Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»
методическая разработка на тему

Кривошеева Анна Николаевна

Региональный компонент авторской программы

«Люби и знай, свой край-Алтай»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_regionalnaya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент авторской программы

«Люби и знай, свой край-Алтай»

Разработчик программы

Воспитатель Плотинновского детского сада ,                                

                                                                  филиала МБДОУ «Детский сад № 189»

Кривошеева А.Н.

2017 год

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………..

1.1.1 Цели и задачи реализации программы………………………………………….

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы…………………………..

1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста……..

1.2 Планируемые результаты освоения программы…………………………………

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………

   2.1.  Описание  образовательной  деятельности  в  соответствии  с

направлениями развития детей……………………………………….....................

2.2 Описание  вариативных  форм,  способов,  методов  и  средств  реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов…

2.3Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………………

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы…………………...

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………

3.1Описание материально-технического обеспечения программы…………….

3.2Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………………………………………………………..

3.3Режим дня………………………………………………………………………...

3.4Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………

3.5 Сложившиеся традиции организации ……………………………………………..

4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

    Программа «Люби и знай, свой край-Алтай» филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  № 189 «Солнышко» « ст. Плотинная (далее Программа), разработана учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная записка

    «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям      

         Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.          

        Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

       И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

           Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

       Включение региональной программы «Люби и знай, свой край-Алтай» в часть, формируемой участниками образовательных отношений, обоснована с  учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей. Организация образовательной деятельности по Программе  способствует ознакомлению воспитанников с историей и достопримечательностями, с профессиональной деятельностью взрослых (родителей).

     Образовательная  деятельность  по  реализации  Программы   способствует  воспитанию  у  детей  любви  к  родному поселку.  городу,  родному краю,  родной  стране,  уважения  к  культурному,  историческому  прошлому народов проживающих в России, родном крае и городе.

       Реализация Программы ориентирована на детей от 4 до 7 лет и реализуются через занятие, совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей и при проведении режимных моментов.

   Срок реализации программы рассчитан на три года.

    Реализация программы ««Люби и знай, свой край-Алтай»» дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.

Задачи Программы:

  • Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.
  • Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
  • Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
  • Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  • Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип историчности  предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.
  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  • принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Подходы:

  •  личностно-ориентированный  –  направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание  к личности ребенка, к  его внутреннему  миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
  • культурологический – подчеркивает ценность уникальности пути развития
  • своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
  • диалектический  –  обеспечивает  формирование  у  детей  начальных  форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении  и  развитии,  в  их  взаимосвязях  и  взаимопереходах.  У  детей развивается  общее  понимание того, что любой предмет, любое явление  имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
  • -компетентностный  –  выдвигает  на  первое  место  не информированность,  а умение  решать  проблемы,  возникающие  в  практической  деятельности,  и направлен  на  изучение  динамики  и  оценки  результативности  полученных навыков и умений

1.1.3  Значимые для разработки и реализации  программы характеристики, в  том  числе  характеристики    особенностей  развития  детей  дошкольного возраста.

     Значимые  характеристики  для  разработки  и  реализации Программы

Современные исследователи в  качестве основополагающего  фактора интеграции

социальных  и  педагогических  условий  в  патриотическом  воспитании  дошкольников рассматривают  социально-региональный  компонент.  При  этом  акцент  делается  на воспитании  любви  к  родному  дому,  природе,  культуре  «малой  Родины».  В  основе предлагаемой  программы    –  тематический  подход.  Практический  и  методический материал систематизируется по разделам:  Родная семья.  Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя  человеком  -  членом  семейного  сообщества.  В  рамках  этого  блока  дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

 

Родной город, поселок.  Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, городе Камень-на-Оби, об истории его возникновения, его достопримечательностях, городских  зданиях  и  учреждениях,  трудовой  деятельности людей,  деятелях  культуры,  знаменитых  земляках.  Воспитывается  гордость  за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родной Алтайский край.       Дети получают географические сведения  о  территории  Алтайского края. Знакомятся  с его символикой Алтайского края и Каменского района с гербом, флагом, гимном. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов.  Дети знакомятся со столицей Алтайского края  - Барнаулом , знаменитыми людьми края и города . Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

   Родная  природа.  Любовь  к  родной  природе  -  одно  из  проявлений патриотизма.  При  ознакомлении  с  родной  природой  дети  средней  группы получают  сначала  элементарные  сведения  о  природе  участка,  детского  сада, затем  краеведческие  сведения  о  природе  и,  наконец,  в  старшей  и подготовительной группах - общие географические сведения о крае, природе

родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.  

   Воспитывается  умение  эстетически  воспринимать  красоту  окружающего

мира,  относиться  к  природе  поэтически,  эмоционально,  бережно,  желание больше узнать о родной природе.

    Родная культура. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее  богатстве  и  красоте,  учат  детей  любить  и  ценить  народную  мудрость, гармонию жизни. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

   Учитываются  особенности  региона:  географические,  погодно-климатические,

экологические,  природные,  культурно-национальные,  что  способствует  системному усвоению детьми знаний о родном крае.

      Программа  по  ознакомлению  детей   дошкольного  возраста  с  родным  краем ориентирована  на  детей  в  возрасте  от  4  до  7  лет  и  рассчитана  на  3  года.  Программа составлена  с  учетом  требований,  определенных  нормативными  документами.  Занятия проводятся с периодичностью один раз  в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок.  Часть  познавательного  материала  по  ознакомлению  с  родным  краем  вынесена  в совместную  деятельность  с  детьми  (сюжетно-ролевые,  дидактические  игры,  беседы, продуктивную деятельность).

      Предлагаемый  в  перспективных  планах  порядок  разделов  и  тем  может

варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

 Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста

           В 4 года познавательное развитие ребѐнка переходит на другую ступень  -более высокую и качественно  отличную  от предыдущей. Средством познания становится  речь.  Развивается  умение  принимать  и  правильно  понимать информацию,  переданную  посредством  слова.  Познавательная  деятельность приобретает  новую  форму;  ребѐнок  активно  реагирует  на  образную  и вербальную  информацию  и  может  ее  продуктивно  усваивать,  анализировать, запомнить  и  оперировать  ею. Словарь детей  обогащается  словами-понятиями.

     В  этом  возрасте  выделяются  4  основных  направления  познавательного

развития:

  •  знакомство  с  предметами  и  явлениями,  находящимися  за  пределами

     непосредственного восприятия и опыта детей;

  • установление  связей  и  зависимостей  между  предметами,  явлениями  и событиями,  приводящих  к  появлению  в  сознании  ребѐнка  целостной  системы представлений;
  • удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста

   

     Старший  дошкольник  познает  уже  «большой  мир».  В  основе  детского

отношения к  миру  находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

        Дети  уже  могут  систематизировать  накопленную  и  полученную  информацию,  посредством  логических  операций  устанавливать  связи  и  зависимости, расположение в пространстве и во времени.  Развивается знаковосимволическая функция  сознания,  то  есть  умение  использовать  знаки  для  обозначения действий,  признаков,  построения  модели  логических  отношений  между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребѐнок учится не только  анализировать  и  сравнивать,  но  и  делать  выводы  и  выяснять закономерности,  обобщать  и  конкретизировать,  упорядочивать  и классифицировать  представления  и  понятия.  У  него  появляется  потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путѐм созидания.

Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы

  К  6  годам  сведения  о  мире  являются  серьезной  базой  для  дальнейшего развития  познавательной  сферы  ребѐнка.  Процесс  познания  в  этом  возрасте предполагает  содержательное  упорядочивание  информации  (весь  мир  -  это система,  в  которой  все  взаимосвязано).  Понимание взаимосвязанности  всего происходящего  в  нашем  мире  является  одним  из  основных  моментов построения  ребѐнком  элементарной  целостной  картины  путѐм  сопоставления, обобщения,  рассуждения  и  выстраивания  гипотетических  высказываний, элементарных  умозаключений,  предвидений  возможного  развития  событий.

Итак,  на  протяжении  дошкольного  детства  ребѐнок  непосредственно

включается  в  овладение  способами  целенаправленного  познания  и

преобразования мира через освоение умений:

  • постановка цели и планирование;
  • прогнозирование возможных эффектов действия;
  • контроль за выполнением действий;
  •  оценка результатов и их коррекция.

    К  семи  годам  происходит  формирование  обобщенных  представлений  о

пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об

основных  действиях  и  важнейших  отношениях,  о  числах  и  фигурах,  языке  и речи. У ребѐнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

1.2  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ) ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:  

  • Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину, город, страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.  Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.  
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.  
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.  
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.  
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.  
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ОСВОЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ.

Старшая разновозрастная группа

(4-5 лет)

  • Называю  родной  город  -  Камень-на-Оби, поселок, реку  -  Обь;
  • Называют  домашний адрес.
  • Называют имя, отчество родителей.
  • С удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях;
  • активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.
  • Умеют рассказывать о своем родном поселке.
  • Узнавать достопримечательности  города  по  иллюстрациям

(5–6 лет)

  • Называю Алтайский край, столицу Алтайского края – город Барнаул, родной  город  -  Камень-на-Оби, поселок, реку  -  Обь;
  • Называют домашний адрес.
  • Профессии своих родителей.
  • Названия близлежащих улиц.
  • Имеют представление о символике города, .
  • Имеют представление о жизни и быте народа.
  • Узнают на фотографиях достопримечательности поселка, умеют рассказывать о них.
  • Рассказываю  о  животных,  птицах,  растениях  Алтайского края,

(6–7 лет)

  • Называю Алтайский край, столицу Алтайского края – город Барнаул, родной  город  -  Камень-на-Оби, поселок, реку  -  Обь;
  • Дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Краткие сведения об истории края и села.
  • Символику Алтайского края и Каменского района.
  • Свою нацию, язык, традиции.
  • Знакомы со стихами, произведениями искусства местных поэтов и художников.
  • Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде, творчестве; о народном календаре; природе родных мест и т.д.
  • Понимают сопричастность к социальной среде, осознают себя полноправным членом общества.
  • Рассказываю  о  животных,  птицах,  растениях  Алтайского края,

        2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

        2.1.  Описание  образовательной  деятельности  в  соответствии  с

направлениями развития детей.

   Описание  образовательной  деятельности  в  соответствии  с направлениями  развития  ребенка,  представленными  в  пяти  образовательных областях,  с  учетом  используемых  программ  дошкольного  образования  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Задачи:

1.  Создавать  условия  для  формирования  нравственной  основы первоначальных  чувств  патриотизма  как  общечеловеческой  ценности  (любви  к  своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

2.  Приобщать  к  прошлому  и  настоящему  своей  родины.  Знакомить  с

символикой  родного  города, края.  Воспитывать  чувство  любви  к  своей  «малой   родине», уважительное и  доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство  патриотизма  и  любви  к  природе  родного  края.   Знакомить  с  наиболее  часто встречающимися  растениями,  животными,  грибами,  природными  материалами. Продолжать  формировать  основы  экологически  грамотного  поведения,  экологической культуры.

3.  Знакомить  с  культурными  традициями  своего  края,    с  народным декоративно-прикладным  искусством,  формировать  представления  о  художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях  и занятиях людей.  Решение задач по реализации  и  освоению  содержания  регионального  компонента  осуществляется  как  в форме  организованной  образовательной  деятельности  (часть  занятия),  так  и  в  форме совместной  деятельности  при  организации  режимных  моментов  через   интеграцию  с задачами различных образовательных областей.

Связь с образовательными областями

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие

-дать представление о климатических условиях, природных

ресурсах, растительном и животном мире;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно-эстетическое развитие

-знакомить  с  культурным  наследием,  развивать  интерес  к

местным традициям и народным промыслам;

-  учить  создавать  художественные  образы  природы,

растительного  и  животного  мира  в  различных  видах

продуктивной деятельности.

Социально-коммуникативное

-воспитывать  любовь  и  привязанность  к  «малой  Родине»,

уважение к традициям и культуре родного края

Физическое развитие

- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку

через подвижные игры и забавы Алтайского края

Речевое развитие

-развивать культуру речи,

- знакомить с писателями, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного

творчества (сказки, стихи, пословицы).

Направления работы по ознакомлению с родным краем

        В средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с  сотрудниками, профессиями.  Используются  рассказы  детей  о  своей  семье.  Дети  получают  общие сведения  о  месте  проживания  –  ст. Плотинная, город Камень-на-Оби, Алтайский край.  Дети  знакомятся  с  растениями,  их разнообразием,  особенностями,  условиями  произрастания,  дарами  природы  (грибы, ягоды),   получают  начальные  экологические  сведения.  Продолжается  знакомство  с животным миром, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.

    Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.

     Начинается  работа  по   знакомству   с  народностями,  населяющими  край;  их национальной одеждой, традиционными занятиями,  с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.

      В  старшей  группе  содержание  работы  по  ознакомлению  с  родным  краем

усложняется.  Дети  знакомятся  с  климатическими  особенностями,   историей  родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.

       Большая  работа  проводится  по  ознакомлению  детей  с   народностями  края, бытом, традициями, условиями проживания.

      Много  внимания  уделяется  знакомству  с  фольклором  народов  (сказки,  легенды, пословицы,  загадки).  Расширяются  задачи  по  ознакомлению  с  растительным  и животным  миром,  разнообразием  растений,  лекарственными  растениями;  условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой» Алтайского края.

    В  подготовительной  группе  продолжается  работа  по  всем  разделам,  с

усложнением  содержания.  Расширяются  знания  о  родном  крае,  формируются

представления  о  климатических  и  географических  особенностях  края,  сезонных изменениях  в  природе.   Дети  более  широко  знакомятся  с  историей  возникновения, развития и особенностями городов края, их достопримечательностями.

       Много  внимания  уделяется  растительному  и  животному  миру  (звери,  птицы, рыбы,  насекомые)  -  особенности  внешнего  вида,  поведения,  зависимость  от  среды обитания.

2.2 Описание  вариативных  форм,  способов,  методов  и  средств  реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

При  реализации  Программы  используются  общепринятые  формы  работы  с детьми дошкольного возраста.

  • игры  дидактические,  дидактические  с  элементами  движения,  сюжетно-ролевые,  подвижные,  музыкальные,  хороводные,  театрализованные,  игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение  и  обсуждение  программных  произведений  разных  жанров,  чтение, рассматривание  и  обсуждение  познавательных  и художественных  книг,  детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание  ситуаций  педагогических,  морального  выбора;  
  • беседы  социально-нравственного  содержания,  специальные  рассказы  воспитателя  детям  об  интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, природой;
  • изготовление  предметов  для  игр,  познавательно-исследовательской

деятельности;

  • создание макетов,  изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная  деятельность,  познавательно-исследовательская  деятельность, экспериментирование;
  • оформление  выставок  работ  народных  мастеров,  произведений   декоративно-прикладного искусства,  книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.;  тематических  выставок  (по  временам  года,  настроению  и  др.),  выставок  детского творчества).
  • заучивание  стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров;
  • рассматривание  и обсуждение  предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к  знакомым  сказкам  и  потешкам,  игрушек,  эстетически  привлекательных  предметов (деревьев,  цветов,  предметов  быта  и  пр.),  произведений  искусства  (народного, декоративно-прикладного,  изобразительного,  книжной  графики  и  пр.),  обсуждение средств выразительности;
  • продуктивная  деятельность  (рисование,  лепка,  аппликация,  художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок,  на тему  прочитанного  или  просмотренного  произведения;  рисование  иллюстраций  к художественным  произведениям;  рисование,  лепка  сказочных  животных;
  • занятия  различными  видами  деятельности:  игровые,  сюжетные,  тематические, комплексные, тренирующие;
  • физкультминутки.


При  реализации  приоритетных  направлений  деятельности,  используются

формы работы, с детьми дошкольного возраста:

   квест  –  это  игра  разного  уровня  сложности  для  всех  возрастов  (квесты  -головоломки, приключения). Квест, как игра помогает детям мыслить, думать, находить выход из сложных ситуаций; развивает смекалку и догадливость;

    час игры  -  это время, отведенное в плане  образовательной деятельности, которое не навязывается искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется, для:  самостоятельной  игры,  проявление  инициативы,  выбора  детей  в  центрах активности;

    творческая  мастерская  -  предоставляет  детям  условия  для  использования  и применения  знаний  и  умений.  Мастерские  разнообразны  по  своей  тематике,

содержанию. Начало мастерской  -  это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета,  воспоминания.  Результатом  работы  в  творческой  мастерской  является создание  книг-самоделок,  детских  журналов,  составление  маршрутов  путешествия  на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.;

   сенсорный  и  интеллектуальный  тренинг  -  это  система  заданий,

преимущественно  игрового  характера,  обеспечивающая  становление  системы

сенсорных  эталонов  (цвета,  формы,  пространственных  отношений  и  др.),  способов интеллектуальной  деятельности  (умение  сравнивать, классифицировать,  составлять сериационные  ряды,  систематизировать  по  какому-либо  признаку  и  пр.).  Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи;

    авторская  выставка  -  это  презентация  персональных  достижений  участников образовательных отношений;

   музейная  педагогика  –  интегрировано  решает  задачи  эстетического,

нравственного,  духовного,  патриотического  воспитания.  Формы  и  методы  ее  работы способствуют  развитию  и  совершенствованию  коммуникативно-речевых, познавательных,  творческих  компетенций  ребенка-дошкольника,  его  успешной социализации  в  детском,  далее,  человеческом  обществе.  Реализует  актуальнейшую  на сегодняшний  день  задачу  современного  образования  –  научить  ребенка  учиться  и познавать.

    При  реализации  Программы  используются  вариативные  методы  работы  с детьми дошкольного возраста:

  • информационно-рецептивный,  который  позволяет  сократить  путь  передачи информации;
  • репродуктивный  метод  основан  на  многократном  повторении  ребёнком
  • информации или способа деятельности;
  • проблемный метод  (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
  • эвристический  метод  (частично-поисковый),  где  проблемная  задача  делится  на части  проблемы,  в  решении  которых  принимают  участие  дети  (применение представлений в новых условиях);
  • исследовательский  метод  направлен  на  развитие  творческой  деятельности,  на освоение способов решения проблем.

   При  реализации  Программы  используются  различные  средства  работы  с детьми дошкольного возраста:

  • демонстрационные  (применяемые  взрослым)  и  раздаточные  (используемые детьми);
  • визуальные  (для  зрительного  восприятия),  аудиовизуальные  (для  слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

реальные  (существующие)  и  виртуальные  (не  существующие,  невозможные)  и др.;

С  точки  зрения  содержания  дошкольного  образования,  имеющего деятельностную  основу,  используются  средства,  направленные  на  развитие

деятельности детей:

  • двигательной  (оборудование  для  ходьбы,  бега,  ползания,  лазанья,  прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения  (восприятия)  художественной  литературы  (книги  для  детского  чтения,  в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской   (натуральные   предметы   для  исследования  и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной  (оборудование  и  материалы  для  лепки,  аппликации,  рисования  и конструирования,  в  том  числе  строительный  материал,  конструкторы,  природный  и бросовый материал);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик

   Образовательная  деятельность  по  реализации  региональной  программы  «Люби и знай, свой край-Алтай»    способствует  формированию  у  детей  отдельных  культурных практик.  В   большей  степени  способствует  формированию  правовой  практики: воспитанию  уважения  и  терпимости,  независимо  от  происхождения,  расовой  и национальной  принадлежности,  языка,  пола,  возраста,  личностного  и поведенческого  своеобразия;  в  том  числе  внешнего  облика  и  физических недостатков;  практики  культурной  идентификации  в  детской  деятельности:

  • познание  ребенком  мира  культуры,  а  также  осознания,  одухотворения  и
  • реализации  ребенком  себя  в  мире  культуры,  формирование  ребенком
  • представлений: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных

2. 4 Способы и направления поддержки детской инициативы

   Программа «Люби и знай, свой край-Алтай»  направлена на поддержку  познавательной  инициативы  детей,  через  включенность  детей  в

экспериментирование,  организацию  наблюдений,  сравнение,  развитие

способности  устанавливать  причинно-  следственные  отношения.  

     В  результате чего,   у  ребенка   развивается  интерес   к  культурному  наследию  родного  края, стремление  к  изучению  и  обследованию  новых  предметов  и  явлений  в  своем окружении и проявляет интерес к ним.

2. 5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

      Основными  формами  взаимодействия  с  семьями  в  процессе  реализации

программы являются:

-  привлечение  родителей  к  совместной  деятельности   с  детьми  –

изготовление альбомов, лэпбуков, атрибутов;

- совместная художественно-продуктивная деятельность;

- совместные праздники;

- организация выставок совместных работ;

- родительские собрания, консультации.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Материально-техническое обеспечение программы

         В ДОУ создана материально-техническая база для реализации  программы. В старшей разновозрастной группе имеется центр патриотического воспитания.

     В  ДОУ  имеется:   ноутбук, мультимедийный  проектор, экран для проекционного оборудования, музыкальный центр. Есть доступ в сеть «Интернет».

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

     В центре патриотического воспитания имеется карта Алтайского края, фотоальбомы, государственная символика, символы города и края, атласы, карты, книги о России, родном городе, энциклопедии, картотека  предметных  картинок национальных  костюмов, художественная  литература  для  ознакомления  детей  старшего  дошкольного возраста  с  историей  г. Камень-на-Оби,     альбомы «Люблю тебя мой край родной», « Моя малая родина»; лэпбуки «Русское подворье», « Моя Родина – Россия», «Хохлома», «Городец», «Гжель».

3.3 Режим дня  

Режим работы:

  пятидневная рабочая неделя,

  12-часовое пребывание детей (время работы: с 7.30 до 19.30),

  выходные  дни  -  суббота,  воскресенье  и  праздничные  дни,  установленные

законодательством Российской Федерации.

     Региональная  программа  «Люби и знай, свой край-Алтай»»  реализуется  в  течение  3  лет  работы  с детьми  от  4  до  7  лет,  в  рамках  образовательной  области  «Познавательное развитие»:

  в старшей  разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО, проводится 1 занятие один раз в неделю, ежедневно через другие режимные моменты , через взаимодействие   со  взрослыми  и  другими  детьми  ,  самостоятельную деятельность детей;

3.4 Содержание предметно-развивающей среды

        В группе оформлен центр патриотического воспитания, где  дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Это  панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал  в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

3.5 Сложившиеся традиции организации

  • Праздничный концерт ко Дню пожилого человека.
  • Осенняя ярмарка.
  • Новогодний утренник
  • Рождественские колядки
  • День защитника Отечества
  • Масленица
  • День Победы
  • День защиты детей.

4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

   

      Региональная  программа «Люби и знай, свой край-Алтай» включена в часть, формируемой участниками образовательных отношений, обоснована с  учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей.      

       Организация образовательной деятельности по Программе  способствует ознакомлению воспитанников с историей и достопримечательностями, с профессиональной деятельностью взрослых (родителей).      Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ  и  семьи,  которое  позволяет  объединить  усилия  для  успешного  воспитания  и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.

  Региональная  программа  «Люби и знай, свой край-Алтай»  полностью  отвечает  современным тенденциям науки и практики в области дошкольной педагогики. Программой  предусмотрено  ознакомление  дошкольников  от  4-х  до  7  лет  с материалами по краеведению. Срок освоения программы – 3 года.

       Программа  раскрывает  эффективные  формы  работы  и  способы  организации образовательного процесса по формированию  общей культуры личности детей, в том числе  развития  нравственных  качеств.  В  программе  нашли  отражение  вопросы ознакомления  детей  с  семьей,  родным  селом, городом. Алтайским  краем,  символикой г. Камень-на-Оби и  Алтайского  края,   с  жизнью  и  бытом  русского  народа, природой родного края.

      Практический  и  методический материал систематизируется по разделам: 

  • родная семья;
  • родной город, поселок;
  • родной Алтайский край;
  • родная  природа;

     -  родная культура.

                             

                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективное планирование старшая разновозрастная группа

для детей 5-7 лет

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

СЕНТЯБРЬ

Мой поселок, моя улица

  Формировать у детей  интерес  к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей  правилам безопасного перехода через дорогу. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки

Занятие, беседа о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.

Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес»,  «Я живу  на улице»». Сюжетно – ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада

ОКТЯБРЬ

Дома бывает разные

    Формировать у детей интерес к родному поселку, к городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дорога.

Занятие, беседа о доме, целевая прогула. Чтение стихотворений, художественной литературы.

Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры на дорожной разметке на участке детского сада

НОЯБРЬ

Мы – россияне

Государственные символы России: герб, флаг и гимн

Символы Алтайского края

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны  «Россия», края.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к  государственным символам, познакомить  детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родене, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина»

Занятие, рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»

ДЕКАБРЬ

Новый год у ворот.

Знакомство  с

семейными

праздничными

традициями.

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях семейных, а также разных народов Алтайского края, познакомить с новогодними традициями ,формировать гражданско-патриотические чувства.

Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных

песен по теме .

ЯНВАРЬ

Животный мир родного края

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.

Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию»

ФЕВРАЛЬ

Растительный мир родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

Занятие, беседа о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами радой природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задач. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывает кустарники», «С какого дерева листок»

МАРТ

Великая сибирская река Обь.

Дать понятие, что Обь - одна из крупнейших рек в мире. Река Обь протекает через такие города как Барнаул, Камень-на-Оби и Новосибирск. Закрепить названия родного города, реки, формировать чувство любви к своему городу, расширить представления детей о природных богатствах России, Алтайского края, побуждать детей восхищаться красотой реки Обь.

Занятие, беседа о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с  видами Оби, фотовыставка «Мы на Оби», чтение стихов о Оби, решение экологических задачек

АПРЕЛЬ

Русский

народный костюм Народная

игрушка.

Знакомить детей с народным костюмом.

Помочь детям через игру понять особенности национальной

культуры людей. Познакомить детей с

народным творчеством на

примере народных

игрушек, устного

народного творчества

(песенки, потешки, загадки и др.)

Чтение

произведений

русского

фольклора.

Рассматривание

иллюстраций с

изображением

народных

игрушек.

МАЙ

День Победы

Формировать чувство уважения к защитникам родного города, края, страны, развивать патриотические чувства

Занятие для детей и родителей «День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников  во время Великой Отечественной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент авторской программы "Развитие"

«Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В.А. Сухомлинский Формирование представлений о родном крае и Родине в процессе...

Программа кружка "Люби и знай свой край"

Программа  расчитана на два года, с детьми 5-7 лет. Материалл программы расширяет кругозор детей, знакомит с известными людьми, с культурой, традициями, природой Воронежского ...

Программа по краеведению "Люби и знай свой край"

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствованию более углубленному   изучению  истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание люб...

Проект "Люби и знай свой край - Алтай"

Родина- это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриоти...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

Проект по региональному компоненту «Родной край люби и знай!»

Цель: Систематизация и расширение представлений дошкольников о своем крае, городе, развитие чувств патриотизма, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу....

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ИГРЫ "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ИГРЫ "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"...