Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ для подготовительной логопедической группы по направлению "Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга"
методическая разработка (подготовительная группа)

Жаворонкова Светлана Сергеевна

Данный материал представляет собой результат моих поисков новых подходов к проблеме воспитания у детей интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга. В частности опыт по внедрению элементов ТРИЗ, использованию ИТ, создания проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_s_elementami_triz_2022.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Путешествие по реке времени» по направлению

«Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга».

Цели:

- воспитание интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга;

- развитие творческой и познавательной активности детей.

Задачи:

- продолжать формировать представление о постепенном развитии и изменении города во времени:  его прошлом, настоящем, будущем;

- закрепить знания о гербе , архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, истории его основания;

-пополнить знания детей о социально значимых объектах современного города: школах, аптеках, библиотеках …);

-продолжать учить творчески подходить к решению поставленных задач, использовать приемы ТРИЗ («река времени», «метод фокальных объектов»);

- стимулировать речевую активность детей;

-Обратить внимание на созидающую роль человека в формировании города. Вызвать желание активно и творчески участвовать в развитии города в будущем;

Предварительная работа:

-разучивание п/и «По болоту Петр шел…»

- познакомить  детей с пособием «Река  времени»

Атрибуты:

Колокольчик, модель «река времени», сундук, картонные часы диаметром 30 см, игрушечный кораблик; шапка «треуголка», карта достопримечательностей СПб, набор репродукций «старинный Санкт-Петербург», набор карточек «Расскажи о своем городе (аптека, школа, вокзал и т.п.», набор мягких модулей  и стулья, игрушечный штурвал, циферблат, лист календаря  для постройки «корабля времени», аудиозаписи «тиканье нескольких часов», «шум современного большого города»

Ход совместной деятельности:

Педагог звонит в колокольчик: Внимание! Внимание! Объявляется сбор команды отважных путешественников!

После того, как собралась команда:

П: Вы готовы отправится в увлекательное путешествие ? Прежде чем отправится, нужно точно определить точку отправления. Где мы сейчас находимся?

Д: В Санкт-Петербурге.

П: Давайте найдем какой-нибудь подходящий знак, который поможет нам обозначить точку отправления.

(Детям предлагается несколько символов, среди которых герб Санкт-Петербурга. Дети находят его и объясняют, почему выбрали этот знак, как он называется, что обозначают рисунки на гербе. )

П: Раз Петербург –город кораблей, и мы отправимся в путешествие на корабле. Предлагаю построить его.

(Дети с помощью педагога строят корабль из мягких модулей и стульев, выбирают капитана.)

П: А теперь самое важное! Мы будем путешествовать не по обычной реке, а по Реке Времени.  Послушаем как она шумит! Что вам напоминает шум Реки Времени?

(включается аудиозапись «тиканье часов». Ответы детей)

Как нам приспособить наш корабль к такому необычному путешествию?

(Ответы детей.  Вместо паруса крепится лист календаря, на штурвал –циферблат и т.п.)

П: Наш  корабль отправляется в прошлое! Это вперед по течению или назад против течения реки времени? (Назад, против течения) Значит будем грести и считать себе  обратным счетом назад, начиная с 10.

(Д: 10, 9……1)

Задание №1

П показывает фотографию , на которой изображены лес и река: Вот и первая остановка. Куда же мы попали?

(Д: это лес, река)

П: Мы попали в такое далекое прошлое, что и города нашего еще нет. Вот в таком месте высадился Петр Первый начал строить наш город. Как это происходило (Ответы детей)

П/и «По болоту Петр шел»

П: Отправляемся дальше! Теперь будем двигаться по течению. Это быстрее или медленнее? (Быстрее) Значит и считать придется быстрее! Как можно считать быстрее? (Двойками)

Дети считают двойками до 10.

Задание №2

П: Вторая остановка! Что вы видите за бортом?

Педагог показывает репродукции «Старинный Санкт-Петербург»- Невский проспект, Дворцовая площадь, причал у Зимнего дворца

Д: Санкт-Петербург, старинные здания, улицы!

П:  Как вы догадались, что эти картины изображают старинный СПб? (Ответы детей: кареты, нет машин, старинная одежда , цвет Зимнего дворца другой, лодки старинные без моторов, с парусами)

Обсуждение

Задание №3

П: Смотрите! По реке времени плывет какой-то сундук! Давайте его выловим и посмотрим, что в нем!

(Дети приносят сундук. В нем записка, игрушечный кораблик , часы, ребус про Адмиралтейство и упрощенная схема постройки Адмиралтейства)

Педагог читает записку, в которой предлагается угадать, о каком известном здании напоминают эти предмет и построить его. Ребус и схема могут помочь в этом.

П: А из чего же будем строить? У нас нет никакого материала.

(Дети предлагают использовать знакомый прием «живой пирамиды». Дети «строят» по схеме живую пирамиду дополняя ее игрушечным корабликом и часами, отгадывают ребус.)

П: Я предлагаю послать родителям видеозагадку из нашего путешествия. Давайте сфотографируем вашу живую пирамиду и предложим им отгадать, какое здание Санкт-Петербурга вы изображаете? (Фотография)

Только нужно им объяснить задание. Мы можем записать на диктофон наш вопрос и прикрепить к нашему сообщению с фотографией.

(Дети формулируют вопрос, педагог записывает на диктофон несколько вариантов)

П: отправим сундук дальше по реке времени.  Занимайте места на корабле. Капитан, полный вперед!

Задание №4

П:  Послушайте, что за странный звук?! На что он похож?

(включить аудиозапись «Звуки современного города»)

Ответы детей

П: Да, мы добрались по Реке Времени до современного Санкт-Петербурга. Какой он?

Ответы детей:

П: А можно ли его назвать многолюдным, шумным? Почему?

Ответы детей

П: Вот он показался вдали!

(Выставить карту достопримечательностей города)

П:  Если посмотреть в бинокль, видно знакомые достопримечательности. Что вы узнаете?

(Работа с картой)

Задание №5

П: В современном городе есть много всего, что делает жизнь людей удобной, безопасной, интересной. Давайте посетим эти места!

(Дети получают карточки с изображением аптеки, школы, музея, библиотеки, вокзала, аэропорта , и рассказывают, для чего нужны эти организации)

Задание №6

П: Возвращаемся на корабль, отправляемся в будущее! Интересно, как изменится наш город в будущем?

(Ответы детей)

П: Предлагаю изобрести что-нибудь полезное для жизни города в будущем.

Игра «Конструкторы будущего » ( с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ.

Педагог предлагает 2 группы карточек. Из первой группы берется признак, из второй -предмет . Например, признак самолета, бумеранга, ворона  «ЛЕТАЮЩИЙ» соединяется с предметом СКАМЕЙКА,  признак торта, чупа-чупса, лимонада  «СЛАДКИЙ»  с предметом ФОНТАН. Дети придумывают, как использовать получившиеся предметы («летающая скамейка», «сладкий фонтан») на пользу горожанам.

Задание №7

Педагог предлагает детям придумать и нарисовать другие необычные предметы, которые помогут улучшить жизнь жителей Санкт-Петербурга в будущем.

Дети выполняют задание, рассказывают о предметах, которые они придумали и нарисовали.

Заключительная часть:

Педагог приглашает детей обратно на корабль, спрашивает о том, где сегодня побывали, что видели, запомнили, что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей логопедической группе «Солнышки» (ООД) по теме «Золотая осень»

      Развивать  интерес к изобразительной деятельности и стремление детей чувствовать и понимать смысл художественного произведения.       Вызвать у дет...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....

Конспект совместной деятельности «Весенние заботы» для детей старшей логопедической группы.

Совместная деятельность с детьи старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней логопедической группе детского сада. Тема: «Великие открытия, перевернувшие мир».

quot;Знакомые незнакомцы" Об удивительных свойствах всеми любимых макарон, дети узнают в ходе веселых экспериментов и опытов...