Методическая разработка "Я в этом городе прекрасном живу"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рудольф Ирина Андреевна

Предлагаем Вам познакомиться с вводным занятием из цикла "Петербурговедение".

Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»

Возраст детей: 5-7 лет

Длительность мероприятия: 30 минут

Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
  2. Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
  2. Развивать внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
  2. Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 108 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект НОД по познавательному развитию

в группе старшего дошкольного возраста

«Я в этом городе прекрасном живу»

Составила и провела:

Воспитатель I квалификационной категории

Рудольф Ирина Андреевна

Санкт-Петербург

2021


Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»

Возраст детей: 5-7 лет

Длительность мероприятия: 30 минут

Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
  2. Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
  2. Развивать внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
  2. Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.

Методы и приемы:

  • Наглядные: рассматривание презентации.
  • Словесные: рассказ, объяснение, подсказки.

Создание образовательной среды: компьютер, проектор.


I. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Давайте прочитаем его… Но для начала посмотрите на этот конверт и подумайте кто мог прислать нам это письмо?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами представлен конверт, в которое вложено полученное письмо. Чтобы письмо дошло до получателя, тот, кто его отправляет должен правильно оформить конверт. В одном углу обязательно указывают, кто написал и отправляет это письмо, и обязательно пишут адрес, чтобы получатель смог отослать ответ.

В другом углу пишут уже имя получателя письма, в нашем случае это мы и поэтому здесь написано «Группа №8». Во второй строчке пишут адрес куда почта должна доставить письмо. Наш детский сад находится в городе Санкт-Петербург на Светлановском проспекте, в доме 55 корпус 2, именно поэтому на конверте указан этот адрес и почтальон смог доставить это письмо точно нам и оно не потерялось.

А чтобы письмо было еще и быстро доставлено, желательно указывать индекс получателя – это числовой шифр, который понимают почтальоны, в нем зашифрован целый адрес нашего сада!

Воспитатель: Ну что ж, ребята, интересно узнать, что написано в этом письме?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Тогда я с удовольствием открою его и прочитаю вам…

II. Основная часть

Воспитатель: А вот что написано в письме…

Чижик-Пыжик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение».

Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?

Дети (ответы)

Чижик-Пыжик: Все верно!

Чижик-Пыжик на Фонтанке – один из любимых памятников гостей и жителей Петербурга.

Один из самых маленьких памятников в мире (и уж точно – самый-самый в Петербурге) Чижик-Пыжик сидит на камешке возле воды около 1-ого Инженерного моста через Фонтанку. Эта бронзовая птичка в натуральную величину с завидным постоянством собирает вокруг себя гостей и жителей города. Маленький памятник чижику уже давно стал одним из символов Петербурга. Поэтому этот символ будет вашим проводником в путешествиях по Санкт Петербургу.

А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным (но далеко не всем) достопримечательностям.

Чижик

Я общался со своими коллегами – соседями птицами, и они рассказали мне увлекательную легенду…

27 мая 1703 года, когда Петр I (российский правитель) осматривал свои северные земли и прогуливался по Заячьему острову (Петропавловская крепость), Петр вдруг остановился и воскликнул: «Здесь быть городу»! В это время в небе появился орел, который стал парить над Петром I. Птица следовала за Петром повсюду, а затем исчезла.

На месте закладки города (на Заячьем острове) Петр приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда они были готовы, вновь появился орел и опустился на их перекладину. Петр прошел под воротами, а орел сел на его плечо и с тех пор постоянно был рядом с императором. Появление орла означает верность петровских задумок по поводу строительства города.

Воспитатель: Сейчас, ребята, вы услышали легенду о возникновении нашего города, но никто не знает, а правда ли прилетал орел или нет… Но абсолютно все жители города знают, что Санкт-Петербург был точно заложен 27 мая 1703 года на Заячьем острове по указу Петра 1.

Воспитатель: А теперь Чижик-Пыжик предлагает отправиться нам на прогулку по городу. Но для начала нам нужно хорошенько размяться.

Физкультминутка

Люблю по городу гулять, (марш на месте)

Люблю смотреть, люблю считать. (изображает бинокль в руках, сжимаем-разжимаем кулачки)

Невский – раз, Зимний – два, (наклоны влево и наклоны вправо)

Три – красавица Нева, (тянемся вверх руками, стоя на носочках)

А четыре – мост Дворцовый, (тянемся руками к полу)

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу (разминаем ноги согнутые в коленях)

И на купол погляжу. (изображаем бинокль)

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд. (повороты туловища влево и вправо)

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы. (наклоны головы влево и вправо)

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне. (круговые движения головой влево и вправо)

Десять – из-за поворота (обнять себя крепко)

Вижу Нарвские ворота. (развести руки широко в стороны)

Воспитатель: Вот теперь мы готовы к прогулке по городу. Сейчас мы окажемся у одной из достопримечательностей города Санкт-Петербург, которая была заложена через несколько месяцев после основания города на этом же острове.

Загадка:

 Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облакам

Город Петра осеняет крылами.

(Петропавловский собор)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали загадку. Это Петропавловский собор, а на его шпиле пристроился ангел… послушайте легенду про него.

Когда царь Петр 1 задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. Они должны были жить вместе с царем, но им нравился их город - Москва. И стали люди плохо говорить о месте, где начали строить наш город. Петру 1 захотелось, чтобы люди, также, как и он, полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела. Но царю хотелось, чтобы ангела могли увидеть все люди.

Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, на самом высоком месте в городе.

Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней-высокой башней, на которой находятся колокола. Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Шпиль похож на спицу или иглу и это не случайно.

На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож?

Дети: (ответы)

Воспитатель: На яблоко. Шар так и называют, яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит из двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием, их смогут прочитать люди, которые будут в будущем реставрировать колокольню.

В «Яблоко» вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развеваются. Почему, как вы думаете?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Наверху очень холодно, там всегда ветер. Когда ветер дует очень сильно, ангел поворачивается. Так он может осмотреть весь город.

Гимнастика для глаз

Чижик-Пыжик: Ваши глазки так устали,

Что отдохнуть они мечтали.

Давайте поскорее их разомнем

И «ловить» своими глазками меня начнем.

Воспитатель: Дети, сейчас вам надо «поймать» глазками Чижика-Пыжика на экране, для этого внимательно следим за его передвижениями.

Чижик-Пыжик: Ребята, продолжаем узнавать наш город дальше. Поэтому прикладываю к письму карту Санкт-Петербурга. Обратите внимание на расположение Заячьего острова. Место для возведения Санкт-Петербурга и его первой крепости было выбрано не случайно. Ведь оно не простое, а стратегически важное, ведь от крепости хорошо были видны сразу два рукава Невы - Большая и Малая Нева. А, значит, можно было вовремя увидеть вражеские корабли, если бы они надумали штурмовать (нападать на) укрепление.

Воспитатель: а мы продолжаем гулять дальше…

Через год в 1704 году почти напротив Петропавловской крепости заложили Адмиралтейство - верфь, где строили военные парусные корабли для защиты Санкт-Петербурга. И работники этой верфи стали возводить свои жилища вокруг Адмиралтейской верфи - Морские слободы.

Воспитатель: Сейчас по вспомогательным картинкам на экране вам, ребята, необходимо составить целый текст про Адмиралтейство и рассказать его нашему Чижику-Пыжику:

  1. Адмиралтейство построили на берегу какой реки?  реки Невы.
  2. Оно имеет форму буквы какой? П.
  3. Что находится на шпиле Адмиралтейства? Он – символ морской славы нашего города Кораблик
  4. От Адмиралтейства отходят сколько улиц? три 3 улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чижик-Пыжику очень понравился ваш рассказ. а теперь снова садимся на поезд и скорее поехали дальше.

Чижик-Пыжик: В 1712 году Петр 1 провозглашает город Санкт-Петербург столицей России. Поэтому застройка еще больше разрослась, и стало появляться огромное количество достопримечательностей, радующих жителей города и по сегодняшний день.

Недалеко от Адмиралтейства находится Дворцовая площадь и Зимний дворец. А в Зимнем дворце находится музей «Эрмитаж».

Во дворце, где у царских семей

Зимнее было становище,

Теперь … - так зовётся музей,

В котором хранятся сокровища.

Чтоб обойти эти груды добра,

Не хватит, пожалуй, и месяца.

Посуда из чистого серебра,

Хрустальные люстры светятся,

Картины предыдущих веков,

Гобелены и статуи,

Знамёна, отбитые у врагов,

Звёздные, полосатые…

Из малахита и лазурита

Вазы, колонны, столики –

Всё это доступно, всё это открыто

И школьнику, и историку.

(Н. Глазков)

Зимний дворец – самый большой, самый главный дворец в нашем городе: в нем 1059 помещений, 5 парадных подъездов, 117 лестниц, он имеет внутренний дворик и собственную церковь. Жили в Зимнем дворце многие правители нашей страны и по тому там часто проводились балы и царские приемы, на которых обязательно танцевали. Давайте представим себя прекрасными дамами и храбрыми мужчинами в красивых одеяниях, будто сам царь позвал нас к себе в гости и мы мысленно станцуем для него вальс, закрываем глаза и представляем как мы танцуем под музыку вальса для самого царя.

Музыка вальс

III. Заключительная часть

Воспитатель: Видите, ребята, в каком прекрасном городе мы живём! И это только малая часть интересных и известных мест и достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Мы с вами должны гордиться, что мы петербуржцы! А сейчас расскажите мне:

- О чем рассказывал вам Чижик-Пыжик?

- На каком острове заложили город Санкт-Петербург?

- Какой правитель дал указ о постройке города Санкт-Петербург?

- Как называется река, рядом с которой возвели наш город?

- Какие достопримечательности находятся в нашем городе?

Дети (ответы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №108 Выборгского района Санкт-Петербурга Рудольф Ирина Андреевна Я в этом городе прекрасном живу

Слайд 2

Чижик-Пыжик Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки Группа №8 «Теремок» ГБДОУ детский сад №108 Россия, г. Санкт-Петербург, Светлановский проспект, д.55к2 194064

Слайд 3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение». Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?

Слайд 5

А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным достопримечательностям.

Слайд 6

По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. Он собрал рабочий люд И построил крепость тут. .

Слайд 8

Собор этот выше других и старей. Здесь усыпальница русских царей. Издалека виден шпиль золотой, Высится он над стеной крепостной. Ангел под самыми облаками Город Петра осеняет крылами .

Слайд 13

П 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для использования воспитателями "Прекрасный талант-понимать другого"

Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников?  Здесь рассматривается три совершенно разных позиции ребёнка по отношению к другим людям и к себе самому. Какой тип поведения делает ребён...

методическая разработка по внедрению проекта "Елочка живи"

Цели проекта: 1. формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста; развивать творческие способности детей.2. Привлечь внимание воспитанников и родителе...

Методическая разработка по теме "Город сказка - город быль"

Методическая разработка по теме: "Город сказка - город быль" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка проекта "Сказки мир прекрасный..."

Методическая разработка проектаНазвание проекта: «Сказки мир прекрасный…»Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группыОписание проблемы, решению которой посвящён проект:...

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы "Обычная и необычная соль"

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы" "Обычная и необычная соль" Цель: - расширить кругозор...

Методическая разработка "Мир, в котором я живу"

Основные задачи:1. Вызвать интерес у детей к окружающему миру вокруг нас. Закреплять знания детей о предметах ближайшего окружения (мебель, одежда, посуда).Учить называть их части (из чего состоят, дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива. Данный материал может быть исп...