Развлечение "Люби и знай родимый край"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_lyubi_i_znay_rodimyy_kray.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люби и знай родимый край»
(развлечение для старшей и подготовительной группы)
Цель: Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
Предварительная работа:
- Слушание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»
- Подготовка слайдовой презентации
- Вход детей «Волшебный край»
- Разучивание национальных игр
- Разучивание танца «Дружбы»
- Разучивание стихов о Югре.
ВЕДУЩАЯ: Среди просторов нашей страны есть край, с красивой природой, где вы родились, живете, где ваш дом родной, а называется он - Ханты-Мансийский Автономный Округ. Слайд 1,2 А старинное название нашего округа – Югра.
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
ВЕДУЩАЯ: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам! Каким? (Ответы детей: Ханты и манси) Слайд 3,4
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Ханты и манси – трудолюбивый народ: растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси - мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют - «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера. А для этого нам надо позвать хозяйку тайги.
(Под музыку входит хозяйка тайги)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Я – Хозяйка Тайги. Много сказок, легенд я знаю, и в край Югорский в гости приглашаю! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов. Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, нужно теплое и надежное жилье. Ребята, а как называется жилища хантов? (Чум) Слайд5
Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. По вечерам у огня в чуме, детям любят загадывать загадки. И я вам сейчас тоже загадаю загадки. Тогда слушайте...
Загадки:
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось или олень)
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу злой и голодный? (Во
Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала…»
Нет ни дыма, ни пожара (лиса)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Живут на нашем Севере Сказки и Легенды. Сейчас я вам поведаю о некоторых из них...
Слайд «РЕКИ И ОЗЁРА»
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
«Ручейки и озера»
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» - дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Слайд «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда: В очень далекие времена; жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как- то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже погас. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её - Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, а Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сертру. С тех давних пор, не могут они встретиться..
\
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее. «Солнце».
Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.
Слайд «ТАЙГА»
Легенда: Эта история призошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод - мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня,
добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему:« Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». И превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас я познакомлю вас с народной игрой, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды»
Игра «Собери ягоды».
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать.
Черемуха - на носочках,
морошка - вниз наклон,
голубика - на корточках.
Игра «Капканы».
Мальчики - «капканы», девочки - «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю, я хочу провести Национальный обряд «Дерево желаний» (Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.)
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились. Я знаю, что ребята приготовили стихи, посвященные нашей прекрасной малой родине – Югре.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Я очень рада, что вы любите и с гордость говорите о своей малой родине. И за это я хочу вас наградить дипломами.
И чтобы вы не забывали где вы живете, я приготовила вам маленькие подарочки.
Группа «Почемучки» Е.В.ЛеонтьеваСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»
Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ "КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Это развлечение способствует приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа....
Люби и знай родимый край
Проектная работа "Люби и знай родимый край"...
Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции»
Пояснительная записка. Актуальность проекта: интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появило...
Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»
Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»...
Конспект ООД игра – путешествие «Родимый край люби и знай»
Формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях; коммуникативных качеств речи...
Проект по теме "Родимый край, люби и знай!"
Проект "Родимый край, люби и знай!" по патриотическому воспитания для детей подготовительной группы...