Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной логопедической группы.Тема «Насекомые» (СПбАППО рекомендовано тиражирование опыта).
материал по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ОДОД ГБСКОУ школа №13
Приморского района
Санкт-Петербурга
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной логопедической группы. Тема «Насекомые» (обобщение) |
Использованные технологии:
- информационно-коммуникативные;
- мнемотехника;
- игровые (дидактические, развивающие)
- здоровьесберегающие
Составила и провела
учитель-логопед высшей категории
Кукетаева Р.А.
2013г., Санкт-Петербург
Цель. Уточнение и систематизация знаний детей о насекомых. Совершенствование фонематического восприятия.
Задачи:
- Образовательные:
- Активизировать словарный запас детей названиями насекомых;
- Закрепить знания детей о насекомых и их развитии;
- Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений.
- Развивающие:
- Развивать воображение, слухоречевое внимание, зрительную память и общую моторику.
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Научить детей внимательно слушать педагогов и сверстников.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, познания | Виды детской деятельности |
Наглядный демонстрационный материал по теме «Насекомые» | познавательно-исследовательская |
Предметные картинки (изображения насекомых) | познавательно-исследовательская, игровая |
Иллюстрации с изображениями насекомых и сопровождающие их тексты («Моя самая первая энциклопедия») | познавательно-исследовательская, |
Касса звуковых символов | коммуникативная |
Медальоны с изображениями насекомых | чтение (восприятие) |
Слоговое домино – три карточки с символами | игровая |
Схемы различных по звуковому составу слов – названий насекомых | познавательно-исследовательская, коммуникативная |
Пособие «Бабочки в аквариуме» | игровая |
Магнитофон | музыкально-художественная |
Содержание совместной деятельности.
I.Организационный момент
Посмотрите на гостей, поздоровайтесь с ними кивком головы.
II. Вводная часть.
Логопед | Дети |
Снег растаял! Снег растаял! Эта новость непростая! Это значит – теплый воздух, Это значит - яркий свет. Это значит, что в полях Все начнут весенний сев! | Дети сидят и слушают стихотворение |
Какое время года на дворе? | Весна. |
Из скольких месяцев состоит весна? | Из трех – март, апрель, май. |
Какой сейчас месяц? | Май. |
Дети разгадайте, пожалуйста, ребус | Ответ «Весна». |
Загадывание загадок.
Л-д:
А теперь давайте попробуем отгадать загадки.
Загадки | Ответы детей |
Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. | бабочка |
Не зверь, не птица, Носок как спица Летит – кричит Сядет – молчит | комар |
Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет | муха |
В лесу у пня Беготня, суета, Народ рабочий, Весь день хлопочет. | муравьи |
На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. | кузнечик |
Домовитая хозяйка Полетает над лужком Похлопочет над цветком | пчела |
Черен , а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. | жук |
Она и жалит и жужжит, Как пчела И попадается в компот Как пчела Вот только меду не дает, Как пчела. | оса |
Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик. | стрекоза |
Не рыбак, А сети расставляет | паук |
Спинка в веснушках Ах как неловко! И покраснела… | божья коровка |
Л-д:
Весной природа просыпается от зимней спячки. Солнце прогревает землю и набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, пробивается трава из почвы. Распускаются цветы, зеленеют кустарники и появляются … насекомые.
III. Основная часть
Л-д:
Сегодня мы побеседуем о насекомых. Пчелы, осы, комары, мухи, жуки и бабочки – все это насекомые. Все насекомые умеют стремительно передвигаться, быстро летают, прыгают или бегают. Почти все они не очень большие. Насекомые – животные удивительные. У них есть крылья, но они не похожи на птиц, они имеют лапки, но не похожи на ходящих по земле млекопитающих.
Размножаются насекомые быстрее всех на свете. Но и живут они очень не долго, иногда всего несколько часов. Личинки появляются из множества отложенных яиц. Из личинки - взрослая особь.
Лапки насекомых очень подвижные. Они состоят из отдельных члеников, что и позволяет насекомым быстро передвигаться.
Что касается тела, то у насекомых нет скелета. Их тело разделено на несколько частей: голова, грудь и брюшко.
С помощью хобота, например, бабочка питается цветочным нектаром.
Крылья. Крыльев у насекомых две пары. Они крепятся к верхней части туловища сразу за головой.
Глаза. Сложный глаз насекомого состоит из множества маленьких глазков. Но цвета насекомые не различают.
Насекомые, живущие семьями или колониями, называются общественными. К этому образу жизни приспособились только муравьи, осы, пчелы. В такой семье большинство – рабочие или солдаты. Они выполняют различные работы по добыванию корма, строительству и защите гнезда. Все они – дети одной или нескольких маток-цариц. Пчелиная семья состоит из нескольких тысяч рабочих пчел и матки.
Медоносные пчелы. Пчелы одни из немногих насекомых, которых смог приручить человек. Пчел разводят на пасеках, где строят для них специальные домики – ульи. Питаются пчелы цветочным нектаром. Зимой, когда мало пищи, пчел необходимо подкармливать.
В ячейках-сотах развиваются личинки пчел, а еще там хранятся запасы корма на холодную зиму.
Муравьи. Муравейник – это дом муравьиной семьи. Если взглянуть на бегающих муравьев, может показаться, что они просто суетятся, но на само деле каждый строго выполняет свои обязанности. Главные в доме – царицы, они просто приносят потомство. Охраняют их муравьи-трутни. Остальные – рабочие. Ни один из членов муравьиной семьи не может прожить в одиночку. Муравьи защищают леса от вредителей, так как поедают огромное количество всевозможных насекомых.
Муравейники устроены сложно. Снаружи видно только кучу веточек и хвоинок, но внутри – многочисленные ходы, которые открываются или закрываются рабочими муравьями в зависимости от времени суток и погоды. А зимует вся семья в подземной части дома – там не так холодно.
(Дети рассматривают иллюстрации из Детской энциклопедии. Идет процесс восприятия научного текста с последующим свободным общением на данную тему).
Л-д:
Давайте послушаем музыку.
Сергей Сергеевич Прокофьев - "Шествие кузнечиков" из сборника "Детская музыка", фрагмент (56 секунд).
Словарная работа.
На наборном полотне выставляются картинки с изображениями насекомых.
Логопед | Дети |
Ребята, сейчас я покажу вам картинки с изображениями насекомых. Я вам расскажу как называется каждое насекомое, нарисованное на картинках. Повторяйте за мной. - «стрекоза» - «муравей» - «бабочка» и др. | Дети отраженно повторяют вслед за логопедом |
Л-д:
А теперь минутка отдыха, упражнение для пальчиков.
Проводит ребенок.
Я веселый майский жук Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу, А зовут меня Жужу. | Указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими |
Не кусай, комарик злой Я уже бегу домой | Указательный палец вперед – «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз – «лапки» |
Пчела села на цветок Пьет она душистый сок | Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки |
Упражнение на словообразование.
Использовать слово «летел» с приставками, одновременно показывая слово-действие на таблице.
1.за залетел
2.при прилетел
3.вы вылетел
4.под подлетел
5.в летел влетел
6.с слетел
7.об облетел
8.на налетел
9.у улетел
(Дети учатся понимать семантические значения приставочных глаголов и составлять с ними простые нераспространенные предложения).
Декламация детьми четверостиший и двух стихотворений: «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов, «Муравей» В.Пальчинскайте.
Мнемотехника.
Мнемотаблицы «про насекомых».
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. | А за нею – шмель-шмелёк | и весёлый мотылёк. |
Два жука | и стрекоза (как фонарики глаза). | Приходили муравьи и травинку принесли. |
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел. |
(Детям предлагается поиграть в интеллектуально-развивающую игру, использую мнемотехнику. «Посмотрите, запомните, воспроизведите»).
Закрепление навыка звукового и слогового анализа слов.
а) «Подбери схему» - поставить картинки под схемы, которые соответствуют по звуковому составу (дети берут по одной предметной картинке из контейнера, рассматривают схемы и подставляют картинку к нужной схеме);
б) «Слоговое домино» - расставить картинки с изображениями насекомых под квадраты, в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия (дети рассматривают предметные картинки, определяют слоговой состав слова и выбирают нужные квадраты).
Л-д:
Давайте послушаем еще раз музыку.
«Полет шмеля», композитор Н.А. Римский-Корсаков, фрагмент (1 минута 15 секунд).
Физминутка.
Упражнения на координацию речи с движениями. Проводит ребенок.
Вот какая стрекоза – Очень круглые глаза Вертится как вертолет: Вправо, влево, взад, вперед | Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз. Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны |
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок Сели, сели Травушку покушали Тишину послушали. Выше, выше, высоко, Прыгай на носках легко! | Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте. |
Итог.
Л-д:
Сегодня мы с вами познакомились с насекомыми. Я вам приготовила сюрприз – новую игру, которая состоит из двух частей. Это аквариум, в котором «летают» бабочки и маленький альбомчик, в котором напечатаны их названия. Например: Златоглазка, Лунная бабочка, Парусник Румянцева… И их описание.
Лунная бабочка – яркосверкающие сиренево-синие пятна на бархатно-черных крыльях похожи на блеск Луны в ночном небе.
Прочитаете, раскрасите заранее заготовленные шаблоны, а потом мы украсим группу к лету.
А теперь, кто хочет расскажет о «своем насекомом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателей в подготовительных группах.
В плане даётся описание упражнений и игр, которые воспитатель закрепляет в режимных моментах. В данной работе представлены упражнения для развития сценической речи, фонематические потешки, разогревающ...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Тема: «Наши помощники - органы чувств»Цель мероприятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи: Обучающая:закрепить знания детей о м...
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной логопедической группы Тема: "Поможем Буратино"
Развивать у детей общие математические представления и познавательную мотивацию.Развивать у детей любознательность, логическое мышление, память, способность концентрировать внимание.Воспитывать целеус...
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных ...
Методическая разработка. Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в форме логопедического досуга "Путешествие вокруг земного шара" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности.
Игровая форма досуга позволяет дошкольникам отправиться в путешествие вокруг земного шара, узнать много нового, а так же закрепить ранее изученный материал....