Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

 

Оборудование, материалы: иллюстрации родного края, звуки леса,  дидактическая игра: «Угадай правило»,  звуки луга, запись песни «Край ты мой любимый», конспект, слайды городов Татарстана.

                                               Ход занятия.

Звучит песня: «Край ты мой любимый».

  - Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно связан он и  со своей Родиной – местом, где родился и вырос.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Родине, поближе познакомимся с родным краем.

- Что такое Родина, родной край? ( это прежде всего близкие люди, это ваш дом, улица, поселок,  где вы родились и живете,  это детский сад, куда вы ходите, воспитатели, это природа, которая окружает вас).

Ребенок 1:     Там, где сладко пахнет смородиной,

                        Там, где дом и родная семья-

                        Это все называется Родина,

                        Дорогая родная  земля.

Ребенок 2:      Великую землю, любимую землю,

                        Где мы родились и живем,

                        Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

                        Мы Родиной  нашей зовем.

- Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан. ( показываю карту)

- Наш край – это частица большой и прекрасной страны по имени Россия.

- Природа нашего края красива и богата во все времена года.

- Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего только нет в нашем краю!

- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле.

                                      Люблю мой край….

                                      Как странно это слышать:

                                      Ведь каждый человек свой любит край!

                                      Но небо здесь синее, солнце выше,

                                      И в цвет сирени здесь окрашен май!

                                      Люблю мой край!

                                      Я много мест видала,

                                      И можно хоть полмира обойти,

                                      Но ближе и родней родного края,

                                      Я, думаю, мне больше не найти!

- Ребята, расскажите, что вы знаете о родном крае, о природе Татарстана.

 Ребенок: - Я хочу рассказать о лесах нашего края. (запись: «Звуки леса»)

-Лес доставляет людям огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес. Жизнь леса зависит от каждого,  кто  бывал в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

Дидактическая игра: «Угадай правило».

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Вспомнить эти правила помогут вам картинки у меня на столе.

Ребенок:     Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно – погибнет другое, за ним – третье, и пойдет цепочка, пока не погибнет весь лес.

- Как вы думаете, нужен ли человеку лес?

- Для чего? (очищает воздух от пыли, выделяет кислород)

- Чем больше будет лесов, тем чище будет воздух,  которым мы дышим, а чистый воздух – это залог здоровья каждого человека.

Ребенок:         Дерево, трава, цветок и птица

                           Не всегда умеют защититься,

                            Если будут уничтожены они,

                             На планете мы останемся одни.

- Наши леса и рощи – краса и защита родного края. «Рощи да леса – всему краю краса» - гласит народная пословица.  Поэтому надо беречь наши леса.

 - А сейчас поговорим о птицах нашего края. Жить без птиц было бы скучно. Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение!

- Ребята, расскажите, что вы знаете о птицах нашего края?

Ребенок 1: - На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием.

Ребенок 2: - Круглый год в лесу живут синицы, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости- снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотой своего голоса.

Ребенок 3: - Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. Постоянный обитатель леса – пестрый дятел – исключительно полезная птица, и человек охраняет ее.

- Филин любит жить в лесной глуши. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки, вороны, сороки.

- Ребята. Какую пользу птицы приносят лесам? ( уничтожают вредных насекомых и тем самым продлевают жизнь лесам).

- Что вы можете сказать о животном мире нашего края?

 Ребенок:    - Животный мир Татарстана богат и разнообразен. Самый крупный зверь -  это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. В елово – пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях. Лисицы, волки и ежи живут по всей территории республики. Медведь – редкий зверь. Он включен в список  особо охраняемых животных.

- Сейчас мы немного с вами отдохнем.

                                                            Физминутка: «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По  болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

                                                                     (звучат звуки луга.)

- Широкой полосой вдоль реки Камы тянутся наши луга. Ярко – зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами.

Под дуновением ветра травы колышутся. На лугу также интересно, как в

лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть. Послушайте гудение шмелей, пчел.  И вы поймете, как важно  оберегать красоту луга. Охранять жизнь всех его обитателей. На лугу растут только травянистые растения.

- Ребята, кто еще нам расскажет о луге?

Ребенок:   - Луг – это еще и добрый друг, берегущий наше здоровье. На лугу растут лекарственные травы. Я каждое лето с бабушкой собираю их и знаю «секреты» многих трав. Например, нарывы и порезы лечат листом подорожника. Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение. Собирать лекарственные травы  можно только в тех местах, где их много.

- В руках человека и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помните об этом! Берегите природу нашего края, чтобы она сохранила свою красоту.

- Татарстан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Назовите? (здесь выращивают пшеницу, рожь, овес, гречиху, горох)

- А основное богатство нашей республики -  это хлеб. Труженики полей выращивают рожь, пшеницу.

- О природе нашего края мы поговорили, а сейчас давайте поговорим о городах Татарстана.

- В нашей республике много городов. Какие города вы знаете? (Казань, ЧИстополь, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск)

 - Каждый город чем-то знаменит. Может кто–то из вас знает?

( В Набережных Челнах собирают большие машины «Камазы»; города Бугульма, Альметьевск – нефтяные города; в Чистополе делают часы; в Нижнекамске – шины для машин).

- Да, наша республика богата нефтью, природным газом, строительными материалами.

- В нашей республике живут разные народы.

- Какие народы живут в нашей республик? (русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры).

- Что еще можно рассказать о народах Татарстана?

Ребенок: - Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города, преумножают богатства родного края и заботятся о нем.

- Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою Родину, природу – это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Ребенок:       Добротой земля моя прекрасна,

                      Так давай на долгие века

                      Сохраним земле ее богатства –

                      Эти рощи, реки и луга!

- Ребята, а вы любите свою Родину? За что? ( ответы детей)

- Я вам дала домашнее задание: найти и выучить пословицы и поговорки о родном крае. Вы готовы?

- Расскажите пословицы и поговорки о родном крае.

  1. Нет ничего краше, чем Родина наша.
  2. Жить – Родине служить.
  3. У нас тот герой -  кто за Родину горой.
  4. Всякому мила родная сторона.
  5. Люби Родину, как родную мать.
  6. Родина поучает – Родина выручает.
  7. Если дружба велика – будет Родина крепка.
  8. Родина краше солнца, дороже золота.
  9. Для Родины своей сил не жалей.
  10. Человек без Родины своей, что без песни соловей.

Анализ занятия.

- Подошло к концу наше путешествие по родному краю. Вам оно понравилось?

- Что нового вы узнали? (Нужно беречь и охранять родной край).

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotaciya_k_zanyatiyu.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Аннотация к занятию.

Рассказываю детям  о достопримечательностях родного края, активизирую знания детей о родном поселке, о природе Татарстана. Воспитываю любовь к родному краю, желание  приумножать его  богатства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

Интегрированное НОД в подготовительной группе "Край наш кубанский"

Воспитание любви к малой Родине, знакомство с традициями кубанского быта, воспитание интереса к произведениям народного искусства Кубани-  основная задача данного материала.Именно в дошкольном во...

Занятие для детей подготовительной группы на тему "Мой родной край - Татарстан"

Занятие для детей подготовительной группы, включающее региональный компонент...

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Экскурсионный проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Край, в котором я живу"

Этот проект посвящается городу Мышкин, который является Родиной моих воспитанников.В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольнико...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область»

Конспект предназначен длч детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой форме. В форме путешествия по родному краю. Происходит формирование элементарных представлений о прошлом и настоящем...

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...