Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ для подготовительной логопедической группы по направлению "Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга"
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал представляет собой результат моих поисков новых подходов к проблеме воспитания у детей интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга. В частности опыт по внедрению элементов ТРИЗ, использованию ИТ, создания проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_s_elementami_triz_2022.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Путешествие по реке времени» по направлению
«Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга».
Цели:
- воспитание интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга;
- развитие творческой и познавательной активности детей.
Задачи:
- продолжать формировать представление о постепенном развитии и изменении города во времени: его прошлом, настоящем, будущем;
- закрепить знания о гербе , архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, истории его основания;
-пополнить знания детей о социально значимых объектах современного города: школах, аптеках, библиотеках …);
-продолжать учить творчески подходить к решению поставленных задач, использовать приемы ТРИЗ («река времени», «метод фокальных объектов»);
- стимулировать речевую активность детей;
-Обратить внимание на созидающую роль человека в формировании города. Вызвать желание активно и творчески участвовать в развитии города в будущем;
Предварительная работа:
-разучивание п/и «По болоту Петр шел…»
- познакомить детей с пособием «Река времени»
Атрибуты:
Колокольчик, модель «река времени», сундук, картонные часы диаметром 30 см, игрушечный кораблик; шапка «треуголка», карта достопримечательностей СПб, набор репродукций «старинный Санкт-Петербург», набор карточек «Расскажи о своем городе (аптека, школа, вокзал и т.п.», набор мягких модулей и стулья, игрушечный штурвал, циферблат, лист календаря для постройки «корабля времени», аудиозаписи «тиканье нескольких часов», «шум современного большого города»
Ход совместной деятельности:
Педагог звонит в колокольчик: Внимание! Внимание! Объявляется сбор команды отважных путешественников!
После того, как собралась команда:
П: Вы готовы отправится в увлекательное путешествие ? Прежде чем отправится, нужно точно определить точку отправления. Где мы сейчас находимся?
Д: В Санкт-Петербурге.
П: Давайте найдем какой-нибудь подходящий знак, который поможет нам обозначить точку отправления.
(Детям предлагается несколько символов, среди которых герб Санкт-Петербурга. Дети находят его и объясняют, почему выбрали этот знак, как он называется, что обозначают рисунки на гербе. )
П: Раз Петербург –город кораблей, и мы отправимся в путешествие на корабле. Предлагаю построить его.
(Дети с помощью педагога строят корабль из мягких модулей и стульев, выбирают капитана.)
П: А теперь самое важное! Мы будем путешествовать не по обычной реке, а по Реке Времени. Послушаем как она шумит! Что вам напоминает шум Реки Времени?
(включается аудиозапись «тиканье часов». Ответы детей)
Как нам приспособить наш корабль к такому необычному путешествию?
(Ответы детей. Вместо паруса крепится лист календаря, на штурвал –циферблат и т.п.)
П: Наш корабль отправляется в прошлое! Это вперед по течению или назад против течения реки времени? (Назад, против течения) Значит будем грести и считать себе обратным счетом назад, начиная с 10.
(Д: 10, 9……1)
Задание №1
П показывает фотографию , на которой изображены лес и река: Вот и первая остановка. Куда же мы попали?
(Д: это лес, река)
П: Мы попали в такое далекое прошлое, что и города нашего еще нет. Вот в таком месте высадился Петр Первый начал строить наш город. Как это происходило (Ответы детей)
П/и «По болоту Петр шел»
П: Отправляемся дальше! Теперь будем двигаться по течению. Это быстрее или медленнее? (Быстрее) Значит и считать придется быстрее! Как можно считать быстрее? (Двойками)
Дети считают двойками до 10.
Задание №2
П: Вторая остановка! Что вы видите за бортом?
Педагог показывает репродукции «Старинный Санкт-Петербург»- Невский проспект, Дворцовая площадь, причал у Зимнего дворца
Д: Санкт-Петербург, старинные здания, улицы!
П: Как вы догадались, что эти картины изображают старинный СПб? (Ответы детей: кареты, нет машин, старинная одежда , цвет Зимнего дворца другой, лодки старинные без моторов, с парусами)
Обсуждение
Задание №3
П: Смотрите! По реке времени плывет какой-то сундук! Давайте его выловим и посмотрим, что в нем!
(Дети приносят сундук. В нем записка, игрушечный кораблик , часы, ребус про Адмиралтейство и упрощенная схема постройки Адмиралтейства)
Педагог читает записку, в которой предлагается угадать, о каком известном здании напоминают эти предмет и построить его. Ребус и схема могут помочь в этом.
П: А из чего же будем строить? У нас нет никакого материала.
(Дети предлагают использовать знакомый прием «живой пирамиды». Дети «строят» по схеме живую пирамиду дополняя ее игрушечным корабликом и часами, отгадывают ребус.)
П: Я предлагаю послать родителям видеозагадку из нашего путешествия. Давайте сфотографируем вашу живую пирамиду и предложим им отгадать, какое здание Санкт-Петербурга вы изображаете? (Фотография)
Только нужно им объяснить задание. Мы можем записать на диктофон наш вопрос и прикрепить к нашему сообщению с фотографией.
(Дети формулируют вопрос, педагог записывает на диктофон несколько вариантов)
П: отправим сундук дальше по реке времени. Занимайте места на корабле. Капитан, полный вперед!
Задание №4
П: Послушайте, что за странный звук?! На что он похож?
(включить аудиозапись «Звуки современного города»)
Ответы детей
П: Да, мы добрались по Реке Времени до современного Санкт-Петербурга. Какой он?
Ответы детей:
П: А можно ли его назвать многолюдным, шумным? Почему?
Ответы детей
П: Вот он показался вдали!
(Выставить карту достопримечательностей города)
П: Если посмотреть в бинокль, видно знакомые достопримечательности. Что вы узнаете?
(Работа с картой)
Задание №5
П: В современном городе есть много всего, что делает жизнь людей удобной, безопасной, интересной. Давайте посетим эти места!
(Дети получают карточки с изображением аптеки, школы, музея, библиотеки, вокзала, аэропорта , и рассказывают, для чего нужны эти организации)
Задание №6
П: Возвращаемся на корабль, отправляемся в будущее! Интересно, как изменится наш город в будущем?
(Ответы детей)
П: Предлагаю изобрести что-нибудь полезное для жизни города в будущем.
Игра «Конструкторы будущего » ( с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ.
Педагог предлагает 2 группы карточек. Из первой группы берется признак, из второй -предмет . Например, признак самолета, бумеранга, ворона «ЛЕТАЮЩИЙ» соединяется с предметом СКАМЕЙКА, признак торта, чупа-чупса, лимонада «СЛАДКИЙ» с предметом ФОНТАН. Дети придумывают, как использовать получившиеся предметы («летающая скамейка», «сладкий фонтан») на пользу горожанам.
Задание №7
Педагог предлагает детям придумать и нарисовать другие необычные предметы, которые помогут улучшить жизнь жителей Санкт-Петербурга в будущем.
Дети выполняют задание, рассказывают о предметах, которые они придумали и нарисовали.
Заключительная часть:
Педагог приглашает детей обратно на корабль, спрашивает о том, где сегодня побывали, что видели, запомнили, что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность логопеда с детьми в подготовительной логопедической группе. Тема "Домашние животные - друзья человека"
практический материал...
Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей логопедической группе «Солнышки» (ООД) по теме «Золотая осень»
Развивать интерес к изобразительной деятельности и стремление детей чувствовать и понимать смысл художественного произведения. Вызвать у дет...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Лесная школа тётушки Совы».
Это интересное интегрированное занятие можно использовать в работе с детьми подготовительных групп....
Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....
Конспект совместной деятельности «Весенние заботы» для детей старшей логопедической группы.
Совместная деятельность с детьи старшего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней логопедической группе детского сада. Тема: «Великие открытия, перевернувшие мир».
quot;Знакомые незнакомцы" Об удивительных свойствах всеми любимых макарон, дети узнают в ходе веселых экспериментов и опытов...