Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года. Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_lyubi_i_znay_svoy_kra.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Люби и знай свой край» для детей старшего дошкольного возраста срок реализации программы 2 года
( 2020 – 2022 учебный год)
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 15 городского округа – город Камышин Гусева Наталья Анатольевна
Содержание.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка. Актуальность программы
1.2 Основные цели и задачи реализации программы
1.3 Формы работы по реализации основных задач программы
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение образовательного
процесса
3.2 Литература
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному – личностному развитию дошкольников является накопление жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала . Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Реализация данной программы поможет так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
1.2 Основные цели и задачи реализации программы.
Цель: Расширение знаний детей об истории и культуре города и Волгоградской области, развитие интереса к прошлому своего края, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- Формировать первичные представления об обществе, о семье (её составе, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- Создать условия для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями истории родного города;
- Познакомить дошкольников с достопримечательностями Камышина и области;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества, о героях – камышанах;
- Познакомить с традициями, народными праздниками;
- Формировать у детей патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества;
- Развивать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста;
1.3 Формы работы по реализации основных задач программы.
Основные организационные формы:
• беседы с детьми в процессе изучения темы;
• целевые прогулки по городу;
• развлечения;
• тематические выставки;
• работа в мини-музеи группы .
Методы и приемы:
• беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• решение проблемных ситуаций;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.
Предназначена для детей 5 – 7 лет.
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 5–6 лет:
- Знают свой домашний адрес, название города, области.
- Имеют представление о символике города, области.
- Имеют краткие сведения об истории города. Узнают герб, флаг города Камышина
- Знают название близлежащих улиц.
- Узнают на фотографиях достопримечательности города, области, могут рассказать о них.
- Знают профессии своих родителей.
Дети 6 – 7 лет:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- Знают особенности быта, обычаи, праздники.
- Имеют представления о погодно – климатических условиях области, обитателях местной флоры и фауны. Имеют представления о Красной Книге Волгоградской области, ее природных заповедниках.
- Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
- Знают правила поведения в общественных местах;
- Знают имена и достижения знаменитых земляков;
- Героев Великой Отечественной войны уроженцев Камышина и Волгоградской области;
- Имеют представления о промышленных предприятиях города, экономике;
- Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
развитая зрительная, слуховая и моторная память; устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность;
II. Содержательный раздел.
2.1 Календарно - тематическое планирование
Старшая группы
месяц | № занятия
| Тема |
Сентябрь Я и моя семья | 1 | Первичный мониторинг |
2 | «Кто живет в моей квартире?» | |
3 | «Профессии моих родителей» | |
4 | «Что такое родословная» | |
Октябрь Моя улица | 1 | «Какие бывают дома» |
2 | «Откуда берутся названия улиц» | |
3 | «Транспорт в городе» | |
4 | «Безопасность во дворе и на дорогах» | |
Ноябрь Моя малая Родина | 1 | «Виртуальная экскурсия по улицам города Камышина» |
2 | «Герб и флаг Камышина» | |
3 | «Как возник наш город» | |
4
| Сюжетно – ролевая игра «Увлекательная прогулка» | |
Декабрь Природа нашего края | 1 | «Растительный и животный мир нашего края» |
2 | «Природные заповедные места Волгоградской области» | |
3 | «Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.» | |
4 | «Волга - матушка» | |
Январь Праздники, которые мы отмечаем | 1 | «Народные гуляния» |
2 | «Сказки народов Поволжья» | |
3 | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | |
Февраль Моя Родина - Россия | 1 | «Страна на карте: много рек, лесов и гор» |
2 | «Символы России» | |
3 | «Москва - столица» | |
4 | «Славные защитники страны» | |
Март Богатый край (промышленность, культура) | 1 | «Какие бывают магазины» |
2 | «Рабочие профессии» | |
3 | «Природные богатства области» | |
4 | «На прогулку в парк» | |
Апрель Наш город богат талантами | 1 | «Земляки, прославившие Камышин» |
2 | «Творческая мастерская: Обложка к книге» | |
3 | «Вечер стихов о Камышине» | |
4 | «Подвижные игры народов Поволжья» | |
Май Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | «Камышане – участники Великой Отечественной войны» |
2 | «Мамаев Курган» | |
3 | «Развлечение « Знатоки родного края» | |
4 | Итоговый мониторинг | |
июнь | 1 | Виртуальная экскурсия по залам краеведческого музея |
2 | Летний отдых. Городской парк. | |
3 | Конструирование «Игровая площадка» | |
4 | Игра-путешествие «Встреча с прекрасным» (по залам Художественной галереи) | |
июль | 1 | Спортивный Камышин |
2 | Рисование «Мой любимый вид спорта» | |
3 | «Почему улицы имеют такие названия» | |
4 | Викторина «Мы-юные туристы» (путешествие по улицам города) | |
август | 1 | Безопасность на воде |
2 | Рисование «Бородинский мост» | |
3 | Составление рассказов из личного опыта «Мое любимое место в городе» | |
4 | Конструирование «Макет улицы» |
Подготовительная к школе группа
месяц | № занятия
| Тема |
Сентябрь Тема: «Камышин – город старинный» | 1 | Первичный мониторинг |
2 | Страницы истории: Дмитриевск – Камышин. Город на карте. | |
3 | Краеведческий музей | |
4 | Традиции, праздники : Арбузный фестиваль | |
Октябрь «Транспорт в нашем городе» | 1 | Транспорт наших предков |
2 | Викторина: «Знатоки ПДД» | |
3 | Прогулка к близлежайшей дороге. Наблюдение за движением ьранспорта | |
4 | Конструирование транспортных средств из подручного материала | |
Ноябрь «Улицы Камышина» | 1 | Как строился наш город |
2 | Целевая прогулка по улице Некрасова | |
3 | История города в названиях улиц | |
4
| Архитектура города Конструирование: дома будущего | |
Декабрь «Наш город трудовой» | 1 | Предприятия города. Профессии родителей. |
2 | Давайте отдохнем! ( культурная жизнь города) | |
3 | Делу – время, потехе – час!» (спорт. развлечение) | |
4 | Интервью: «Кем я хочу стать» | |
Январь «Достопримечательности Камышина и Волгоградской области» | 1 | Интересные места. Памятники Камышина |
2 | Символика города и области | |
3 | Путешествие по Волгоградской области | |
4 | Камышин – туристический город Что рассказать о городе туристам. | |
Февраль Сталинградская битва. | 1 | Презентация «Сталинград в годы Вов» Виртуальная экскурсия «Музей – панорама Сталинградской битвы» |
2 | Акция «Памяти павших будем достойны!» | |
3 | Изодеятельность «Война глазами детей» | |
4 | Фестиваль стихов «Помним и гордимся!» | |
Март «Город на Волге» | 1 | Великая река |
2 | Обитатели водоемов | |
3 | Кого кормит река | |
4 | Охрана воды. Безопасность на воде. | |
Апрель Природные богатства Волгоградской области | 1 | Растительный и животный мир родного края. Красная Книга Волгоградской области |
2 | Природные заповедники | |
3 | Что добывают в Волгоградской области | |
4 | Природоохранная акция «Берегите природу родного края» | |
Май «Дни Победы в нашем сердце» | 1 | Подвиги наших земляков. Виртуальная экскурсия по Аллее Героев. |
2 | Камышин – город тыловой | |
3 | Викторина «Что? Где? Когда?» | |
4 | Итоговый мониторинг | |
III. Организационный раздел
3.1 Комплекс методического обеспечения
образовательного процесса.
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО;
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Фотоальбомы «Камышин – моя малая Родина», «Памятные места и достопримечательности Камышина», «Заповедники Волгоградской области », и т.д.
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- Карта Волгоградской области;
- Символика России, города Камышина, области ;
- Буклеты, наборы открыток;
- Дидактические игры и пособия, настольно – печатные игры.
3.2 Литература.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
- В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
- Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
- Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
- Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»)
Эта программа великолепно подходит для того, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма....
Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....
Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».
Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для зан...
Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
«ОРИГАМИ» Рабочая программа по формированию художественно – творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Др...
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...