Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе: Тема: « Животный мир Прибайкалья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников первичных представлений о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической темы «Животные родного края»
Обучающие задачи:
- формировать представления детей о многообразии животных Прибайкалья; - уточнить названия, отличительные признаки животных ; - активизировать словарный запас, наименованиями деталей предметов, частей тела животных; - учить употреблять в речи названия детенышей животных; - закреплять навыки словообразования.
Развивающие задачи : - развитие ловкости, быстроты реакции - развитие внимания и памяти, - развивать умение соотносить родовые и видовые понятия
. Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к животным, понимая их самоценность; - воспитывать гордость за уникальное творение природы, национальное сокровище и достояние животного мира Прибайкалья; - воспитывать чувство радости от общения с живой природой.
Активизация словаря накопление словаря по теме: « Животные Прибайкалья » новые слова логово, хатка, кабарга, белёк, горностай, росомаха, баргузинский соболь, следопыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivotnyy_mir_pribaykalya.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе:
Тема: « Животный мир Прибайкалья»
Разработала: Красникова О.В. воспитатель 1 кв. категории
подготовительной к школе группы № 5 с ТНР
2021- 2022 учебный год
Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников первичных представлений о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической темы «Животные родного края»
Обучающие задачи:
- формировать представления детей о многообразии животных Прибайкалья; - уточнить названия, отличительные признаки животных ; - активизировать словарный запас, наименованиями деталей предметов, частей тела животных; - учить употреблять в речи названия детенышей животных; - закреплять навыки словообразования.
Развивающие задачи : - развитие ловкости, быстроты реакции - развитие внимания и памяти, - развивать умение соотносить родовые и видовые понятия
. Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к животным, понимая их самоценность; - воспитывать гордость за уникальное творение природы, национальное сокровище и достояние животного мира Прибайкалья; - воспитывать чувство радости от общения с живой природой.
Активизация словаря накопление словаря по теме: « Животные Прибайкалья » новые слова логово, хатка, кабарга, белёк, горностай, росомаха, баргузинский соболь, следопыты.
Предварительная работа.
Беседа «Как животные Прибайкалья готовятся к зиме», «Чтение художественной литературы : С.К.Устинов «Зверь - большие рога», «Животные Байкала», Н.С.Никитин «Баргузинский соболь», С.Н.Агеева «Нерпёнок», Моделирование «Что есть у оленя? медведя? Дидактические игры - «Найди детёныша для мамы», «Собери нерпу из геометрических фигур», «Четвертый лишний», «Подбери домик для животного», «Найди по описанию»; подвижные – «Рыжая лисичка», «Лиса и зайцы», сюжетно-ролевые – «Лесные следопыты на Байкале», рисование «Заяц-беляк», «Раскрась животное и дорисуй его домик»; аппликация «Домик для нерпы и нерпёнка»; пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»; артикуляционная гимнастика: «Белка».
Материалы и оборудование: мяч, набор цифр, набор иллюстраций и предметных картинок к дидактическим играм; набор игрушечных животных, волшебный сундучок.
План - конспект
I часть. Вводная Сегодня, на занятии мы будем знакомиться с животными родного края.
Дыхательное упражнение «Лиса идёт по следу» (короткие частые вдохи носом)
Лисонька-лиса след зайца взяла.
Носиком повела, по следу пошла: «Лиса след взяла»
Мотивация игровая.
Игра с мячом «Веселый счет» Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).. Один волк - пять волков, один кабан - пять кабанов, один заяц - пять зайцев, одна лиса - пять лис, один медведь - пять медведей, один лось - пять лосей, одна белка - пять белок, один горностай – пять горностаев и т. д.
Сюрпризный момент. Волшебный сундучок (с игрушечными животными) Дидактическая игра: « Кто кем был?» см. стр.5, рабочая тетрадь №1.
Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера вы были. Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры: ребёнок достаёт из сундучка игрушечное животное, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект: лиса - лисёнком, медведь - медвежонком, соболь - соболёнком, бобр - бобрёнком, рысь - рысёнком, заяц - зайчонком, олень - оленёнком, белка - бельчонком, лось – лосёнком, волк - волчонком, кабан – кабанёнком.
II часть Основная
Перед вами животные: 1. Медведь 2. Соболь. 3. Кабарга 4. Бобр 5. Лиса
– Я читаю описание животного, вы соотносите это описание с изображением, и когда я говорю: Внимание, ответ, поднимаете карточку с номером животного.
1. Это стройное и изящное животное, называют «жемчужиной сибирской тайги». Тело его вытянутое, очень гибкое, на коротких ногах. Меховой покров густой, мягкий, пушистый. Зимой он светлее летнего. ( Соболь)
2. Большой, лохматый, ходит на четырех лапах, любит мед, зимой спит, летом бродит, ест малину и нагуливает жир. След этого хищного зверя похож на человеческий? (Медведь)
3. Парнокопытное млекопитающее небольшого размера. Маленький безрогий олень, или, как его часто называют, «сибирский кенгуру». У самцов имеются острые клыки, которые заменяют отсутствующие рога. Они растут на протяжении всей жизни животного и могут достигать 10 см в длину.
(Кабарга)
4. Это красивое животное. Тело покрыто густой рыжей шерстью, имеет роскошный пушистый хвост, короткие ноги и острую мордочку. Глазки бусинки, светятся хитрым огнём. Питается мышами, зайцами. От врагов убегает зигзагами, бегает очень быстро. (Лиса)
5. Это животное водоёмов, у него короткие и сильные лапы, крупные и острые зубы, красивый мех, длинный хвост, который выполняет функцию руля. В случае опасности он со всей силы молотит хвостом по воде, таким образом, он предупреждает своих сородичей.
Питается растениями и древесиной, предпочитает кушать молодые веточки и побеги деревьев, на зиму они делают запасы в своих норах. Строить эти водолюбивые животные умеют норы и хатки. Выход из жилища находится под водой. (Бобр)
Групповая работа
Д/и «Животные и их детеныши». (см. стр.5 раб. тетрадь №1) Воспитатель называет какое - либо животное, а ребенок, называет детеныша этого животного, показывает его на картинке и соединяет линией. У оленя - оленёнок; у лося - лосёнок; у лисы - лисёнок; у медведя - медвежонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у белки - бельчонок, у барсука – барсучонок, у рыси - рысёнок, у нерпы - нерпёнок (белёк)
Д/и «Чья семья?» Цель: подбор однокоренных слов Волчья семья – это волк, волчица и волчонок и т.д.
Индивидуальная работа: Д/и «Где, чьи следы?» ( см. стр. 4 рабочая тетрадь №1)
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
(Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
(Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нём.
Игра с мячом «Чья голова?» Чей хвост? Чьи уши? Чьи копыта? Чьи рога?
Ход игры: У рыси голова - рысья; у зайца - заячья; у оленя — оленья;
у лисы - лисья; у белки - беличья; у медведя - медвежья; и т. д. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
III часть Заключительная - «Где мы можем применить полученные знания?» 1 вариант: Игра «Подскажи словечко»
— Сова летает, а куница ….?
— Заяц ест траву, а лиса ….?
— Крот роет норки, а белка…? — Медведь зимой спит, а волк…..?
— Рысь - хищный зверь, а заяц…?
— Лосиха - мама лосёнка, а олень ..?
— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….?
2 вариант (усложнение) «Продолжи предложение» - Давайте, ребята, попробуем продолжить предложение:
– Горностая можно отличить от ласки по – (размеру, он немного больше, и по черному кончику хвоста зимой)
– Весной «танцует фокстрот» — поднимаясь на задние лапы и двигаясь мелкими шажками – (лиса)
– Самцам кабарги рога заменяют – (острые клыки)
– Жемчужиной сибирской тайги называют – (соболя)
– Бесстрашный хищный зверь, которого предпочитают обходить стороной волки и медведи это – (росомаха)
IV часть Подведение итогов:
Мир прекрасен, наши леса, тайга, удивительные и разнообразные виды животных. Знайте и берегите их.
Для дружбы, для улыбок и для встреч,
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь,
И землю удивительную эту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план в подготовительной группе Тема «Животный мир Прибайкалья»
Задачи: Систематизировать первоначальные представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологичес...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме Животные жарких стран.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема «Мама для мамонтенка»....
Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе по теме «Весна в Прибайкалье»
Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группеТема: «Весна в Прибайкалье»«Поведение животных весной», «Перелетные птицы»...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект НОД для воспитанников подготовительной коррекционной речевой группы V вида На тему: «Животные и птицы жарких стран»
Цель: закрепить понятие «животные жарких стан»; познакомить с новыми зверями и птицами жарких стран; научить рассказывать про животных по мнемотаблице. Расширить словарный запас.Зада...
Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко»
Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко» Цель: знакомство детей с величиной предметов.Образовательные задачи: Учить детей различать предметы по высоте и длине...
Подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию общего недоразвития речи дошкольников по теме «Животный мир Прибайкалья»
Цели:Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые, чаще всего встречаются в нашем родном крае.Развивать у детей устойчивый интерес к диким животным. Способствовать формированию пер...