- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок положительно относится к окружающей среде, высказывает заботу о своих родных, проявлет дружелюбность.
Средний уровень (2 балла).
Ответы ребенок на поставленные вопросы отрывочные. Нуждается в постоянной помощи взрослого в виде наводящих вопросов. Ответы односложные, без рассуждений и объяснений.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок с трудом отвечает на поставленные вопросы. Не знает достопримечательностей родного города, не проявляет заботу о близких, настроен недружелюбно.
Комплекс заданий позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:
Высокий уровень (13-15 баллов) – ребенок знает свое имя, фамилию, название города, страны, домашний адрес; называет и узнает достопримечательности, зеленые зоны города, несколько соседних улиц,; знает и узнает государственную символику России, герб города; знает народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о флоре и фауне родного края; проявляет заботу о природе, близких, эмпатичен, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень (8-12 баллов) - Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; государственную символику России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, соседние улицы (необходима помощь педагога); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет флору и фауну родного края, не знает географическое расположение города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в выражении своих чувств и переживаний.
Низкий уровень (5-7 баллов) - Не знает названия страны, города, домашний адрес. Узнает флаг, герб; не знает достопримечательности родного города; плохо знает названия улиц; не знает народные праздники, игрушки; не может назвать географическое положение города, о растительности, животном мире родного края; не умеет заботиться о близких, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Конспект итогового занятия в средней группе...
Конспект совместной образовательной деятельности детей пятого года жизни "Природа родного края"
Цель образовательной деятельности: укрепление активного интереса детей к природе родного края, стимулирование детской любознательности....
статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"
В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...
Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни
Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о н...