Методическая разработка "Я в этом городе прекрасном живу"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Предлагаем Вам познакомиться с вводным занятием из цикла "Петербурговедение".
Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»
Возраст детей: 5-7 лет
Длительность мероприятия: 30 минут
Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
- Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
- Развивать внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
- Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_v_etom_gorode_prekrasnom_zhivu.docx | 26.41 КБ |
ya_v_etom_gorode_prekrasnom_zhivu_wecompress.com_.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 108 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект НОД по познавательному развитию
в группе старшего дошкольного возраста
«Я в этом городе прекрасном живу»
Составила и провела:
Воспитатель I квалификационной категории
Рудольф Ирина Андреевна
Санкт-Петербург
2021
Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»
Возраст детей: 5-7 лет
Длительность мероприятия: 30 минут
Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
- Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
- Развивать внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
- Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.
Методы и приемы:
- Наглядные: рассматривание презентации.
- Словесные: рассказ, объяснение, подсказки.
Создание образовательной среды: компьютер, проектор.
I. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Давайте прочитаем его… Но для начала посмотрите на этот конверт и подумайте кто мог прислать нам это письмо?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами представлен конверт, в которое вложено полученное письмо. Чтобы письмо дошло до получателя, тот, кто его отправляет должен правильно оформить конверт. В одном углу обязательно указывают, кто написал и отправляет это письмо, и обязательно пишут адрес, чтобы получатель смог отослать ответ.
В другом углу пишут уже имя получателя письма, в нашем случае это мы и поэтому здесь написано «Группа №8». Во второй строчке пишут адрес куда почта должна доставить письмо. Наш детский сад находится в городе Санкт-Петербург на Светлановском проспекте, в доме 55 корпус 2, именно поэтому на конверте указан этот адрес и почтальон смог доставить это письмо точно нам и оно не потерялось.
А чтобы письмо было еще и быстро доставлено, желательно указывать индекс получателя – это числовой шифр, который понимают почтальоны, в нем зашифрован целый адрес нашего сада!
Воспитатель: Ну что ж, ребята, интересно узнать, что написано в этом письме?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Тогда я с удовольствием открою его и прочитаю вам…
II. Основная часть
Воспитатель: А вот что написано в письме…
Чижик-Пыжик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение».
Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?
Дети (ответы)
Чижик-Пыжик: Все верно!
Чижик-Пыжик на Фонтанке – один из любимых памятников гостей и жителей Петербурга.
Один из самых маленьких памятников в мире (и уж точно – самый-самый в Петербурге) Чижик-Пыжик сидит на камешке возле воды около 1-ого Инженерного моста через Фонтанку. Эта бронзовая птичка в натуральную величину с завидным постоянством собирает вокруг себя гостей и жителей города. Маленький памятник чижику уже давно стал одним из символов Петербурга. Поэтому этот символ будет вашим проводником в путешествиях по Санкт Петербургу.
А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным (но далеко не всем) достопримечательностям.
Чижик
Я общался со своими коллегами – соседями птицами, и они рассказали мне увлекательную легенду…
27 мая 1703 года, когда Петр I (российский правитель) осматривал свои северные земли и прогуливался по Заячьему острову (Петропавловская крепость), Петр вдруг остановился и воскликнул: «Здесь быть городу»! В это время в небе появился орел, который стал парить над Петром I. Птица следовала за Петром повсюду, а затем исчезла.
На месте закладки города (на Заячьем острове) Петр приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда они были готовы, вновь появился орел и опустился на их перекладину. Петр прошел под воротами, а орел сел на его плечо и с тех пор постоянно был рядом с императором. Появление орла означает верность петровских задумок по поводу строительства города.
Воспитатель: Сейчас, ребята, вы услышали легенду о возникновении нашего города, но никто не знает, а правда ли прилетал орел или нет… Но абсолютно все жители города знают, что Санкт-Петербург был точно заложен 27 мая 1703 года на Заячьем острове по указу Петра 1.
Воспитатель: А теперь Чижик-Пыжик предлагает отправиться нам на прогулку по городу. Но для начала нам нужно хорошенько размяться.
Физкультминутка
Люблю по городу гулять, (марш на месте)
Люблю смотреть, люблю считать. (изображает бинокль в руках, сжимаем-разжимаем кулачки)
Невский – раз, Зимний – два, (наклоны влево и наклоны вправо)
Три – красавица Нева, (тянемся вверх руками, стоя на носочках)
А четыре – мост Дворцовый, (тянемся руками к полу)
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу (разминаем ноги согнутые в коленях)
И на купол погляжу. (изображаем бинокль)
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд. (повороты туловища влево и вправо)
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы. (наклоны головы влево и вправо)
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне. (круговые движения головой влево и вправо)
Десять – из-за поворота (обнять себя крепко)
Вижу Нарвские ворота. (развести руки широко в стороны)
Воспитатель: Вот теперь мы готовы к прогулке по городу. Сейчас мы окажемся у одной из достопримечательностей города Санкт-Петербург, которая была заложена через несколько месяцев после основания города на этом же острове.
Загадка:
Собор этот выше других и старей.
Здесь усыпальница русских царей.
Издалека виден шпиль золотой,
Высится он над стеной крепостной.
Ангел под самыми облакам
Город Петра осеняет крылами.
(Петропавловский собор)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали загадку. Это Петропавловский собор, а на его шпиле пристроился ангел… послушайте легенду про него.
Когда царь Петр 1 задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. Они должны были жить вместе с царем, но им нравился их город - Москва. И стали люди плохо говорить о месте, где начали строить наш город. Петру 1 захотелось, чтобы люди, также, как и он, полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела. Но царю хотелось, чтобы ангела могли увидеть все люди.
Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, на самом высоком месте в городе.
Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней-высокой башней, на которой находятся колокола. Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Шпиль похож на спицу или иглу и это не случайно.
На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож?
Дети: (ответы)
Воспитатель: На яблоко. Шар так и называют, яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит из двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием, их смогут прочитать люди, которые будут в будущем реставрировать колокольню.
В «Яблоко» вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развеваются. Почему, как вы думаете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Наверху очень холодно, там всегда ветер. Когда ветер дует очень сильно, ангел поворачивается. Так он может осмотреть весь город.
Гимнастика для глаз
Чижик-Пыжик: Ваши глазки так устали,
Что отдохнуть они мечтали.
Давайте поскорее их разомнем
И «ловить» своими глазками меня начнем.
Воспитатель: Дети, сейчас вам надо «поймать» глазками Чижика-Пыжика на экране, для этого внимательно следим за его передвижениями.
Чижик-Пыжик: Ребята, продолжаем узнавать наш город дальше. Поэтому прикладываю к письму карту Санкт-Петербурга. Обратите внимание на расположение Заячьего острова. Место для возведения Санкт-Петербурга и его первой крепости было выбрано не случайно. Ведь оно не простое, а стратегически важное, ведь от крепости хорошо были видны сразу два рукава Невы - Большая и Малая Нева. А, значит, можно было вовремя увидеть вражеские корабли, если бы они надумали штурмовать (нападать на) укрепление.
Воспитатель: а мы продолжаем гулять дальше…
Через год в 1704 году почти напротив Петропавловской крепости заложили Адмиралтейство - верфь, где строили военные парусные корабли для защиты Санкт-Петербурга. И работники этой верфи стали возводить свои жилища вокруг Адмиралтейской верфи - Морские слободы.
Воспитатель: Сейчас по вспомогательным картинкам на экране вам, ребята, необходимо составить целый текст про Адмиралтейство и рассказать его нашему Чижику-Пыжику:
- Адмиралтейство построили на берегу какой реки? реки Невы.
- Оно имеет форму буквы какой? П.
- Что находится на шпиле Адмиралтейства? Он – символ морской славы нашего города Кораблик
- От Адмиралтейства отходят сколько улиц? три 3 улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Чижик-Пыжику очень понравился ваш рассказ. а теперь снова садимся на поезд и скорее поехали дальше.
Чижик-Пыжик: В 1712 году Петр 1 провозглашает город Санкт-Петербург столицей России. Поэтому застройка еще больше разрослась, и стало появляться огромное количество достопримечательностей, радующих жителей города и по сегодняшний день.
Недалеко от Адмиралтейства находится Дворцовая площадь и Зимний дворец. А в Зимнем дворце находится музей «Эрмитаж».
Во дворце, где у царских семей
Зимнее было становище,
Теперь … - так зовётся музей,
В котором хранятся сокровища.
Чтоб обойти эти груды добра,
Не хватит, пожалуй, и месяца.
Посуда из чистого серебра,
Хрустальные люстры светятся,
Картины предыдущих веков,
Гобелены и статуи,
Знамёна, отбитые у врагов,
Звёздные, полосатые…
Из малахита и лазурита
Вазы, колонны, столики –
Всё это доступно, всё это открыто
И школьнику, и историку.
(Н. Глазков)
Зимний дворец – самый большой, самый главный дворец в нашем городе: в нем 1059 помещений, 5 парадных подъездов, 117 лестниц, он имеет внутренний дворик и собственную церковь. Жили в Зимнем дворце многие правители нашей страны и по тому там часто проводились балы и царские приемы, на которых обязательно танцевали. Давайте представим себя прекрасными дамами и храбрыми мужчинами в красивых одеяниях, будто сам царь позвал нас к себе в гости и мы мысленно станцуем для него вальс, закрываем глаза и представляем как мы танцуем под музыку вальса для самого царя.
Музыка вальс
III. Заключительная часть
Воспитатель: Видите, ребята, в каком прекрасном городе мы живём! И это только малая часть интересных и известных мест и достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Мы с вами должны гордиться, что мы петербуржцы! А сейчас расскажите мне:
- О чем рассказывал вам Чижик-Пыжик?
- На каком острове заложили город Санкт-Петербург?
- Какой правитель дал указ о постройке города Санкт-Петербург?
- Как называется река, рядом с которой возвели наш город?
- Какие достопримечательности находятся в нашем городе?
Дети (ответы)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чижик-Пыжик Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки Группа №8 «Теремок» ГБДОУ детский сад №108 Россия, г. Санкт-Петербург, Светлановский проспект, д.55к2 194064
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение». Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?
А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным достопримечательностям.
По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. Он собрал рабочий люд И построил крепость тут. .
Собор этот выше других и старей. Здесь усыпальница русских царей. Издалека виден шпиль золотой, Высится он над стеной крепостной. Ангел под самыми облаками Город Петра осеняет крылами .
П 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для использования воспитателями "Прекрасный талант-понимать другого"
Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников? Здесь рассматривается три совершенно разных позиции ребёнка по отношению к другим людям и к себе самому. Какой тип поведения делает ребён...
методическая разработка по внедрению проекта "Елочка живи"
Цели проекта: 1. формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста; развивать творческие способности детей.2. Привлечь внимание воспитанников и родителе...
Методическая разработка по теме "Город сказка - город быль"
Методическая разработка по теме: "Город сказка - город быль" для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка проекта "Сказки мир прекрасный..."
Методическая разработка проектаНазвание проекта: «Сказки мир прекрасный…»Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группыОписание проблемы, решению которой посвящён проект:...
Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы "Обычная и необычная соль"
Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы" "Обычная и необычная соль" Цель: - расширить кругозор...
Методическая разработка "Мир, в котором я живу"
Основные задачи:1. Вызвать интерес у детей к окружающему миру вокруг нас. Закреплять знания детей о предметах ближайшего окружения (мебель, одежда, посуда).Учить называть их части (из чего состоят, дл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива. Данный материал может быть исп...