Программа кружка "Люби и знай свой край"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа расчитана на два года, с детьми 5-7 лет. Материалл программы расширяет кругозор детей, знакомит с известными людьми, с культурой, традициями, природой Воронежского края. В программу входит работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._2.docx | 60.81 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Дошкольное детство – важный этап в становлении ребенка как личности. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Дети проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Развитие интереса к истории своей семьи, группы, школы, своего села, края, к событиям прошлых лет. Одной из при обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с экспонатами зала боевой славы школы, познакомить с музеем села Красный Лог, расширение детского кругозора. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим создана система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Проблемы, вставшие перед человечеством, имеют один общий корень – проблему человека. Что определяет и характеризует человека и общество в целом? Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность. Экологическое воспитание – это формирование у ребенка способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе. Углубленное знакомство с родным краем, его природным миром, этносом, деятельностью человека важная задача кружка дополнительного образования. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно - ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Развивать звуковую культуру речи детей;
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Устав МКОУ «Краснологская СОШ»
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- Областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
II. Структура программы
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа, символика родного края.
Программа составлена по возрастным группам.
Она охватывает два возрастных периода развития детей:
средний возраст (4-5 лет, средняя подгруппа)
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
старший дошкольный возраст ( 5-6 лет, старшая подгруппа);
Цель: Дать представление дошкольникам о русском народе, его культуре;
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей села.
Вызвать интерес к жителям Воронежского края, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края, дать понятие о заповедниках.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, культурного наследия, народных промыслах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной
жизни детсада, школы, и села.
Дети должны знать:
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном селе Красный Лог
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию ( стать водителем, военным, пожарным, и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами, делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5- 6 лет.
Знать свой домашний адрес
Иметь представление о символике
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте населения Воронежского края
Узнавать на фотографиях достопримечательности села Красный Лог, города Воронежа уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Обсуждение проекта плана на МО
Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педчтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДО
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с библиотекой Краснологского СДК
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Программа предполагает проведение занятия по подгруппам во вторую половину дня.
Для детей средней подгруппы (4-5 лет) 1 раз в 2 недели. Продолжительность занятия – 20 мин. Для детей старшей подгруппы (5- 6 лет) – 1 раз в неделю Продолжительность занятия – 25 мин.
Общее количество учебных занятий в год:
Средней подгруппы 16 занятий
Старшая подгруппа – 32 занятия
Занятия проводятся с октября по май
VI. Тематическое планирование
Средняя подгруппа
Месяц | Дата проведения | Тема занятия | Формы работы | Работа с родителями |
Октябрь | «Кто встречает нас в детсаду?» «Хоть полмира обойду - лучше сада не найду». Игра «Салки» | Мультимедийная презентация о работниках детсада Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки, историческое прошлое). Знакомство с русской народной игрой. Правила игры «Салки» | Конкурс для родителей «Моя семья – четыре поколения» (презентация, фотогазета, фотоальбом) Предложить родителям рассказать о своём детсадовском периоде жизни | |
Ноябрь | «Мой дом»
«Мои семейные традиции» | Беседа опрос воспитанников о родном доме родителях, братьях, сестрах Беседа о семейных праздниках | Предложить родителям просмотр семейного фотоальбома. Итоги конкурса для родителей «Моя семья – четыре поколения» | |
Декабрь | «Мы проснулись» «У нашей бабушки десять внучат» | Разучивание русских потешек Разучивание пальчиковой игры | Мастер класс родителям « Разучивание потешек и пальчиковых игр» Анкетирование (приложение 1) | |
Январь | Фольклор Воронежского края Сказки | Беседа воспитателя
Мультимедийная презентация о песнях и сказках Воронежского края
| Семейное чтение с детьми сказок А.Н. Корольковой | |
Февраль | «Чья Лень Больше» «Угольшик»
| Чтение сказки А.Н. Корольковой Инсценировка сказки. Театр кукол | Экскурсия с детьми в музей Краснологского дома культуры | |
Март | Русская тряпичная кукла Воронежского края Несшивная кукла | Мультимедийная презентация о тряпичных куклах Воронежского края Игра в самодельные куклы | Мастер класс родителям «Последовательность изготовления куклы – закрутки» Конкурс для родителей «Несшивная кукла» | |
Апрель | «Горелки с платочком» «Гуси» | Знакомство с народными играми Развлечение: подвижные русские народные игры
| Совместное с родителями развлечение | |
Май | «Глиняная игрушка Воронежского края» Чудеса из глины «Козлик» | Мультимедийная презентация о народных промыслах Воронежского края Лепка по мотивам глиняных игрушек. | Ярмарка совместных с детьми работ. |
Старшая подгруппа
Месяц | Дата проведения | Тема занятия | Формы работы | Работа с родителями |
Октябрь | «Наше село» Урожай собирай и на зиму запасай «Улицы моего села» «Мой дом, моя улица» | Рассказ воспитателя: (географическое положение, работа с картой, глобусом;) Дидактическая игра: (многообразие растительного мира: ягоды, грибы, травы, кустарники). Фото прогулка по улицам родного села. Составление коллажа о своей улице. | Анкетирование (приложение 1) Выставка поделок родителей из плодов и овощей Фотоколлаж своими руками | |
Ноябрь | Мини - проект «Моя малая Родина» План села Красный Лог «Экология родного края» |
Реализация проекта «Моя малая Родина» Аппликация Беседа о рачительном отношении к природным ресурсам | Сбор фото домовладений Конкурс для родителей Поделки из бросового материала своими руками вместе с детьми | |
Декабрь | «Филин и птички» Из бабушкиного сундука Игрушки – самоделки из соломы
Игры у новогодней ёлки Колядки | Народная подвижная игра Украшения для новогодней елки Презентация «Мастера народной игрушки Воронежского края» Знакомство с правилами игры Посещение библиотеки СДК | Рекомендовать родителям с детьми выполнить украшения для новогодней елки | |
Январь | Фольклор Воронежского края Знакомство с особенностями национального костюма Воронежской губернии Народные песни и хороводы Воронежского края | Разучивание колядок и потешек Посещение краеведческого уголка Краснологского ДК
Разыгрывание хоровода | Беседа о традициях, обрядах, фольклора Воронежского края. | |
Февраль | Мария Мордасова - королева частушек» проект Мария Мордасова Частушки. «Знаменитости Воронежского края». | Прослушивание частушек в исполнении М. Мордасовой в записи. Беседа о жизни и творчестве М. Мордасовой
Разучивание частушек М. Мордасовой
Фотогазета о творчестве М. Мордасовой | Помощь родителей в сборе фотоматериалов и статей из изданий прошлых лет для фотогазеты о творчестве М. Мордасовой | |
Март | Картотека народных игр Быт и игра русского народа Игры – единоборства Народные прибаутки | Русские народные игры отражающие отношения человека к природе. Быт русского народа, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Русские народные игры – единоборства. Народные игры с песнями, прибаутками, плясками |
Конкурс частушек для мам | |
Апрель | Народные костюмы и куклы Воронежского края «Моя кукла своими руками» Жители Воронежского заповедника Проект ко дню Победы | Презентация Мини проекты детей ( из нитей) Беседа о Воронежском заповеднике. Просмотр презентации «Жители Воронежского заповедника». Оформление альбома о ветеранах ВОВ | Конкурс для родителей «Кукла – пеленашка из ткани»
Помощь родителей в сборе фотоматериалов | |
Май | Проект на тему: «Красота и богатство родной природы». Родные просторы Пейзаж родного края «Родной свой край люби и знай». | Реализация проекта Экскурсии в лесопарк. Зарисовки на природе Викторина | Трудовой десант детей и родителей (уборка мусора, посадка деревьев на участке ДО). |
Литература
1.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателядет.сада-2-е испр. и доп.-М.: Просвещение,1983.-144с., ил.
2.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
3.Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.
4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение,1984.-112с., ил.
Полезные интернет- ресурсы
"Русские народные подвижные игры для детей" - nsportal.ru›…2014/05/20…russkie-narodnye…igry-dlya
Старинные народные игры для детей: русские игры. Народные игры для детей Игры народов мира для детей
-yabooza.ru›flow/igry-na…narodnye-igry-dlja-detej…
Картотека русских народных игр - laskovaya-mama.ru
Русские народные потешки для детей - playwithus.ru›poteshki.html
Потешки для детей. Народные прибаутки, говорушки - allforchildren.ru›
Королькова Анна Николаевна | Детям о Воронежском крае - okrae.odbvrn.ru›korolkova
Заповедные уголки | Детям о Воронежском крае - okrae.odbvrn.ru
Приложение 1
Анкетирование родителей
Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?
3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?
4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?
5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?
6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?
7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:
— «круглые столы» со специалистами по данной теме;
— совместные экскурсии, походы;
— конкурсы по темам истории и современности России;
— встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
— другое_______________________________________________
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
На этом этапе диагностики важно изучить компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.
Приложение 2
Анкетирование педагогов
1. Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?
2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чувства?
3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?
4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспитанию патриотических чувств у современных детей?
5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ гражданственности у дошкольников?
6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии с семьей по данной теме?
7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испытываете?
8. В чем их причина:
— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;
— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;
— особенности характера и поведения родителей. Какие?_
— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимодействия с семьей.
9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:
— участвовать в семинаре по проблеме;
— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);
— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;
— другую_________________________________________________
Методика проведения анкетирования
Анкета содержит два блока вопросов.
Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй блок — определить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Люби и знай свой край"
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...
Вариативная программа по краеведению "Родной свой край, люби и знай!"
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления лич...
Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»
Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...
Программа по краеведению "Люби и знай свой край"
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край»
Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....
Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года. Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградск...
программа дополнительного образования «ЛЮБИ И ЗНАЙ, СВОЙ КРАЙ»
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Знакомство с родным ...