Подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию общего недоразвития речи дошкольников по теме «Животный мир Прибайкалья»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые, чаще всего встречаются в нашем родном крае.
- Развивать у детей устойчивый интерес к диким животным.
- Способствовать формированию первичных представлений о мире животных Прибайкалья.
- Расширять словарный запас по теме, за счет употребления обобщающих слов.
- Развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию общего недоразвития речи дошкольников по теме «Животный мир Прибайкалья»
Цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые, чаще всего встречаются в нашем родном крае.
- Развивать у детей устойчивый интерес к диким животным.
- Способствовать формированию первичных представлений о мире животных Прибайкалья.
- Расширять словарный запас по теме, за счет употребления обобщающих слов.
- Развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Старшая группа
1 . Чистоговорки
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке. Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово - вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки
- СА – СА – СА - рыжая лиса
- СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису
- СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе
- ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи
- ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идёт медведь
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата
- ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ - трусоватый заяц
- СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу
- ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло
- ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
- ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль
- СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята
- ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени
- НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают оленята
2. Упражнение: «У него есть» Цель: Называть животное по его строению (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, копыта, рога. Методические рекомендации: Ребенок получает представление о животном, его строении на примере диких животных.
- Голова, туловище, лапки, усы, хвост, уши (лиса);
- Голова, туловище, копыта , хвост, клыки, пятачок (кабан).
- Голова, туловище, копыта, рога, хвост, нос, уши, глаза, шерсть (олень);
- Голова, туловище, глаза, лапы, хвост, шерсть (медведь).
3. Игра: «Чего не хватает? Методические рекомендации: Дорисуйте недостающие части тела животных, назовите животных. Цель: Называть животных по графическому изображению.
4. Игра: «Где, чьи следы?» Цель: Познакомить детей с видами следов животных, формировать умение ориентируясь по внешнему виду животного соотносить его с оставленными им следами, например на снегу.
5. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход игры. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Животные; Дети: - Медведь, барсук, лиса, бурундук, изюбрь, рысь, росомаха, волк, лось, куница, соболь, кабарга, нерпа и т.д.
6. Упражнение: «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Медведь- медвежонок, лиса-лисёнок, волк- ……., белка-……, заяц- ……., лось-………, рысь-……., кабан-……., нерпа-………
7 .Игра «Один - много»
Цель: Продолжать развивать умение словообразования, учить использовать в речи множественное число существительных, обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Одна лиса – много… (лис) и т.д.
8. Игра: «Чей дом?» Цель: Развитие представлений о жизни диких животных, пополнение активного словаря, развитие познавательного интереса к окружающему миру. Методические рекомендации: Педагог называет дом животного в лесу, а ребенок должен назвать дикое животное. Берлога — дом ... (медведя). Дупло — дом ... (белки). Нора — дом ... (лисы). Логово — дом ... (волка). Под кустиком живёт… (заяц).
9. Игра: «Животные и их детеныши» Цель: Продолжать закреплять в речи названия животных, развивать умение различать и называть детенышей диких животных. Ход игры: Воспитатель называет какое - либо животное, а ребенок, называет детеныша этого животного, показывает его на картинке и соединяет линией. У оленя - оленёнок; у лося - лосёнок; у лисы - лисёнок; у медведя - медвежонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у белки - бельчонок, у барсука – барсучонок, у рыси - рысёнок, у нерпы - нерпёнок (белёк)
10. Игра: «Чей домик?» или «Кто где живет?» Цель: закрепить знания детей о жилищах животных. Упражнять в употреблении в речи грамматической формы предложного падежа с предлогом «В» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка, поскорей! Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая ему мяч, отвечает. Вариант 1. Воспитатель: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2. Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».
Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в про...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
В настоящее время проблемы речи у детей встречаются все чаще. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, психических процессов, поведение и социализацию детей в целом. Поэ...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».
Проблема коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...