Адаптированная основная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Цель реализации Программы: развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, развития художественно- творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах продуктивной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5»
города Сосновоборска
.
Адаптированная основная образовательная программа
группы компенсирующей направленности для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сосновоборск
2016
Содержание Программы
1. Целевой раздел | |
| 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. Индивидуальные особенности контингента воспитанников группы | 5 |
| 5 |
2. Содержательный раздел | |
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 9 |
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 12 |
2.3.Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей | 14 |
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 23 |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы | 28 |
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 31 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Распорядок и/или режим дня | 33 |
3.2. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий | 33 |
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 34 |
4. Дополнительный раздел | |
Краткая презентация Программы | 35-37 |
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата находится на территории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №5» функционирует с 1 июня 2012г. Учредителем ДОУ является администрация города Сосновоборска. Отношения между учредителем и ДОУ определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДОУ находится по адресу 662501, г. Сосновоборск, ул. Солнечная 9а; телефон: 8(39131)2-10-70.
Имеет лицензию серия 24Л01 №7193-л от 16.01.2013на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с государственными программами.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа в разновозрастной группе (3-7 лет) компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработана на основе Образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №5» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
1.1.1.Цели и задачи реализации программы:
Цель реализации Программы: развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, развития художественно-творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах продуктивной деятельности.
Задачи реализации Программы:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуруличности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формировать образовательные программы различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развивать у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1 принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
2 принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3 принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4 принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5 принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6 принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7 принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
При формировании Программы учтены следующие подходы:
- культурно-исторический подход к развитию психики человека, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения, наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. индивидуальные особенности контингента воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
Приложение №1
1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы, в виде требований к целевым ориентирам.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с нормой интеллектуального развития по всем областям:
-ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладаетустановкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры для детей, имеющих сложный дефект (ЗПР,….) прописаны в индивидуальных адаптированных программах.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Художественно- эстетическое развитие ребенка является одним из ведущих направлений деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №5» г.Сосновоборска. Эффективность данного направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, изобразительной деятельности.
В группе реализуются авторские программы, разработанные педагогами самостоятельно:
Образовательная область | Парциальная образовательная программа | Возраст детей |
Художественно – эстетическое развитие | Программа «Оле-Лукойе» Программа «Мукасолька» | 3-7 лет |
Данные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.
Цели и задачи реализации парциальных образовательных Программ
Парциальная программа | Цели реализации парциальных образовательных Программ | Задачи реализации парциальных образовательных Программ |
Программа «Оле-Лукойе» | Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной сферы. |
а) развивать зрительное восприятие основных цветов и оттенков цветов спектра, величины, пространственных отношений, фактуры предметов (например, в предметах настольных театров: твёрдые – мягкие, гладкие – шероховатые); б) развивать слуховое восприятие; в) развивать двигательную сферу детей, манипулятивную функцию рук, движений пальцев рук.
а) развивать внимание, память, мышление, творческое воображение детей; б) Развивать эмоциональную сферу, сопереживание; в) Развивать импрессивную и экспрессивную речь, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
|
Программа «Мукасолька» | Развитие мелкой моторики через овладение элементарными навыками и умениями, используемыми в тестопластике. |
|
Принципы и подходы к формированию парциальных образовательных Программ см. 1.1.2. настоящей Программы.
Таким образом, в целевом разделе образовательной Программы обозначены цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения Программы.
Обозначенные в целевом разделе цели и задачи реализуются через содержание образовательной деятельности учреждения.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цели и задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяются целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются:
- в процессе образовательной деятельности с детьми (занятия),
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программно-методическое обеспечение
|
Содержание образовательной деятельности с детьми по социально – коммуникативному развитию представлено по возрастам в Приложении №2
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программно-методическое обеспечение
|
Содержание образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию представлено по возрастам в Приложении №3
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Программно-методическое обеспечение
|
Содержание образовательной деятельности с детьми по речевому развитию представлено по возрастам в Приложении №4
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Программно-методическое обеспечение
|
Содержание образовательной деятельности с детьми по художественно - эстетическому развитию представлено по возрастам в Приложении №5
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Программно-методическое обеспечение
|
Содержание образовательной деятельности с детьми по физическому развитию представлено по возрастам в Приложении №6
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Характеристика видов деятельности представлена в Приложении № 7
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Социально – коммуникативное развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей Игротека | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа | Картинки Игровые пособия Дидактический материал Макеты ТСО |
Познавательное развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Рассматривание Наблюдение Игра – экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос - ответ | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Речевое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Беседа после чтения Рассматривание Игровая ситуация Дидактические игры Тематическая беседа | Игровой Наглядный Практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Художественно – эстетическое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Изготовление украшений для групповых помещений к праздникам, предметов для игры, сувениров Рассматривание предметов, узоров в работах народных мастеров и произведениях, в произведениях книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи Игра Организация выставок работ Праздники | Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты растительного и животного мира Реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Физическое развитие | |||
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник | Рассматривание Наблюдение Показ Игра Повторение Выполнение | Спортивный инвентарь Игровые пособия Макеты Раздаточный материал ТСО |
Описание форм образовательной деятельности Приложение №8
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Направление детей в группу осуществляется Управлением образования администрации города Сосновоборска только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению городской психолога - медико-педагогической комиссии (ГПМПК).
Целью данного раздела АООП является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Для детей со сложными дефектами развития разрабатываются индивидуальные адаптированные программы на основе рекомендаций специалистов ГПМПК.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Целевые ориентиры речевого развития детей по возрастам см. Приложение № 9
Целевые ориентиры для детей, имеющих сложный дефект (интеллектуальные нарушения, речевые нарушения, нарушения слуха, зрения) прописаны в индивидуальных адаптированных образовательных программах.
Содержание работы учителя-логопеда:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуковогоанализа и синтеза;
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, кэмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем всложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определеннойкоррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Организация логопедического обследования.
- сбор анамнестических данных;
- диагностика;
- заполнение диагностических карт.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствиис программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучениематериала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и
актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражаетпреемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечиваетинтеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей
лексической темы.
Приложение № 10
Программно - методическое обеспечение |
7-9лет с церебральным параличом». А.В. Мамаева; КГПУ им. В. П. Астафьева.- Красноярск, 2008
|
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для сопровождения детей с ОВЗ необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
В процессе образовательной деятельности в учреждении гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы, это способствует тому, чтобы все дети участвовали в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает иные формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. Исходя из этого в режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пиши. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В процессеиндивидуальной коррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка. При групповой коррекции работа ведется с группой детей, близких по возрасту и имеющих схожие проблемы.
Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный период. В этот период воспитатель снимает стресс, обеспечивает положительное эмоциональное состояние дошкольника, создает спокойную обстановку, налаживает контакт с ребенком и родителями.
При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Выбор системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда Программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные планы воспитания и обучения, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально бытовой ориентации. При проектировании индивидуального плана учитывается ряд принципов:
- принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ,
- принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем.
- принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
- принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Для детей с ОВЗ в план вводится пропедевтический раздел, дающий возможность в элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик, приемов.
При организации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развитии учитывается своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции.
При задержке психического развития отмечается слабость словесной регуляции действий, поэтому акцент делается на развитие всех форм опосредования: использование реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности обучаем детей сопровождать свои действия речью, подводить итог выполненной работы, а на более поздних этапах - составлять инструкции для себя и для других, то есть обучать действиям планирования.
При разработке содержания коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, учитываются особенности их психического развития (развитие коммуникативной, социальной, игровой деятельности).
Программно методическое обеспечение |
1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. 2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. |
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РДА направлена на развитие функциональной, спонтанной коммуникации, формирование навыков самообслуживания, совершенствование игровых навыков и формирование способности к игре со сверстниками, положительное поведенческое вмешательство в проблемное поведение, развитие функциональных учебных навыков, способствование когнитивному росту. Акцент делается на организацию физического пространства, которое обеспечивает соблюдение баланса между периодами интенсивной работы и возможностями взаимодействия со всеми детьми или небольшими группами. Среда группы, где находится ребенок, должна способствовать сосредоточению внимания, а не отвлекать его. Необходимо исключить попадание в поле зрения ребенка мониторов компьютеров и телевизионных экранов. Некоторая часть группы обустраивается так, чтобы ребенок мог уединиться.
В работе с такими детьми используются наглядные расписания и пособия. Место для игр оборудуется подальше от входной двери. В некоторых случаях может использоваться помощь ассистента в сопровождении ребенка.
Программно методическое обеспечение |
1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.6. Улла Кислинг: Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие «Теревинф», 2010 г. |
Ведущая роль в работе с детьми с СДВГ отводится опосредованной психолого-педагогической коррекционной деятельности. Специалисту важно помочь родителям осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, поэтому акцент делается на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в которой должны преобладать методы поддержки и вознаграждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка. Такая опосредованная психолого-педагогическая коррекционная работа (через обучение родителей и педагогов) ведется параллельно с непосредственным психолого-педагогическим коррекционным взаимодействием специалиста и ребенка. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с СДВГ направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации помогает им научиться контролировать свое поведение и действия в целом. Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок учиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух сказанное. Наиболее адекватно в этот период использование игротерапии. В ходе игровых сеансов взрослый моделирует различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.
Далее детей с СДВГ можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2 - 3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать в подгруппу двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, малоэффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая работа поможет детям в ситуации непосредственного общения понять, как-то или иное их действие влияет на состояние другого. В этом помогает ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Программно - методическое обеспечение |
1.Гагаркина И.Г., Токмакова Л.П. «Гиперактивные дети» Красноярск, 2012г. 2.Лютова Г.К.. Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» Мю, 2000г. 3.Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам» М.: Сфера, 2005г. |
При организации деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата необходима повышенная эмоциональная вовлечённость в процесс обучении и воспитания, требуется частая смена мотиваций и индивидуальный подход. Систематические занятия физическими упражнениями повышают функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой и нервной систем, чем способствуют коррекции нарушений в здоровье детей. Стимулировать работу мышц спины и стопы помогают различные тренажёры (велотренажёры, скамейки, массажные коврики, фитболы, батуты, мешочки с песком, стен-плат формы и др.), целенаправленные подвижные игры. Индивидуальный подход дает возможность корректировать работу с такими детьми, предупреждая развитие имеющихся отклонений и деформаций в опорно-двигательном аппарате, или полное их исправления. Всё это приводит к совершенствованию всех органов и систем детского организма.
Главной задачей воспитания детей с ДЦП является укрепление общего здоровья ребёнка: соблюдение режима дня, правильное питание, сон, закаливание, развитие и нормализация движений. Для развития двигательных функций за ребёнком с ДЦП осуществляется контроль за положением головы, шеи, спины, ног не только во время выполнения им специальных физических упражнений, но и во время общего двигательного режима, контролируя позы ребёнка.
Организация деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:
1. Учет специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
2. Комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
3.Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, соблюдение дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
4. Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшение наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;
6. Создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах
Программно - методическое обеспечение |
1. А.С. Галанов «Игры, которые лечат». ТЦ «Сфера» 2001г. |
Методы и приемы взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Виды нарушений | Общие методы и приемы | Специальные методы и приемы |
Нарушение опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, стопы, ДЦП) | - Безбарьерная среда - Охранительно-педагогический режим - Варьирование форм организации деятельности - Модификация заданий - Альтернативное замещение - Дозировка нагрузки - Маркировка заданий для самостоятельной деятельности - Работа в парах - Индивидуальные правила - Тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения - Дневниковые записи | - Повышенная эмоциональная вовлечённость в процесс обучения и воспитания - Частая смена мотиваций - Использование различных тренажёров (велотренажёры, скамейки, массажные коврики, фитболы, батуты, мешочки с песком, степ- платформы) - Осуществление контроля за положением головы, шеи, спины, ног во время выполнения специальных физических упражнений и общего двигательного режима - Ассистирующие технические средства |
Нервно-психические нарушения (СДВГ, ЗПР, УО, эмоционально - аффективные, личностные расстройства, РАС) | - Отсутствие отвлекающих внимание предметов - Уединение в безопасном месте - Сигнальные карточки - Использование невербальных правил - Кодовая система слов, которая дает сигнал недопустимости поведения - Технологии имитационного моделирования - Поддержка тишины с помощью наушников - Использование наглядных моделей в обучении действию планирования - Игротерапия - Арт-терапия - Метод десенсибилизации - Аутогенная тренировка - Поведенческий тренинг - АВА - терапия | |
Нарушение речи ОНР, дизартрия | - Единый речевой режим |
Сопровождение детей-инвалидов осуществляется на основе ИПР комплексно специалистами учреждения, социальной защиты населения и учреждениями здравоохранения на основании положения о межведомственном взаимодействии.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. Родители и педагоги получают своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при не соблюдении рекомендаций. Эта деятельность основывается на анализе ситуации развития ребенка, особенностей семейного воспитания. В рамках этого направления педагоги заботятся о создании психологического, благоприятного климата в учреждении, комфортных условий для участников образовательных отношений, что влияет на эффективное взаимодействие родителей и детей.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Культурные практики организуются детьми в рамках исследовательской, коммуникативной, художественной и других видах деятельности; представляют собой организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. Это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с «экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми».
Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглашает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно;
- организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.
Руководство самостоятельной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
- организацию развивающей предметно - пространственной среды: удобное и соответствующее место для деятельности; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий, игр, различных материалов и реализации на её основе личностно-ориентированного, системного, интегрированного и деятельностного подходов к ребёнку;
- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной деятельности детей, в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
- владение педагогами опосредованными методами активизации детской деятельности.
Воспитатель действует осторожно, тактично, ненавязчиво. Не стесняя инициативы детей, направляя каждого ребёнка и одновременно следовать за всей группой.
Значение этой деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие-то действия, организовать сюжет игры, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям.
Самостоятельно организовывать свою деятельность должны уметь все дети детского сада, независимо от возраста, чем старше дошкольник, тем продолжительнее и насыщеннее их самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность может быть как индивидуальной, так и группами детей. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые дети уже получили к совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия.
Вид образовательной деятельности | Особенности |
Проектная деятельность | Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде метод проектов как технологию представляется в виде последовательных этапов (Приложение № 11) Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи:
- проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Проект как способ организации жизнедеятельности детей обладает потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. |
Исследовательская деятельность | В дошкольном возрасте экспериментирование является одним из ведущих способов познания мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально исследовательская деятельность, удовлетворяя возрастным особенностям дошкольников, оказывает большое развивающее воздействие. Экспериментально-исследовательская деятельность близка дошкольникам (дошкольники - прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое дело до конца. |
Проблемно- поисковое обучение | Организация образовательного процесса осуществляется таким образом, когда педагог систематически включает ребенка в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей: педагог увлекает воспитанников на поиск решения, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции. |
Для становления универсальных культурных умений у дошкольников, ведется работа над формированием особых культурных практик детской деятельности.
Культурные практики детской деятельности в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор качеств на основе:
- правовых практик;
- практик свободы;
- практик культурной идентификации;
- практик целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности;
- практик расширения возможностей детской деятельности.
Культурные практики | Содержание культурной практики |
правовых практик | Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности. Соблюдение правил поведения в процессе экспериментирования, па прогулке. Бережное отношение к живым объектам окружающей среды. Контроль за своим поведением в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и вне их. Проявление уважения к сверстникам, воспитателю, объектам окружающей среды. |
практик свободы | Проявление активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, живое заинтересованное участие в образовательном процессе. Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому. Способность управлять своим поведением. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. Формирование способности планировать своидействия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата. Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно исследовательской продуктивной деятельности. Проявление инициативы и творчества в решении проблемных задач. |
практик культурной идентификации | Формирование представлений о мире через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность детей |
практик целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности | Овладение основными культурно - гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, а так же соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. Способность планировать познавательно - исследовательскую деятельность на основе первичных ценностных представлений. Формирование умения обследовать предметы и явления с различных сторон выявить зависимости. Умение работать по правилу и образцу. Проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов. |
практик расширения возможностей детской деятельности | Ребенок самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно исследовательской деятельности. Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. |
На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Организация воспитательно - образовательного процесса в учреждении нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В учреждении созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, самостоятельность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Организация образовательной среды в учреждении стимулирует у ребенка развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому Программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, учит ребенка разумно и творчески относиться к действительности.
Схема развития деятельности ребенка такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),
- открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе).
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
возраст | Приоритетная сфера проявления детской инициативы | Способы поддержки детской инициативы |
3-4 года | продуктивная деятельность | - создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; - рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; - всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; - помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей: - способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; - в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе: - не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог); - учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; - уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность; - всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности. |
4-5 лет | Познавательная деятельность | - способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку; - создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр; - при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; - не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; - обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры; - привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; - привлекать детей к планированию жизни группы на день; - читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку. |
5-6 лет | Внеситуативно – личностное общение с взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная деятельность | - создавать в группе положительный психологический климат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; - уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; - поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, папе, бабушке…); создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. |
6-7 лет | Научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность | - вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; - спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнения спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности; - создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; - обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого и научить его добиваться таких же результатов; - поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; - создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам; - устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ; - организовывать концерты для выступления детей и взрослых. |
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода и реализуется через индивидуальные, групповые формы работы и формы родительского самоуправления. Индивидуальные формы (наблюдение, консультирование, собеседование, анкетирование, беседа, посещение семьи) позволяют своевременно реагировать на потребности семьи и оказывать ей необходимую помощь, выявлять положительный опыт семейного воспитания. Таким образом, педагоги учреждения получают информацию об особенностях разных категорий семей и планируют дальнейшую работу с ними. Организация ситуаций для взаимодействия детей и взрослых (совместное дело, праздники и т.п.) расширяет воспитательный потенциал семей, особенно неполных. Выявленный положительный опыт семейного воспитания (особенно многодетных семей) становится примером для молодых родителей. Под постоянным наблюдением педагогов находятся неблагополучные семьи, семьи с низким материальным уровнем жизни, для них организуются адресная помощь совместно с социальными службами города (предоставление льгот по оплате за ДОУ, акции и т.д.). В целях учета мнения родителей по вопросам управления учреждения организована работа родительского самоуправления, формами которого являются: родительский совет группы, родительский совет учреждения, общее родительское собрание, родительское собрание группы. Родителям с высоким уровнем активности предоставляется возможность участия в управлении учреждением и в реализации культурных практик.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Перспективное планирование работы с родителями см. Приложение № 12
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Содержание образовательной деятельности с детьми по парциальным программам представлено в методических пособиях
Парциальная программа | Методическое обеспечение |
Программа «Оле-Лукойе» |
|
Программа «Мукасолька» |
|
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Распорядок и/или режим дня. Расписание образовательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Приложение №13
3.2. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий
Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду – является неотъемлемой частью в деятельности дошкольного учреждения, поскольку способствует повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Традиции направлены прежде всего на сплочение коллектива детей, родителей, педагогов ДОУ, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений.
Традиционные | Описание особенностей |
События «Масленица» «День матери» «День космонавтики» «День Победы» «Всемирный день птиц» «День инвалида» | Приуроченность к знаменательным датам, событиям. Поддерживается самостоятельная деятельность детей. К участию привлекаются семьи воспитанников. Охват всех воспитанников ДОУ. |
Праздники «Праздник осени» «Новый год» «День рождения Детского сада» «8 марта – международный женский день» | Проводится ежегодно. К участию привлекаются семьи воспитанников. Изготовление атрибутов своими руками. К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
Мероприятия Спортивные | Проводятся ежеквартально. К участию привлекаются семьи воспитанников. К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
Акция «Посылка солдату» «Я такой же, как ты!» «Кормушка для птиц» «Остановим насилие против детей» | Добровольное участие. Изготовление атрибутов своими руками. Поддерживается инициатива детей. К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
Группа имеет свои традиции:
- «Утро радостных встреч». Особенность данной традиции обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками. Педагоги самостоятельно выбирают форму, в которой проводят традиционное утреннее приветствие, а также сроки, когда одно приветствие сменится другим.
- «День рождения». Особенность данной традиции: развивать у детей способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. Дети вместе с воспитателем и родителями поздравляют именинника, поют ему «Каравай», говорят пожелания.
3.3. Особенности организации предметно – пространственной среды
Образовательная среда в учреждении предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом, обеспечения активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Среда организуется на основе интегрированного подхода и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организующую, коммуникативную функции.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
1. Содержательно – насыщенной – среда должна включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям
- двигательная активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением
- возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой – среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – возможность разнообразного использования составляющих РППС ( например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; наличие полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления и пригодных для использования в разных видах детской активности;
4. Вариативной – наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5. Доступной – свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования,
6. Безопасной – все элементы среды должны соответствовать санитарно – эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности по обеспечению надежности и безопасность их использования.
Гибкое и вариативное использование пространства служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При организации предметной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития детей, их индивидуальные особенности, ведущий вид деятельности, центральная тема.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр науки и природы», «Уголок уединения», «Родительский центр»
- зона средней активности: «Центр конструирования», «Центр художественного творчества», «Центр маленькие музыканты»
- зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр театрализации», «Центр игры».
При организации предметно – пространственной среды используем методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования» О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р.Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация Программы
Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет, учитывает индивидуальные особенности детей и их семей и обеспечивает равные условия для получения дошкольного образования детьми.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цели, задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяется целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется:
- в процессе организованной образовательной деятельности (занятия),
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, ведущее направление – Развитие у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности представлено через парциальные образовательные программы (проекты), разработанные коллективом учреждения самостоятельно.
Образовательная область | Парциальная образовательная программа | Возраст детей |
Художественно – эстетическое развитие | Программа «Мукасолька» | 3-7 лет |
Художественно – эстетическое развитие | Программа «Оле-Лукойе» | 3-7 лет |
Отдельный раздел Программы раскрывает содержание коррекционной работы в группе, направленной на обеспечение коррекции недостатковв физическом,психическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В образовательной программе определены необходимые условия для её реализации. Это, прежде всего, пространство группы и участка, безопасная мебель, игрушки разного назначения, игры, удовлетворяющие потребности детей в движении, познании окружающего мира, профессиональные кадры и взаимодействие с семьями воспитанников. Основными направлениями взаимодействия являются взаимопознание и взаимоинформирование, совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Инициатором могут выступать как педагоги, так и родители.
Только совместная работа семьи и детского сада способна обеспечить создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»
формировать у детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час
При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...
Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе «Социокультурные истоки»
Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе«Социокультурные истоки»...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабоча программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».Тема: "Во саду ли, в огороде – мы нашл...