программа дополнительного образования «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ»
рабочая программа
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 471.55 КБ |
tekst_k_slaydam.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному посёлку, своему народу.
ЗАДАЧИ: Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности; Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного края; Получение и расширение доступных знаний о стране и родном крае: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д. Воспитание чувства гордости за свой край; Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
общечеловеческие ценности
Реализация содержания идет в следующих направлениях: Природно-климатические особенности родного края . Национально-культурные и исторические особенности края. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Защитники Отечества Ветераны и труженики посёлка Знаменитые люди края 4. Символика края.
Спасибо за Внимание!!!!
№ Тема Младшие группы Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1 Я, моя семья Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности Понятия «семья», «родной дом». Семья - группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо. 2 Родной посёлок, Плесецкий район Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Современные и старинные постройки. Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного посёлка. Крестьянские и городские постройки. Храмы. Символика Архангельской области. Культурно-историческое наследие родного посёлка. Особенности городской и сельской местности. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки Архангельской области, их современное и древнее название. 3 Природа родного края Растения сада, огорода, цветника, характерные для Архангельской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Растения сада, огорода, цветника, характерные для Архангельской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Растительный и животный мир Архангельской области. Охрана природы Архангельской области. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Архангельской области. 4 Савинский – посёлок цементников Дома Дома, строительство Савинский цементный завод. Известные люди. Савинский цементный завод. Производство цемента. 5 Быт, традиции Знакомство с русской избой и домашней утварью. Произведения устного народного творчества Архангельской области Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Произведения устного народного творчества Архангельской области Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни северного края. Чаепитие на Руси. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Архангельской области, традиционные праздничные блюда. 6 Русский народный костюм Знакомство с народным костюмом. Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма. Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков. Особенности народного костюма жителей севера. Женский и мужской костюмы. Современный костюм. 7 Народная игрушка Народная игрушка «скатка». Народная игрушка «скатка». Разновидность кукол, характерных для Архангельской области Игрушки-скатки: обрядовые, пасхальная кукла-крестец, кукла плодородия. Соломенные и деревянные игрушки. Игрушки народов севера: от истории возникновения до наших дней. 8 Народные игры Русские народные игры Русские народные игры, традиционные в Архангельской области. Народные обрядовые игры. Знакомство с разными видами жеребьевок (выбором ведущего игры). Разучивание считалок, слов к играм. Старинные и современные народные игры, традиционные в Архангельской области. 9 Земляки, прославившие наш край Понятие «земляки». Писатели, поэты и художники Архангельской области. Северяне - герои Великой отечественной войны. Наши современники-земляки, прославившие наш посёлок. Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Архангельской областью.
Предварительный просмотр:
Слайд №1 Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Слайд № 2 Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Слайд № 3 Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
- Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
- Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
- Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
- Познакомить с именами знаменитых земляков;
- Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;
- Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
Слайд № 4 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Исходя из выше изложенного, педагогический коллектив пришел к выводу, что необходима целенаправленная работа по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Для этого была создана и реализована на практике программа дополнительного образования «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ»
Слайд № 5 Программа является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Слайд № 6
Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Слайд № 7 В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы: (не зачитываешь)
Задачи программы | ||
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, края. | • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. | • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края. |
Слайд № 8 Работа по данной программе, будет более эффективной при создании соответствующей данной теме , предметно-пространственной среды.
Реализация регионального компонента в соответствии с программой осуществляется через следующие формы организации работы с детьми
Для вашего внимания….. План интеграции краеведческого содержания
в воспитательно-образовательный процесс таблица № 1
Слайд № 9 Специфика организации работы в данной программе заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характера.
Слайд № 10
Более подробно с содержанием образовательной деятельности по программе вы ознакомитесь из таблицы №2
Слайд № 20
Таблица №1
План интеграции краеведческого содержания
в воспитательно-образовательный процесс
Формы работы | Время проведения | Ст. группа | Подгот. группа | |
Образовательная деятельность | Занятия/беседы | 1 раз в месяц | 2х25 = 50 мин | 2х30=60 мин |
Художественное творчество | 1 раз в месяц | 25-30 мин | 25-30 мин | |
Чтение художественной литературы | 1 раз в месяц | 20 мин | 25 мин | |
Просмотр познавательных презентаций, мультфильмов | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | 20 мин | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю (каждый месяц вводится новая игра) | 12 мин х 5 =60 мин | 14 мин х 5 = 70 мин |
Экскурсии | 1 экскурсия – в 2 месяца | 30-40 мин | 30-40 мин | |
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры | По желанию детей | 5-10 мин | 10-15 мин |
Подвижные игры в группе | каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Проектная деятельность совместно с родителями | 3 проекта в год | ||
Конкурсы для детей и родителей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Праздники в группе | 4 раза в год | 40 мин х 2 = 80 мин | 40 мин х 2 = 80 мин |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
Таблица №2
№ | Тема | Примерное содержание образовательной деятельности |
1 | Растения Архангельской области | Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в сосновый бор, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада. |
2 | Животные Архангельской области | Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных. |
3 | Полезные ископаемые Архангельской области. | Добыча цемента. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в музей геологов — просмотр экспозиции «Полезные ископаемые края» |
4 | Воды Архангельской области. | Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения. |
5 | Карта. | Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своей области, района, поселка. Практические занятия. Путешествия по карте. |
6 | Охрана природы | Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций. |
7 | Прошлое своего края | Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей поселка Савинский, Плесецкого района ,Архангельской области. Памятники. Чтение книг по истории своего края. |
8 | Народы Архангельской области | Знакомство с национальностями, проживающими на территории Архангельской области, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен. |
9 | Искусство. Культура | Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Архангельской области и поселка Савинский. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Люби и знай свой край"
Программа расчитана на два года, с детьми 5-7 лет. Материалл программы расширяет кругозор детей, знакомит с известными людьми, с культурой, традициями, природой Воронежского ...
Программа по краеведению "Люби и знай свой край"
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...
Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»
Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...
Программа по краеведению "Люби и знай свой край"
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край»
Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....
Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года. Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградск...
Программа дополнительного образования "Я люблю родной свой край"
Программа дополнительного образования для старших дошкольников...