Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной логопедической группы.Тема «Насекомые» (СПбАППО рекомендовано тиражирование опыта).
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Кукетаева Раушан Абильмажановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Совместная деятельность74.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОДОД  ГБСКОУ школа №13

Приморского района

Санкт-Петербурга

Совместная деятельность учителя-логопеда с

детьми подготовительной

логопедической группы.

Тема «Насекомые» (обобщение)

Использованные технологии:

- информационно-коммуникативные;

- мнемотехника;

- игровые (дидактические, развивающие)

- здоровьесберегающие

Составила и провела

учитель-логопед высшей категории

Кукетаева Р.А.

2013г., Санкт-Петербург

Цель. Уточнение и систематизация знаний детей о насекомых. Совершенствование фонематического восприятия.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Активизировать словарный запас детей названиями насекомых;
  2. Закрепить знания детей о насекомых и их развитии;
  3. Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений.
  1. Развивающие:
  1. Развивать воображение, слухоречевое внимание, зрительную память и общую моторику.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Научить детей внимательно слушать педагогов и сверстников.

Интеграция образовательных областей:

         

Коммуникация, познания

Виды детской деятельности

Наглядный демонстрационный материал по теме «Насекомые»

познавательно-исследовательская

Предметные картинки (изображения насекомых)

познавательно-исследовательская, игровая

Иллюстрации с изображениями насекомых и сопровождающие их тексты («Моя самая первая энциклопедия»)

познавательно-исследовательская,

Касса звуковых символов

коммуникативная

Медальоны с изображениями насекомых

чтение (восприятие)

Слоговое домино – три карточки с символами

игровая

Схемы различных по звуковому составу слов – названий насекомых

познавательно-исследовательская, коммуникативная

Пособие «Бабочки в аквариуме»

игровая

Магнитофон

музыкально-художественная

Содержание совместной деятельности.

I.Организационный момент

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь с ними кивком головы.

II. Вводная часть.

Логопед

Дети

Снег растаял! Снег растаял!

Эта новость непростая!

Это значит – теплый воздух,

Это значит - яркий свет.

Это значит, что в полях

Все начнут весенний сев!

Дети сидят и слушают стихотворение

Какое время года на дворе?

Весна.

Из скольких месяцев состоит весна?

Из трех – март, апрель, май.

Какой сейчас месяц?

Май.

Дети разгадайте, пожалуйста, ребус

C:\Users\avk\Downloads\img5.jpg

Ответ «Весна».

Загадывание загадок.

Л-д:

А теперь давайте попробуем отгадать загадки.

Загадки

Ответы детей

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

бабочка

Не зверь, не птица,

Носок как спица

Летит – кричит

Сядет – молчит

комар

Целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет

муха

В лесу у пня

Беготня, суета,

Народ рабочий,

Весь день хлопочет.

муравьи

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

кузнечик

Домовитая хозяйка

Полетает над лужком

Похлопочет над цветком

пчела

Черен , а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

жук

Она и жалит и жужжит,

Как пчела

И попадается в компот

Как пчела

Вот только меду не дает,

Как пчела.

оса

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

стрекоза

Не рыбак,

А сети расставляет

паук

Спинка в веснушках

Ах как неловко!

И покраснела…

божья коровка

Л-д:

Весной природа просыпается от зимней спячки. Солнце прогревает землю и набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, пробивается трава из почвы. Распускаются цветы, зеленеют кустарники и появляются … насекомые.

III. Основная часть

Л-д:

Сегодня мы побеседуем о насекомых. Пчелы, осы, комары, мухи, жуки и бабочки – все это насекомые. Все насекомые умеют стремительно передвигаться, быстро летают, прыгают или бегают. Почти все они не очень большие. Насекомые – животные удивительные. У них есть крылья, но они не похожи на птиц, они имеют лапки, но не похожи на ходящих по земле млекопитающих.

Размножаются насекомые быстрее всех на свете. Но и живут они очень не долго, иногда всего несколько часов. Личинки появляются из множества отложенных яиц. Из личинки - взрослая особь.

Лапки насекомых очень подвижные. Они состоят из отдельных члеников, что и позволяет насекомым быстро передвигаться.

Что касается тела, то у насекомых нет скелета. Их тело разделено на несколько частей: голова, грудь и брюшко.

С помощью хобота, например, бабочка питается цветочным нектаром.

Крылья. Крыльев у насекомых две пары. Они крепятся к верхней части туловища сразу за головой.

Глаза. Сложный глаз насекомого состоит из множества маленьких глазков. Но цвета насекомые не различают.

Насекомые, живущие семьями или колониями, называются общественными. К этому образу жизни приспособились только муравьи, осы, пчелы. В такой семье большинство – рабочие или солдаты. Они выполняют различные работы по добыванию корма, строительству и защите гнезда. Все они – дети одной или нескольких маток-цариц. Пчелиная семья состоит из нескольких тысяч рабочих пчел и матки.

Медоносные пчелы. Пчелы одни из немногих насекомых, которых смог приручить человек. Пчел разводят на пасеках, где строят для них специальные домики – ульи. Питаются пчелы цветочным нектаром. Зимой, когда мало пищи, пчел необходимо подкармливать.

В ячейках-сотах развиваются личинки пчел, а еще там хранятся запасы корма на холодную зиму.

Муравьи. Муравейник – это дом муравьиной семьи. Если взглянуть на бегающих муравьев, может показаться, что они просто суетятся, но на само деле каждый строго выполняет свои обязанности. Главные в доме – царицы, они просто приносят потомство. Охраняют их муравьи-трутни. Остальные – рабочие. Ни один из членов муравьиной семьи не может прожить в одиночку. Муравьи защищают леса от вредителей, так как поедают огромное количество всевозможных насекомых.

Муравейники устроены сложно. Снаружи видно только кучу веточек и хвоинок, но внутри – многочисленные ходы, которые открываются или закрываются рабочими муравьями в зависимости от времени суток и погоды. А зимует вся семья в подземной части дома – там не так холодно.

(Дети рассматривают иллюстрации из Детской энциклопедии. Идет процесс восприятия научного текста с последующим свободным общением на данную тему).

Л-д:

Давайте послушаем музыку.

Сергей Сергеевич Прокофьев - "Шествие кузнечиков" из сборника "Детская музыка", фрагмент (56 секунд).

Словарная работа.

На наборном полотне выставляются картинки с изображениями насекомых.

Логопед

Дети

Ребята, сейчас я покажу  вам картинки с изображениями насекомых. Я вам расскажу как называется каждое насекомое, нарисованное на картинках. Повторяйте за мной.

- «стрекоза»

- «муравей»

- «бабочка» и др.

Дети отраженно повторяют вслед за логопедом

Л-д:

А теперь минутка отдыха, упражнение для пальчиков.

Проводит ребенок.

Я веселый майский жук

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими

Не кусай, комарик злой

Я уже бегу домой

Указательный палец вперед – «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз – «лапки»

Пчела села на цветок

Пьет она душистый сок

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки

Упражнение на словообразование.

Использовать слово «летел» с приставками, одновременно показывая слово-действие на таблице.

1.за                                                                   залетел

2.при                                                                прилетел

3.вы                                                                  вылетел

4.под                                                                подлетел

5.в                                      летел                     влетел

6.с                                                                     слетел

7.об                                                                   облетел

8.на                                                                   налетел

9.у                                                                     улетел

(Дети учатся понимать семантические значения приставочных глаголов и составлять с ними простые нераспространенные предложения).

Декламация детьми четверостиший и двух стихотворений:  «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов, «Муравей» В.Пальчинскайте.

Мнемотехника.

Мнемотаблицы «про насекомых».

насекомые

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею –

шмель-шмелёк

и весёлый мотылёк.

Два жука

и стрекоза (как фонарики глаза).

Приходили муравьи и  травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.

(Детям предлагается поиграть в интеллектуально-развивающую игру, использую мнемотехнику. «Посмотрите, запомните, воспроизведите»).

 

Закрепление навыка звукового и слогового анализа слов.

а) «Подбери схему» - поставить картинки под схемы, которые соответствуют по звуковому составу (дети берут по одной предметной картинке из контейнера, рассматривают схемы и подставляют картинку к нужной схеме);

б) «Слоговое домино» - расставить картинки с изображениями насекомых под квадраты, в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия (дети рассматривают предметные картинки, определяют слоговой состав слова и выбирают нужные квадраты).

Л-д:

Давайте послушаем еще раз музыку.

«Полет шмеля», композитор Н.А. Римский-Корсаков, фрагмент (1 минута 15 секунд).

Физминутка.

Упражнения на координацию речи с движениями. Проводит ребенок.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.

Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок

Сели, сели

Травушку покушали

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.

Итог.

Л-д:

Сегодня мы с вами познакомились с насекомыми. Я вам приготовила сюрприз – новую игру, которая состоит из двух частей. Это аквариум, в котором «летают» бабочки и маленький альбомчик, в котором напечатаны их названия. Например: Златоглазка, Лунная бабочка, Парусник Румянцева… И их описание.

Лунная бабочка – яркосверкающие сиренево-синие пятна на бархатно-черных крыльях похожи на блеск Луны в ночном небе.

Прочитаете, раскрасите заранее заготовленные шаблоны, а потом мы украсим группу к лету.

А теперь, кто хочет расскажет о «своем насекомом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателей в подготовительных группах.

В плане даётся описание упражнений и игр, которые воспитатель закрепляет в режимных моментах. В данной работе представлены упражнения для развития сценической речи, фонематические потешки, разогревающ...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Тема: «Наши помощники - органы чувств»Цель мероприятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи: Обучающая:закрепить знания детей о м...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной логопедической группы Тема: "Поможем Буратино"

Развивать у детей общие математические представления и познавательную мотивацию.Развивать у детей любознательность, логическое мышление, память, способность концентрировать внимание.Воспитывать целеус...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных ...

Методическая разработка. Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в форме логопедического досуга "Путешествие вокруг земного шара" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности.

Игровая форма досуга позволяет дошкольникам отправиться в путешествие вокруг земного шара, узнать много нового, а так же закрепить ранее изученный материал....