ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья
Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной из задач проектирования образовательного процесса по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_protsessa_formirovaniya_predstavleniy_o_rodnom_gorode.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной из задач проектирования образовательного процесса по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [1].
Исследования ряда авторов показывают, что дошкольникам доступно познание культурных ценностей, проявление интереса к окружающей действительности (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.), овладение определенными знаниями о мире и оценка действий и поступков окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г.Н. Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.).
Дошкольный возраст представляет собой благоприятный период, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Игра является ведущим видом деятельности детей на этом возрастном этапе. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков и др. Благодаря игровой деятельности дети способны познавать окружающий мир, общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми, «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия. Поэтому именно в дошкольном возрасте следует использовать потенциальные возможности игры, в частности потенциал дидактических игр, для формирования представлений о родном городе у дошкольников. Задача воспитателя состоит в проектировании процесса формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Прежде всего, уделим внимание основным понятиям –«проектирование», «педагогическое проектирование» и «дидактическая игра».
Проектирование представляет собой этап педагогической деятельности при решении конкретной задачи, особый вид педагогической деятельности, которая является важным условием осуществления регулятивной функции педагогики (В.С. Безрукова, И.К. Журавлев, В.В. Краевский и др.). Сущность проектирования определяется как предварительное мысленное построение будущего процесса образования.
В исследованиях Е.А. Тирской педагогическое проектирование рассматривается как мотивированный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве [2].
Под педагогическим проектированием Н.О. Яковлева понимает целенаправленную деятельность по созданию проекта, как инновационной модели образовательной системы, ориентированного на массовое использование [4].
Как отмечает Н.В. Чен дидактическая игра – это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей [3].
Мы рассматриваем дидактическую игру как средство формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
В своей практической деятельности мы сосредоточили внимание на информационных и исследовательских проектах, в большей степени направленных на решение задач формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе.
Нами разработан проект «Мой родной город».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители).
Длительность проекта: 1 учебный год (долгосрочный проект).
Цель проектирования: способствовать формированию представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи проектирования: конкретизировать первоначальные представления: культурно-исторические особенности родного города; административные особенности города; особенности труда жителей города; национальные особенности населения, проживающего в городе; формировать дифференцированные представления: традиции и культура своей национальности, города в целом; картографические особенности города; формировать обобщенные представления (понятия): значимость и красота семейных обычаев и традиций; роль проявления дружеских, уважительных отношений между людьми разных национальностей.
Кроме задач, которые реализуются в аспекте формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста, мы решали задачи, связанные с развитием игровой деятельности: обогащение, конкретизация представлений детей о различных элементах краеведческих знаний как содержательной основы дидактических игр; актуализация потребности в отражении полученных впечатлений в игровой деятельности; формирование навыков игрового взаимодействия, осознанного отношения к игровым правилам, стремления к достижению позитивных результатов; формирование осознания нравственной ценности совместного игрового взаимодействия, достойного поведения в результате выигрыша (проигрыша), адекватных реакций на успех и неудачу, эмпатии в условиях соревнования; стимулирование поиска вариантов игры, модификация ее структурных элементов (игровые действия, правила, содержание).
Этапы проекта: ориентировочный, подготовительный, обучающий, самостоятельная игра детей. Отметим основные формы и методы, применяемые на каждом этапе.
Ориентировочный этап: наблюдение за игровой деятельностью детей с целью раскрытия перед детьми общей схемы деятельности, донести до их сознания смысл нормативных регуляторов, акцентировать внимание на достижении результата; беседы с целью акцентирования внимания детей на необходимости следования правилам.
На подготовительном этапе были предложены следующие темы: «Административные особенности города» (дидактическая игра-лото «Административные здания города Перми», «Символика города» и др.), «Культурно-исторические особенности города» (дидактическая игра «Собери картинку достопримечательности города Белгорода», «Путешествие по Белгороду», лото «Памятники Белгорода», лото «Учреждения культуры города Белгорода», «Мой город» и т.д.), «Национальные особенности жителей города» («Национальные костюмы жителей Белгородской области», «Быт русского народа» и др.), «Особенности труда жителей города» («Путешествие по городу», «Кому что нужно для труда»), «Картографические особенности города» («Здания города Белгорода», «Мой город», «Путешествие по городу», «Мой город Белгород» (парные перевертыши)).
Обучающий этап: внесение игры должно быть во время самостоятельной деятельности детей, с применением сюрпризных моментов.
Самостоятельная игра детей: предварительная и заключительная беседы, комментарии по ходу игры, анализ и оценка действий, напоминание правил, обращение к личному опыту, актуализация и обсуждение проблемных ситуаций; при первичном проигрывании ведущим игры должен быть воспитатель, при последующих – инициатива отдактся детям.
Таким образом, проблема проектирования процесса формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр активно решается в условиях нашего дошкольного учреждения. Разработка и реализация авторского проекта в данном направлении имеет большой потенциал для формирования представлений о родном городе у детей, используя возможности дидактических игр.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Тирская Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения: Дис. … канд. пед. наук. – Омск, 1999. – 151 с.
- Чен Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. – 2011. – С. 6-10.
- Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография. – СПб.: СПб АППО, 2009. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА Фестивале педагогов ДОУ 2016г. г. Кондопога Номинация:«Методическое сопровождение образовательного процесса»...
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»
«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»...
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего возраста посредством дидактических игр
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно бо...
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"
Национальный проект "Современный детский сад"Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение ка...
Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Статья о формировании представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредствои проектной деятельности...
Консультация для воспитателей "Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опы...
"Проектирование процесса формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной и...