Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ledneva_o.v._programma.docx | 153.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка»
Принята на педагогическом совете МБДОУ ДС КВ № 31 « Берёзка» протокол № ____ от _____ 20 ____ г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ ДС КВ № 31« Берёзка» _______________ Т.А. Щербинина Приказ № _____ от _____ 20_____г. |
Рабочая программа по патриотическому воспитанию
для детей 5 – 7 лет
«Люби и знай свой край»
Срок реализации 2 года
Составитель: Леднева О.В., воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Юрга 2019
Содержание
Паспорт программы | |
I. Целевой раздел Программы | |
1.Пояснительная записка | |
2.Цели и задачи реализации Программы | |
3.Связь с образовательными областями | |
4.Принципы и подходы к формированию Программы | |
5. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет | |
II. Содержательный раздел Программы | |
1.Формы реализации Программы | |
2.Условия реализации Программы | |
3.Методические рекомендации по реализации Программы | |
III. Организационный раздел Программы | |
1.Перспективно – тематический план работы с детьми ( старшая группа) | |
2. Перспективно – тематический план работы с детьми ( подготовительная группа) | |
3.Ожидаемые результаты освоения Программы « Люби и знай свой край» | |
4.Критерии наблюдения детского развития по освоению Программы | |
5.Карта наблюдения детского развития ( 5- 6 лет) | |
6. Карта наблюдения детского развития ( 6- 7 лет) | |
7.Целевые ориентиры нравственно – патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования | |
6.Взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей | |
7. Примерный план с родителями по патриотическому воспитанию детей | |
8. Рекомендации для родителей | |
9.Анкета для родителей по патриотическому воспитанию детей | |
10.Материально – техническое обеспечение Программы | |
11.Содержание развивающей предметно – пространственной среды | |
IV. Дополнительный раздел | |
1.Краткая презентация Программы | |
2.Учебно – методическое обеспечение Программы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование программы | Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край » |
Руководитель | Щербинина Татьяна Анатольевна |
Организация заявитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 31«Берёзка» |
Организация исполнитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 31«Берёзка» 652012, Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский городской округ, г.Юрга, ул. Мира, 1А . Телефон: 8(384) 51 4-16 - 50 |
Разработчик | Леднева Ольга Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория. |
Качественная характеристика детей | Группа старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) |
Цель | Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. |
Задачи |
|
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | Рабочая программа |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Краткое содержание программы |
|
Ожидаемые результаты освоения программы «Люби и знай свой край»
| Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города и области.
У детей сформировалось представления:
Дети хорошо умеют:
У родителей:
|
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям
– непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей,
другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев.
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Россия – как ты огромна и величава. Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Кузбасс. Мы живем в замечательном крае, о котором слагают стихи и поют песни, нам есть чем гордиться и восхищаться. Край наш богат природой и полезными ископаемыми. И, живя в таком богатом и красивом крае, нельзя не знать о его людях, достопримечательностях, промышленности и об истории его развития и становления. Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, края. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений благодаря передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему. Кузбасс – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа, так как ценности небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённый отрезок времени являются одновременно ценностями общегосударственными, общечеловеческими и общеисторическими. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека на протяжении всей его жизни. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый этап на пути своей зрелости, поднимаются до уровня патриотического самовоспитания.
При реализации основной образовательной программы, я столкнулась с проблемой отсутствия системы в работе по формированию у детей навыков патриотического воспитания. Актуальность проблемы подтвердилась проведенными мониторинговыми исследованиями среди родителей (законных представителей) и воспитанников. В своей работе я использую различные формы знакомства детей с родным городом и Кузбассом: целевые прогулки, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.п.
Однако из бесед с детьми неожиданно выяснилось, что Юрга для них – это, прежде всего игровой детский комплекс возле фонтана, парк имени А.С. Пушкина, краеведческий музей. Мне же хотелось, чтобы дети знали историю родного города Юрги, Кемеровской области, ее прошлое, настоящее. Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Нам педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В связи с этим была разработана данная программа «Люби и знай свой край».
Дополнительная общеразвивающая программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31 «Берёзка» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- Конвенции о правах ребенка;
- Устава МБДОУ ДСКВ № 31 «Берёзка» от ________
- Образовательной программы ДОУ;
- Парциальной программы Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живём в России» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (старшая, подготовительная группы), Москва 2016.
- Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывая тенденции модернизации российского образования.
Программа раскрывает эффективные формы работы и способы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом, Кузбассом, c самобытностью и культурой людей, проживающих в Кузбассе, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине»,формированию общей культуры личности детей, развития нравственных качеств.
- Содержание Программы определяется на 2018 - 2020 гг., но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися условиями ежегодно.
- Программа рассчитана для детей 5–7летнего возраста, т.е. для детей старших и подготовительных групп, которые вскоре переступят порог дошкольного образовательного учреждения. После освоения запланированного материала дети будут продолжать заниматься в школе по нравственно – патриотическому воспитанию более углубленно, имея первоначальную базу.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором одной из пяти образовательных областей является «Социально - коммуникативное развитие» дошкольников. Основная цель общеобразовательной области – патриотическое воспитание
дошкольников, воспитание его моральных и нравственных ценностей. Проанализировав, рекомендуемый объем знаний, целевые ориентиры по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5-7 лет, встала задача, как не перегружая детей учебными занятиями , сделать нравственно – патриотическое
воспитание не самоцелью, а естественным процессом и положительным результатом всей проводимой работы.
В соответствии с ФГОС объем обязательной части , необходимой для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, составляет не менее 60% времени, а часть формируемая участниками образовательного процесса не более 40% общего объема, поэтому программа позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования детей старшего дошкольного возраста в части формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть) основной образовательной программы дошкольного образования.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить знание о родном крае : о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире.
- Знакомить детей с культурным наследием, настоящим и историческим прошлым своего народа, достопримечательностями.
- Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город.
- Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
- Связь с образовательными областями
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - дать представление о географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире Кузбасса; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями); - знакомить с жизнью и бытом коренных народов шорцами, телеутами; - формировать бережное отношение к природе родного края. |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира Кузбасса в различных видах продуктивной деятельности. |
- знакомить с поэтами, художниками, артистами Кузбасса их творчеством, космонавтом; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке. | |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре коренных народов. |
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа учитывает следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- Принцип тематического планирования: природа, культура, родной город, родной край;
- Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, возрастных особенностей и подготовленности детей;
- Принцип целостности: использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы
нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме;
- Принцип преемственности: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальном звене общеобразовательной школы;
- Принцип активности: важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду;
- Принцип культуросообразности (историзма): данный принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение (от простого к сложному) национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций, и реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие/.
- Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет
У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.
Детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.
- Содержательный раздел Программы
Программа разработана на 2 года по возрастным группам:
- 5-6 лет – старшая группа
- 6-7 лет – подготовительная группа
Программа состоит из 2 разделов, весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой:
1 раздел - «Знай и люби свой город»
Знакомство с городом начинается со знакомства с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом, символикой. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, людьми прославившими город, героями труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества;
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Кемеровской области.
2 раздел - « Люби и знай свой край Кузбасс»
Предполагает знакомство со столицей Кузбасса, его государственной символикой, достопримечательностями, социально-экономической значимостью природных особенностей и богатств;
С животным и растительным миром, с народом, живущим на земле Кузнецкой, о культурных ценностях, жизни, быте, языке, традициях которые они представляют;
Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
- Формы реализации Программы
- Мероприятия непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с улицей, микрорайоном, родным городом проводится с использованием целевых прогулок, экскурсий.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- квест – игры;
- беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;
- лэпбуки;
- проблемные ситуации - самостоятельный поиск решения на поставленное задание;
- практические – упражнения, эксперименты;
- организация выставок предметов детского творчества.
- Изобразительная деятельность.
- Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
- Праздники, утренники, развлечения.
- Условия реализации Программы
- Составление проектов;
- Изготовление лэпбуков
- Разработка и проведение комплексных мероприятий НОД, совместных праздников;
- Предметно – развивающая среда с внесение регионального компонента;
- Взаимодействие с семьёй;
- Сотрудничество с Центральной детской библиотекой;
- Сотрудничество с Краеведческим музеем города Юрги и Юргинского района, музеем «Детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока».
- Методические рекомендации по реализации Программы
Программа по ознакомлению детей с родным краем ориентирована на 2 разделов, весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой и могут быть использованы педагогами при работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста и помогут нам в этом герои Маша и Миша. Занятия по данным разделам теоретические и практические могут проводиться как всей группой, так и по подгруппам и индивидуально.
Каждое теоретическое занятие, проводятся как интегрированное состоящие из бесед, рассказа, объяснения и дополняется выполнением различных дидактических заданий и упражнений в виде тематических рисунков, занятий конструированием, аппликацией.
Формы теоретических занятий
1. Объяснение нового материала.
2. Рассказ – повествование (изложение), который необходим для изложения намеченного содержания.
3.Беседа, вводная или организующая, цель которой подготовить детей к усвоению нового материала.
4. Беседа закрепляющего плана, служащая для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний.
5. Чтение стихов, отрывков из русских народных сказок, из рассказов детских писателей, поскольку эта форма работы с детьми имеет большое закрепляющее действие.
Формы практических занятий
1. Целевые прогулки. Это, прежде всего, показ, демонстрация, которая сопровождается рассказом, беседой-объяснением.
2. Дидактические игры. Например, как «Чем богат Кузбасс», «Флаги», «Герб Кузбасса» доставляют ребенку и массу удовольствия, и имеют огромный познавательно-закрепляющий эффект и способствуют развитию познавательного интереса через игру.
3. Аппликация/конструирование, рисование. Данные практические занятия способствуют развитию необходимой для детей моторики, развитию воображения, зрительному осмыслению и творческому закреплению изученного материала.
Методы и приемы обучения:
-наглядность;
-погружение в прошлое (желательно лучше употреблять выражения «давным, давно», «представьте себе»);
-метод вовлечения в творческо-трудовую деятельность (рисование, аппликация / конструирование);
- выполнение дидактических упражнений и заданий;
-прием обогащения словарного запаса – объяснение педагогом новых слов и повторение их детьми.
Дидактические материалы:
- увеличенные, сканированные копии музейных фотографий с видами города, памятных мест города;
- портреты выдающихся земляков;
- увеличенные сканированные открытки с видами современного города, городов Кузбасса;
- флаг, герб города, области;
- физическая карта Росси, Кемеровской области, карта полезных ископаемых Кузбасса.
Формы подведения итогов:
-выполнение дидактических упражнений и заданий (раскрашивание рисунков с музейной тематикой, отбор из предложенного карточек-рисунков к соответствующей теме занятия, к соответствующим вопросам педагога, рисование на определенную тему);
-наблюдение и анализ участия в играх, в командных познавательных играх;
-беседа с наводящими вопросами по определенной теме.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем, может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
- Организационный раздел Программы
Перспективно-тематический план работы с детьми
(старшая группа)
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Юрга на карте Кузбасса |
Задачи | 1. Познакомить детей с географическим расположением города на карте Кузбасса. 2. Познакомить детей с историей возникновения города, района, уточнить представления детей о родном городе, вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него ,развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее» 3. Познакомить с историей названия города , флагом, гербом со значением символов. 4.Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. 5.Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о городе; 6. Воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному городу; |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Юрга на карте Кузбасса»
«Флаг Юрги» (конь);
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь |
Название раздела | Район в котором я живу |
Задачи | 1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. 3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. 4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение к друг другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Район в котором я живу»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | «Тайна имени», «Имя твое – птица в руке…» |
Задачи | 1.Познакомить детей с историей русских и имен других народов, со значением имени для человека. 2.Продолжать знакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. 3. Воспитывать желание у детей уважительно обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Я и моё имя»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Декабрь |
Название раздела | Открываем бабушкин сундук |
Задачи | 1. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. 2.Знакомить с русской старинной одеждой 3.Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Открываем бабушкин сундук»
Экскурсии:
Календарно-обрядовые праздники
Городские традиции
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Виртуальная экскурсия по Юрге |
Задачи | Блок занятий, бесед «Виртуальная экскурсия по Юрге»1.Продолжать знакомить детей с их малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением, продолжать развивать интерес к родному городу. 2.Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. 3.Воспитывать чувство ответственности и любовь к родному городу. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Виртуальная экскурсия по Юрге»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Люди прославившие Юргу |
Задачи | 1.Познакомить детей со знаменитыми земляками людьми: (поэтами, художниками, артистами, спортсменами в разных видах сорта), которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. 2.Продолжать воспитывать любовь к родному городу. 3.Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны» |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди прославившие Юргу»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки: Выставка « Профессии разные важны, профессии разные нужны»; Содружество с семьей:Встреча с интересными людьми:
Кружки по интересам:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Достопримечательности города |
Задачи | 1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями города Юрги. Дать знания об архитектуре родного города. 2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности. 3.Закрепить умение ориентироваться по карте- схеме по городу находить его достопримечательности, знакомые улицы. 4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к Юрге. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Достопримечательности города»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Апрель |
Название раздела | Из далека долго течёт река Томь |
Задачи | 1.Формировать понимание значения воды в жизни всего живого. Расширять знания детей о реке Томь. 2.Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, озеро Байкал. 3.Воспитывать у детей желание бережно относиться к природным богатствам России. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Из далека долго течёт река Томь»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Этих дней не смолкнет слава |
Задачи | 1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне. 2.Продолжать прививать чувство гордости за своих родных, близких, участвовавших в ВОВ. 3.Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина - защитника. 4.Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Этих дней не смолкнет слава»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Перспективно-тематический план работы с детьми
(подготовительная группа)
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Наша область на карте России |
Задачи | 1.Познакомить детей с географическим положением Кемеровской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории Кузнецкого края, о его богатом прошлом, о коренных жителях кузнецкой земли. 2.Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на физической карте г. Юргу. Развивать умение работать с картой. 3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. 4.Дать представление об нашей области и ее столицы, знакомство с историей города Кемерово. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Наша область на карте России»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь |
Название раздела | Экономика Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отросли промышленности есть в нашем крае и что они производят. 2.Познакомить детей с подземными богатствами Кузбасса с разнообразием природных ископаемых : каменный уголь, угольный газ, железорудное сырьё, нефть, торф, золото, серебро . 4.Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Экономика Кузбасса»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | Коренные жители |
Задачи | 1.Познакомить с национальным составом населения Кузбасса, о коренных жителях кузнецкой земли. 2.Сформировать первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях. 3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны. 4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми. 5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Коренные жители»
« Сказка мудростью богата»
( рассуждение о том, чему учат русские народные сказки);
1.Чтение : «Шорские сказки» - Составитель А. И. Чудояков; 2.Знакомство со сказочным миром шорцев и телеутов: «Борьба добра со злом»;
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Декабрь |
Название раздела | Народные промыслы Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомить с трудом мастеров зодчества, с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. 2.Учить составлять описательные рассказы об изделиях умельцев. 3.Дать первоначальные представления о декоративно-прикладном искусстве Кузбасса. 4.Познакомить с искусством создания Кузнецкой матрёшки, Кемеровской росписи и т.д. 5.Дать представление об отражении народных традиций в национальном костюме. Поддерживать интерес к национальной одежде. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Народные промыслы Кузбасса»
Кемеровской росписи Н.А.Спекторовой; об истории возникновения кемеровской росписи;
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Виртуальная экскурсия « 7 чудес Кузбасса» |
Задачи | 1.Познакомить с 7 достопримечательностями Кузбасса исторического, природного, архитектурного и культурного значения, признанными чудесами Кузбасса; провести краткий обзор по истории Кузбасса. 2.Способствовать развитию художественно – эстетического чувства, внимания, памяти, чувства патриотизма, способствовать развитию умения видеть и понимать прекрасное. 3.Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду людей. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «7 чудес Кузбасса»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Заповедные места |
Задачи | 1.Познакомить детей с заповедниками Кузбасса, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения. 2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. 3.Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Заповедные места»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Красная книга Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомить детей с «Красной книгой Кузбасса», уточнить знания детей о том, что в «Красную книгу» занесены редкие, вымирающие виды животных, растений, насекомых, рептилий, дать представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира. 2.Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных и растений. 3.Закрепить умение классифицировать животных. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 4.Воспитывать бережное отношение к природе. Охранять редкие виды животных и растений. Продолжать прививать навыки культуры поведения в природе. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Красная книга Кузбасса»
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Апрель |
Название раздела | Люди прославившие область |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди прославившие область»
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Любим, помним, чтим |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим»
«Юрий Двужильный», « Вера Волошина»);
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
- Ожидаемые результаты освоения Программы «Люби и знай свой край»
Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города и области.
- Наличие у детей знаний:
- о названии области, города, района в котором живут;
- знание основных промышленных предприятий, главных достопримечательностей Кузбасса, родного города;
- знакомы с символикой области, города;
- много узнали о знаменитых людей края и города;
У детей сформировалось представления:
- о традициях коренных народов Кузбасса;
- об истории возникновения города и области;
- о флоре и фауне края и города;
Дети хорошо умеют:
- ориентироваться в родном городе, районе;
- использовать в речи название улиц, площадей, названия профессий, промышленных объектов, представителей флоры и фауны;
Родители:
- Расширились и повысились знание родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
- Критерии наблюдения детского развития по освоению Программы
Педагогический анализ достижения планируемых результатов осуществляется на основе критериев и с помощью использования различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, наблюдений во время занятий и в повседневной жизни.
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень,
Н – низкий уровень.
Высокий уровень. Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4 - 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет природные богатства Кузбасса, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень. Знает название города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства края, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень. Не знает названия края, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать природные богатства края, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Карта наблюдений детского развития (5-6 лет)
Фамилия, имя .
Дата рождения .
Показатели развития | Н.г. | К.г. |
Родной город | ||
Называет название родного города, символику | ||
Называет реку Томь | ||
Называет: почта, школа, аптека, больница, детский сад и другие достопримечательности города | ||
Знает транспорт родного города: виды, назначение городского, воздушного, железнодорожного. Название транспортных профессий. | ||
Родная природа | ||
Называет времена года, приметы времен года | ||
Называет диких животных родного края их повадки, жилища | ||
Знает зимующих и перелетных птиц родного края | ||
Называет лекарственные растения родного края | ||
Различает деревья, кустарники, грибы, ягоды | ||
Родной край, Родина | ||
Знает название столицы - Кузбасса | ||
Узнает флаг и герб среди других | ||
Знает символические значения цветов флага и герба РФ | ||
Знает правила поведения во время звучания государственного гимна | ||
Знает что столица страны - Москва | ||
Называет имена знаменитых соотечественников | ||
Знает название крупных рек и городов России | ||
Родная культура | ||
Знает русские народные сказки | ||
Называет русские народные пословицы и поговорки о Родине | ||
Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: Кемеровская роспись, Кузнецкая матрёшка, куклы коренных народов Кемеровской области, Шорские орнаменты, дымковские игрушки, богородские игрушки, гжель, хохлома, | ||
Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха |
Ф.И.О. воспитателей заполнившего карту наблюдения
______________ _________________
______________ _________________
Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)
Фамилия, имя .
Дата рождения .
Показатели развития | н.г. | к.г. |
Родной город | ||
Дает название родного города, реки, жителей | ||
Символ города - флаг. Знание символического значения цветов флага. | ||
Символ города - герб. Знание символического значения герба. | ||
Называет народы, населяющие гордой город | ||
Называет животных, птиц и растений родного края. | ||
Родной край, страна | ||
Называет название страны, области и столицы: Россия, Москва, Кемерово | ||
Знает русских былинных богатырей | ||
Определяет русские народные промыслы: дымковские, каргапольские игрушки, кемеровская роспись | ||
Знает климатические зоны России, Кузбасса | ||
Называет народы, населяющие РФ, Кузбасс | ||
Знает символические значения государственных символов РФ, Кузбасса | ||
Называет достопримечательности Московского кремля | ||
Родная природа | ||
Называет растения, животных и птиц России, Кузбасса | ||
Называет растения, животных и птиц тундры | ||
Называет растения, животных и птиц юга России | ||
Объясняет назначение заповедников, красной книги РФ, Кузбасса | ||
Родная культура | ||
Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ, Кузбасс | ||
Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Кузнецкая матрёшка, кемеровская роспись – разносы. | ||
Называет знаменитых деятелей искусства РФ. Кузбасса: А.Пушкин, Л.Толстой, В.Васнецов, П.Чайковский, М.Глинка, Н. Черкусов, Т. Рубцова и т.д. | ||
Знает народные приметы о природе | ||
Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т.д. |
Ф.И.О. воспитателей заполнившего карту наблюдения
______________ _________________
______________ _________________
- Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Помощь родителей вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
- Примерный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы | Содержание работы |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: « По улочкам родного города», «Заповедные места Кузбасса», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др. Подборка и реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Памятки для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг», «Известные люди о воспитании любви к Родине», «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»,«Как научить детей охранять природу»,«Какие передачи можно смотреть с ребёнком о родном крае» и др. |
Консультации | «Воспитание у детей любви к родной природе», « Семь чудес Кузбасса», «Мой дом. Мой город - Юрга», «Прогулки с детьми по городу», «Как знакомим детей с окружающим миром», «Как воспитать будущего гражданина России», «Художественная литература патриотической направленности», «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомим детей с русским народным творчеством», «Читаем сказки коренных жителей Кузбасса», «Народные промыслы Кузбасса» и др. |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки» «Прошлое и настоящее предметов»; «Дома на нашей улице», «Создание древа, герба, флага и гимна семьи», «Мама - рукодельница», «Путешествие по стране», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Народные ремесла» и т.д. Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего, летнего городка, и др. Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе», «Самые близкие и родные», «Мой город – моя малая Родина», «Мой папа в Армии служил», домашние праздники, « Любимый уголок в городе»; Выставки семейного рисунка: «Каким я вижу своего ребенка через 15лет», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Наша армия сильна…», «Война глазами детей»; Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии», «Чем знамениты наши предки», «Семейная реликвия», Оформление стенда «Древо своей семьи», Оформление центра патриотического воспитания в группе; Стенд «История одной фотографии»; Конкурс «Изготовление макета», сотворчество родителей с детьми |
День открытых дверей | Встречи с интересными людьми. Посещение групповых занятий, мастер - классов |
Проектная деятельность | «Мы живем в Юрге», «Мы живём в России», «Люблю березку русскую», «По улочкам родного города», «Будем в армии служить», «Все профессии важны», «Разнообразие родной природы», «Дети ветеранам», Семейный проект «Мечта о таком дворе», «Озеленение участка». Проект « Великая Отечественная война глазами детей XXI века » |
Праздники, досуги, развлечения | Праздники: «Давайте познакомимся», « Есть такая профессия – Родину защищать», «День смеха», « День птиц»,« Мы весну встречали». Утренники: «Папа может, папа может все, что угодно!», «День 8 Марта», «День Победы». Развлечения: «Масленица», «Рождественские посиделки», квест – игра « Самое красивое слово МАМА», Викторина «Мой город – Юрга», КВН - «Что мы знаем о России». Досуг «Мой – папа» |
Городские акции | «Покормите птиц зимой», «Каждой птице по домику», «Мой город – чистый город», «Новогодние игрушки». Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ « Спасибо деду за Победу»; День взаимопомощи: «Посади дерево» (озеленение территории детского сада); Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека, «День добрых глаз и добрых рук»; Волонтёрская социальная акция «Доброе сердце» |
- Рекомендации для родителей
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о Родине, малой Родине, ее героях, о традициях, культуре, ремёслах своего народа и т.д.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
9. Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___
14. Назовите Российскую символику, области, города, что изображено и означает? ___
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? ____
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___
20. Какие народные праздники Вы знаете? ___
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине, малой Родине у своего ребенка?
Да. Нет. Почему? ___
- Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы в ДОУ создана предметно – развивающая среда, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного города. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.
В группе широко представлены фотографии родного города, памятников, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, символика города Юрги и Кемеровской области. А также для проведения слайдовых презентаций в ДОУ имеется мультимедийная техника, экран, ноутбук.
11. Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
- Мультимедийные презентации:
- Путешествие по Юрге;
- Символы Кузбасса;
- Полезные ископаемые Кузбасса;
- Водоемы Кузбасса;
- Красная книга Кузбасса;
- Животный мир Кузбасса;
- Юрга в годы ВОВ;
- Растительный мир Кузбасса;
- Любимый город – Юрга.
- Аудиозаписи:
- «Песни о Кузбассе»;
- «Голоса птиц»;
- «Гимн России»;
- Русской народной музыки;
- Дидактические игры, плакаты, пазлы, кубики, разрезные картинки;
- Государственные символы РФ (герб, флаг);
- Портрет президента РФ; губернатора Кемеровской области, главы города Юрги;
- Глобус, карта РФ, карты Кемеровской области и города Юрги;
- Иллюстрации, фотографии, альбомы о Кемеровской области
- Символика Кемеровской области и города Юрги;
- Карты Кемеровской области (физическая карта, карта полезных ископаемых, карта растений Кузбасса, карта г. Юрги);
- Национальные костюмы коренных жителей Кузбасса;
- Куклы в народных костюмах;
- Модели- макеты достопримечательностей г.Юрги;
- Иллюстрации с предметами быта коренных жителей Кузбасса;
- Лэпбуки: «Люблю тебя мой край родной», «Моя малая родина – город Юрга»;
- Книги из серии «Моя Родина – Россия»: «С древних времён до наших дней», «Большая и малая Родина», «Природа. Климат», «Народы. Костюмы. Праздники», «На службе Отечеству», «Выдающиеся личности»; художественная литература для ознакомления детей дошкольного возраста с семьёй, историей родного села, защитниками Отечества, мастерами декоративно-прикладного искусства;
- Русские народные музыкальные инструменты;
- Театры: настольный, пальчиковый, теневой; центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм - «Семья», «Дочки – матери», «Мастерская игрушек», «Моряки», «Полиция» и др.
- Центр творчества: Кемеровская роспись, Кузнецкая матрёшка, куклы коренных народов Кемеровской области, Шорские орнаменты, женские ремёсла бачатских телеутов. Плетение шнурка.
В группах имеется оборудование и материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек — как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются инструменты для работы с деревом, для девочек — наборы для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре у девочек предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и прочее, у мальчиков — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество так называемых «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и т. п.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.
- Дополнительный раздел
- Краткая презентация Программы
Рабочая программа « Люби и знай свой край» разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка» предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Содержание Программы строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Разделы программы:
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которой отражены:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Организационный включает перспективно – тематическое планирование, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации рабочей программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.
- Учебно-методическое обеспечение Программы
Методическая литература
- Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
- Антонов, Ю.Е. Наследники Великой Победы [Текст]: сборник материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2010. – 12 с.
- Альбом "Кузбасс. Рубеж тысячелетий". - Кемерово-Новокузнецк- Томск, 1999.-495с.
- Бударина, Т.А. Знакомство детей с устным народным творчеством [Текст] / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна, О.А. Маркеева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 15 с.
- Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/Л.И.Соловьева. -Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс"; ООО "СКИФ", 2006.-384с.
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2003. – 25 с.
- Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / З.С. Дмитриенко, А.Я. Ветохина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
- Зеленая, Н.Г. Мы живём в России [Текст] / Н.Г. Зеленая, Л.Е. Осипова. – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.
- Козлова, С.А. Мой мир [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Сфера, 2000. – 85 с.
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2004. – 77 с.
- Крылов,Г.В. Зеленая аптека Кузбасса [Текст] /Г.В. Крылов, Э.В. Степанов-Кемеровское книжное издательство, 1979.- 232с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.
- Миловский, А.С. Песнь жар-птицы [Текст]: Рассказы о народных праздниках / А.С. Миловский. – М.: Просвещение, 1987. – 90 с.
- Николаева, С.Р. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками [Текст] / С.Р. Николаева, И.Б. Катышева, В.А. Хомченко, Г.Н. Комбарова и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 43 с.
- Пугачёва, Н.В. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ [Текст] / Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова – М.: «Центр педагогического образования», 2007. – с 67.
- Ривина, Е.Л. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. [Текст] / Е.Л. Ривина - М.: АРКТИ, 2002. - 180 с.
- Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник [Текст] / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 65 с.
- Фотоальбом "Новокузнецк". -ПРИЗИАДО, 2003.-96с.
- Шпигунова, Л.И. Детям о Новокузнецке [Текст] Л.И.Шпигунова, С.Е. Хрущева - Новокузнецк: Издательская фирма "СпортДизайн", 2006.-48с.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
1. Литература, история, культура Кузбасса lik-kuzbassa.narod.ru
2. Кемеровская виртуальная детская библиотека childlib.info
3.О кемеровской области kemoblast.ru
4. Сайт "Дошколенок", консультации, методические рекомендации
http://dohcolonoc.ru
5. Кузнецкая крепость kuzn-krepost.ru, museum.ru›M812
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по патриотическому воспитанию "Люби и знай свой край"
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на форм...
Патриотическое воспитание дошкольника. "Люби и знай свой край".
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефиц...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...
Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года. Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградск...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой край родной»
Данный проект для детей старшего дошкольного возраста.Срок реализации 1 год....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию "Люби и знай свой край. Брянщина."
quot;Люби и знай свой край. Брянщина."Задачи:-формировать познавательный интерес у воспитанников;-развивать личностное отношение ребенка к истории своей страны, расширять словарный запас;-воспит...
Презентация по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе "Люби и знай свой Отчий край"
Презентация по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе . Тема: "Люби и знай свой отчий край"...