Программа дополнительного образования "Я люблю родной свой край"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Программа дополнительного образования для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования | 57.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №76 «Звездный» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №76 «Звездный»
Программа дополнительного образования
«Я ЛЮБЛЮ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ »
старшие к школе группы
Составитель: воспитатель
Цынгалева Ирина Леонидовна
«Я люблю родной свой край» региональная программа дополнительного образования, предназначенная для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей посредством формирования интереса к родному краю, его истории, природе, культурным традициям
Программа интегрируется с основной общеобразовательной программой ДОУ, является ее вариативной частью в соответствии с ФГОС ДО.
Пояснительная записка
Содержание образовательной программы, предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе - задачи формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Рассмотрев объем образовательной программы по нравственно-патриотическому воспитанию, встала задача, как, не перегружая детей непосредственно организованной деятельностью, сделать данную задачу программы не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Творческий коллектив ДОУ разработал программу дополнительного образования “Я люблю родной свой край”
По содержанию работы – краеведческая, по концептуальному решению – поликультурная, сочетающая в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы, направлена на разностороннее развитие дошкольников.
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми» (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И.Непомнящая), по видимому, связанных и с его национальной принадлежностью.
Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (СК.Рошин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (МСДжунусов. И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.
Дополнительная программа “ Я люблю родной свой край” включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого материала в работе с дошкольниками. Программа направлена на духовно-нравственное , экологическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка с рождения.
При разработке программы авторы взяли за основу концепцию программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» используемую в школе, доработав ее с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста,
Дополнительная программа «Я люблю родной свой край» является парциальной и разработана с учетом основных документов образования
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с
6 до 7лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в мероприятиях запланированных в программе.
Концептуальной основой программы, является обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей с историей, культурой и природой родного края.
Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л,С .Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев. С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.).
Поэтому в основу системы работы по программе «Я люблю родной свой край» легли следующие направления работы:
- Эколого-краеведческое
- Нравственно-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Художественно-эстетическое
Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных краеведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других. Например, такое универсальное средство, как природа, традиционно используют при решение групп задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. В нашей программе это средство дополнительно используют при решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Целью программы является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко - национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому. настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к окружающим.
Основные задачи программы:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину
- Содействовать в освоении детьми социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Сформировать представления о том - чем славен родной край.
- Воспитание уважения к национальной самобытности и традиционным ценностям.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
Регионализация патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели патриотического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность.
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Целостность
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Социальные идеи.
Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы. Педагогические идеи
В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясишев)развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).
Системность
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания, "Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружаюшему миру.
Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе
Интергации
Программа строится с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Стимулирование активности.
Важным этапом патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач; сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах.
Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентации
В соответствии с ФГОС образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, чтения) через:
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и взаимодействие с семьями детей.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Формы организации совместной образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:
- -экскурсии по улицам микрорайона поселка, в природу;
- -рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;
- -беседы;
- -чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;
- -просмотры диапозитивов, фильмов;
- -встречи с участниками исторических событий(ветеранами), интересными людьми;
- -занятия с представителями социума: школьный музей, библиотека поселковая, школьная библиотека,ДК «Энергетик» и др;
- -игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
- -создание альбомов, макетов и др.;
- -проектная деятельность,
- -познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;
- - викторины;
- -создание коллекций и их оформление;
- -оформление выставок;
- -продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- -слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы нашего т края;
- -развлечения, праздники и др.;
- -участие в праздниках, конкурсах, выставках
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от тематического планирования воспитательно-образовательной работы, контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от квалификации педагога.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по возрастным категориям:
1-й год - старшая группа;
2-ой год - подготовительная группа.
Проводится совместная деятельность из расчета 1 мероприятие в неделю: старший: 5-6 лет-25 минут; 6-7 лет-30 минут во вторую половину дня.
Условия реализации программы.
Для организации работы по оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ создана инфраструктура, которая является условием для воплощения идейного содержания ООП ДОУ и данной программы в частности и оказывает влияние на ее результаты.
Макросреда: музыкальный и спортивный зал, методический кабинет, мини-музеи в группах, микроцентр патриотического воспитания «Мой город», микроцентры развития( по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности).
Микросреда: В групповых помещениях выделено место для краеведческих уголков, оснащенных материалами, накопление и обновление которого идет в течение всего года в соответствии с тематическим планированием воспитательно-образовательной деятельности.
Это позволит детям выбирать занятия по интересам: рассматривать иллюстрации, фотографии, слушать музыку, рисовать, конструировать, играть, экспериментировать и др., а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Материалы для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей:
- -книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, аудиозаписи;
- -атрибуты старины: домашняя утварь, элементы русского народного костюма, изделия смоленских мастериц, народные игрушки, и др.;
- -атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;
- -материалы для продуктивной деятельности;
- -постоянно действующая выставка: детского (совместно со взрослыми) творчества, изделий народных мастеров, материалов к памятным датам и др.;
- -угодок природы, гербарии, материалы для экспериментирования;
- -коллекции
Формы взаимодействия с родителями
- -разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня к историческим, памятным местам;
- -создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для поселка событий и их реализация;
- -участие в акциях по уборке территории ДОУ, парка поселка, защите исторических памятников, памятных мест и др.;
- -организация совместных выставок, посвященных истории родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Дети имеют представления о городе Смоленске, Смоленском крае, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности, исторические памятники.
3. Проявление интереса к природе родного края , который находит отражение в детских рисунках, выставках поделок.
4. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных знаменитых людей , писателей и их произведения.
5. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
6. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.
7. Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
8.У детей развито чувство собственного достоинства как представителя своего великого народа.
9. У детей сформировано осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
Описание оптимального уровня овладения интегративными качествами
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
- Повышение уровня познавательного интереса детей к родному городу, его истории, культуре, природе.
- Активное участие в игровой деятельности, беседах, проявление интереса к общению со сверстниками и взрослыми по вопросам ознакомления с малой Родиной.
- Осознание ребенком нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям
- Эмоциональный настрой способствующий нравственному развитию детей.
Мониторинг результатов.
Беседа с детьми, опрос, наблюдение, игра, продукты продуктивной деятельности
Мониторинг детского развития | ||||||
Кружок : | ||||||
руководитель | ||||||
Имя , фамилия ребенка | Уровень развития | |||||
Познавательный интерес детей к родному городу его истории, достопримечательности, памятники. | Достаточно сформированы знания о культуре, традициях родного края; знаменитых людях Смоленщины , | Проявление интереса к природе родного края | Способность понимать важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям | Эмоциональный настрой способствующий нравственному развитию детей | Итоговый результат | |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Основной задачей является формирование представлений детей о географических особенностях Смоленского края, наших мест. Содержание материала раскрывает темы: местоположение поселка, климат, расположение на карте России; природа ; символика , даются представления об истории родного поселка, героях труда и ВОВ. достопримечательностях, социально-экономической значимости города Смоленска. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Краеведческие знания, используемые на занятиях, прогулках по родному поселку, кроме познавательного, всегда имеют и важное воспитательное значение, так как показывают нравственное и эстетическое богатство национальной культуры, способствуют формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа.
Содержание направления «Русская сторонушка»
( Нравственно-патриотическое воспитание)
Основные задачи программы старший дошкольный возраст:
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края путем предоставления первичных знаний о культурном наследии и духовных традициях города , области, о достопримечательностях , памятниках культуры.
- Способствовать формированию представления о том, чем славен родной город: боевыми подвигами смолян, выдающимися людьми, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве, науке и т.д.; трудовыми успехами .
- Расширить представления детей о профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
- Познакомить с традиционными народными промыслами, закреплять знание об искусстве как виде творческой деятельности людей.
- Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям через знакомство с малыми фольклорными формами, со сказками нашего края;
- Развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:
- Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, любознательность.
Тематическое планирование
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш город - ее часть. | Первые упоминания о Смоленске. | Развлечение «День рождение города» с использованием поэтических , музыкальных произведений, произведений искусства местных поэтов, художников, композиторов. | |
Октябрь | Смоленская крепостная стена. (Выставка рисунков “Древний Смоленск”.) | Символика нашего города. | Тайна имени твоего. | Моя семья. (Выставка рисунков “Семейный альбом для утёнка Тима”.) |
Ноябрь | Моя родословная. | Мое генеалогическое дерево | Мое генеалогическое дерево | Храмы Смоленска, Успенский соборХрам |
Декабрь | Знакомство со сказками Смоленского края.“Как чистота красоту понесла на высоту. “ | Ремёсла наших предков. | Семейные и современные праздники. | Культурные заведения . |
Январь | Традиции нашего народа.(Рождество) | Пришла коляда, отворяй ворота. | Красна изба. | |
Февраль | Как живут в деревне? Добрые избы. | Здравствуй, русская игра. (Игры: жмурки, мельница, прятки, цапки.) | Хороводы. «Здравствуй , Широкая Масленица» | Как на масленичной недели. |
Март | Смоленские украсы. (О женских рукоделиях.) | Встречаем птиц «Сороки» | Беседа «Национальная одежда». | Украшения Смолян (изготовление украшений) |
Апрель | Старинные улицы города. | Первый космонавт Земли. | Встречаем пасху. | Скульптурные памятники Смоленска. |
Май | Голубь мира. | Памятные места войны 1941-1945 гг. г. Смоленска., памятники погибшим воинам | Отечественная война 1812г. | Мониторинг. |
Основные задачи программы подготовительная к школе группа:
Расширять знания детей о своем городе, поселке, истории образования, достопримечательностях, памятных местах, прославленных земляках.
Познакомить детей с гербом Смоленска (главные элементы, их символика). Знакомить с местными событиями, интересными новостями
Расширять ориентировку в своем микрорайоне, поселке.
Привлекать детей к посильному участию совместно со взрослыми в общественной жизни своего города, поселка. Воспитывать любовь, привязанность, чувство сопереживания и сопричастности к людям, истории родного края.
Расширять знания о культурном наследии и духовных традициях города (поселка), области; о музеях, памятниках культуры. Дать знания элементарных правил поведения по охране памятников культуры нашего края.
Продолжать развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка.
- раскрывать яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров Смоленского края;
- показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия;
- развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;
Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости, любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам культуры.
Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, интерес к русским традициям.
Тематическое планирование (6-7 лет)
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | Мониторинг | Мониторинг | История города, поспелка(посе-щение школьного музея) | Развлечение “Путешествие по городу, поселку” с использованием поэтических , музыкальных произведений. |
Октябрь | Выставка, сотавление альбома рисунков “С чего начинается Родина”. | Символика города. | Ф.конь. Смоленская крепостная стена(ее история) | Парки и скверы в Смоленске. |
Ноябрь | Памятники поселка, города. | Выставка рисунков “Я люблю свой город” «Наш Смоленск» | Смоленские поделки | Старинная русская одежда. |
Декабрь | Русская изба. | Старинные игрушки древних славян. | Русская вышивка. | Города Смоленщины. |
Январь | Коляда, коляда, отворяй ворота. | Знакомство с творчеством М.И. Глинки. | ||
Февраль | Смоленский поэт А.Т. Твардовский. | Смоленские поэтМ.В. Исаковский. | Чтение произведений И. Соколова – Микитова. | Заучивание отрывка из стихотворения А.В. Мишина “Родная сторона”. |
Март | Талашкино. | Масленица. | Сороки. | Посёлок Пржевальское на Смоленщине. |
Апрель | Необъятный космос. | Пасха. | Мониторинг | Мониторинг |
Май | Боевые подвиги смолян, поздравление ветеранов ВОВ, экскурсии к памятникам погибших воинов, возложение цветов, участие в митинге | Улицы Смоленска. | Викторина “Люби и знай свою Смоленщину”. |
Содержание направления
Эколого-краеведческое
«Родной природы милый уголок»
Основные задачи программы старший дошкольный возраст:
- Формировать у детей элементарные представления о природных и географических особенностях Смоленской области. Познакомить с картой Смоленщины.
- Расширять и уточнять знания дошкольников о растениях родного края, птицах, диких животных и их повадках.
- Знакомить детей с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области.
- Формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни). Способствовать пониманию связи между поведением людей и состоянием природной среды Смоленщины, родных мест
- Стимулировать любознательность, познавательный интерес к природе Смоленской области.
- Воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.
Тематическое планирование
1 Неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Мониторинг | Мониторинг | «Что мы знаем о нашей Родине?» | «Люблю тебя мой край родной» |
Октябрь | «Земля-Мать, умей за нее постоять» | «Природа в стихах Смоленских поэтов» | «Тайны леса» | «У природы нет плохой погоды» |
Ноябрь | «Комнатные растения в наши дни» | Мониторинг | Мониторинг | «Как на нашей улице…» |
Декабрь | «Матушка-Зима» | «Животный мир родного края» | «Как строили избу» | «Растительный мир родного края» |
Январь | «Национальный парк Смоленское Поозерье» | «Лекарственные растения родного края» | «Красная книга Смоленской области» | |
Февраль | «Красная книга Смоленской области» | «Озера Смоленщины» | «Днепр» | «Без труда - не вынешь рыбку из пруда» |
Март | «Сороки» | Мониторинг | Мониторинг | « Пришла весна – Земля проснулась» |
Апрель | «Экскурсия в лес» | «Как рубашка в поле выросла. Знакомство со льном» | «Лен любит поклон» | «Русский женский костюм» |
Май | «Как наши предки выращивали хлеб» | «Из истории русской кухни» | «Птицы Смоленской области и их охрана» | «Правила поведения в природе» |
Основные задачи программы (подготовительная группа)
- Углублять и конкретизировать представления детей о природных и географических особенностях Смоленской области. Учить использовать для ориентировки на местности простые картосхемы. Продолжать знакомить с различными картами (район, область).
- Формировать представления детей о реках, водоемах нашей области, учить находить их на карте Смоленской области.
- Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада; о диких животных, птицах, характерных для нашего региона.
- Продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Дать представление о необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных родного края, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет.
- Упражнять в умении собирать коллекции природного материала, характерного для нашего края, учить классифицировать и обобщать их по различным признакам.
- Познакомить с деятельностью людей по охране памятных мест природы родного края. Привлекать к участию в экологических акциях, праздниках, проводимых в области, районе, городе, ДОУ.
Тематическое планирование
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | Мониторинг | Мониторинг | географические особенности смоленского края | «осенняя природа родного края. |
Октябрь | Водоемы нашего края. | Реки Смоленской области. | Растения хвойных лесов. Экспериментирование с хвойными деревьями. | Растения лиственных лесов |
Ноябрь | Грибы нашего края | Разнообразие животного мира нашей области. | Насекомые Смоленской области. | Животные озер, рек. |
Декабрь | «Зимушка-зима» | «Живет ли воробей в неволе?». | «Почему зимой птицы прилетают к жилищам людей?». Акция «Покормите птиц зимой» | Редкие растения, птицы и звери нашего края, меры по их охране. |
Январь | Охраняемые природные территории: природные заповедники, памятники природы, национальные парки и др. | Правила поведения в природе. | Экспериментирование с природными материалами | Птицы нашей области. |
Февраль | «Кто живет на лугу?» | «Что растет на лугу?». | «Звери наших лесов». | «Люблю тебя мой край родной» |
Март | Экспериментирование (с птицами) «Кто что любит». | Экскурсия в березовую рощу. | «Пришла весна земля проснулась» | «Берегите хлеб- наше богатство». |
Апрель | «Лекарственные растения Смоленского края». | «С лукошком в зеленую аптеку». | Мониторинг | Мониторинг |
Май | «Красная книга Смоленской области» | «Красная книга Смоленской области» | «Растения нашего края». | Викторина «Знаешь ли ты свой родной край». |
Литература
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края.- Смоленск: Русич,2004
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - СПб., 1996.
- Красная книга Смоленской области.- Смоленск: СГПИ, 1997
- Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. — М., 1985.
- Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. — М., 2003.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М., 1999.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М., 2003.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Домашние животные. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Животные средней полосы, — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
Насекомые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Фрукты.-М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Цветы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Ягоды лесные. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Ягоды садовые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Серия «Рассказы по картинкам»
Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
В деревне, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
Смоленск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
КТД «Фестиваль семейного творчества» в рамках парциальной образовательной программы «Люби и знай родной, свой край!»
Взаимосвязь педагогического коллектива с семьями воспитанников строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода и реализуется через различные формы работы. Родители не только принимают уча...
Программа дополнительного образования «Мой родной город - Архангельск» для детей 5-8 лет
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Архангельской области.В программе дополнительного образования «Мой родной гор...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
Программа дополнительного образования "Всякому мила своя сторона"
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...