Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka_peterburgovedenie.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с историей и культурой родного города способствует решению всестороннего, целостного развития детей
Цели: Развивать у детей интерес к истории и культуре родного города, формировать уважительное отношение к истории своей малой родины, развивать, обогащать эмоциональный мир ребенка на петербургском материале, воспитывать культуру поведения ребенка
Задачи:.
- Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями
- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к Санкт-Петербургу, чувства сопереживания, сострадания, ответственности, формировать интерес к общественной жизни города;
- Расширять знания детей об окружающем их городе, о неразрывной связи человека с окружающей действительностью, о возможных последствиях нарушения этой взаимосвязи;
- Воспитывать у детей любовь к своему городу, пробуждать чувства ответственности и гордости за то, что они – петербуржцы.
Период | Темы | Задачи |
Сентябрь |
Беседа «Земля часть вселенной». Подвижная игра «Солнечная система». Лепка «Земля – мой дом». | Формировать у детей представления о себе как части вселенной. Продолжать формировать понятия «село» - «город», «сельский житель» - «городской житель», понятия «мы - петербуржцы». Продолжать расширять и закреплять представлений об улице, городе. Развивать любознательность, мышление, инициативность, память. Воспитывать патриотические чувства. |
Беседа «Великая страна Россия». Прослушивание гимна Российской Федерации. Рассматривание иллюстраций по теме. Рисование «Вот моя Родина». | ||
Беседа «Город». Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» «Люблю тебя, Петра творенье». Знакомство с «Памяткой юного петербуржца». Аппликация «Открытка из Санкт-Петербурга» | ||
Беседа «Пушкинский район». Дидактическая игра «Найди улицы на карте микрорайона Новая Ижора». Минуты размышления «Что нужно сделать каждому жителю района для того, чтобы улучшить экологию в районе?». Конструирование «Микрорайон Новая Ижора». | ||
Октябрь |
Беседа «Кто живет в моем доме?». Составление рассказа «Опиши свой дом». Словесная игра «Улица…какая?», «Дом…какой?» Рисование «Вот моя улица, близкая, родная». | Продолжать формировать представления детей о своем месте жительства, своем доме. Расширять и закреплять знания детей о городе Санкт-Петербург, истории его основания, Петре I. Познакомить с символами нашего города: государственными (герб, гимн, флаг) и формальными. Развивать воображение, творческие способности, интерес к родному городу, его истории и культуре. Воспитывать гордость за свою малую Родину, любовь к ней, чувство ответственности за то, что они – петербуржцы. |
Беседа «Петра творенье». Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Чтение стихотворения Е. Ефимовского «Основание города». Подвижная игра «По болоту Петр шел». Аппликация «Мой город». | ||
Беседа «Медный всадник». Просмотр обучающего видеофильма «Медный всадник». Рассказ-фантазия «Если бы вы были скульптором, какой памятник Петру I вы бы создали?». Свободное общение «Что такое вандализм?». Дидактическая игра «Узнай по силуэту». Чтение рассказа В. Суслова «Двести лет он скачет над водой». Лепка «Медный всадник». | ||
Беседа «Символы города». Рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок о символах Санкт-Петербурга. Конструирование «Герб Санкт-Петербурга». Заучивание стихотворения О. Чупрова «Гимн Санкт-Петербургу». Игровой тренинг «Что делать, если я потерялся в городе?». | ||
Ноябрь | 1.«Невский проспект» Беседа «Невский проспект – главная магистраль города». Рассматривание карты – схемы Невского проспекта, иллюстраций с изображением исторических зданий на Невском проспекте. Подвижная игра «Мы по Невскому идем». Заучивание стихотворения С. Скаченкова «Ночью на Невском». Аппликация «Аничков мост». | Формировать понятия «старинный дом», «современный дом», «историческое наследие», «ансамбль». Знакомить детей с профессиями «архитектор», «реставратор». Расширять представления детей об исторических достопримечательностях города. Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважительное отношение к работникам общественных мест. Развивать чувство ориентирования в пространстве, художественного вкуса, память, внимание, мышление, любознательность. |
2.«Дворцовая площадь: триумф и парад, дух мощи российской и царский наряд» Беседа «Дворцовая площадь». Просмотр презентации. Размышление «Зачем сажать деревья в городе?». Чтение стихотворений Н.Браун «Арка Главного штаба», В. Брюсова «Александрийский столп». Рельефная лепка «Здания с колоннами». | ||
3.«Дворец – самый важный в столице» Беседа «В прошлом царский дворец, сегодня – самый большой музей города». Просмотр видеозаписи «Коллекции Эрмитажа». Дидактическая игра «Найди по описанию». Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». Игровой тренинг «Я в музее, что можно, а что нельзя делать». Рисование в технике тиснения «Эрмитаж». | ||
Беседа «Корабль-музей». Рассматривание иллюстраций. Подвижная игра «По болоту Петр шел». Чтение рассказа В. Суслова «Аврора». Прослушивание песни «Что тебе снится, крейсер Аврора?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского). Дидактическое упражнение «Сосчитай». Конструирование «Аврора». | ||
Декабрь |
Беседа «Нева – главная река в Санкт-Петербурге». Размышление «Как Нева влияет на погоду в Санкт-Петербурге?». Игра ММЧ. Чтение стихотворений А. Багимова «Над Невой», М. Борисова «Знаменитая Нева». Словесная игра «Я знаю пять названий рек». Рисование «Красавица Нева». | Продолжать формировать представление детей о городе Санкт-Петербург как о городе на островах. Расширять и закреплять знания детей о реках, протоках, каналах, мостах города. Воспитывать культуру безопасного поведения возле водоемов. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, память, воображение. Воспитывать гордость и уважение к известным людям, жителям Санкт-Петербурга. |
Беседа «Мосты Санкт-Петербурга». Просмотр презентации. Обсуждение «Почему в Санкт-Петербурге столько много мостов?». Игра «Вопрос – ответ». Чтение стихотворения Н. Полякова «Сто один остров и шестьсот мостов». Рассказ педагога «Безопасное поведение на мостах». Конструирование «Мост». | ||
Беседа «Город на островах». Просмотр обучающего видеофильма «Аптекарский остров». Подвижная игра «Спасение зайцев». Чтение Р. Хуснутдинова «Хранительница Васильевского острова: петербургская сказка». Лепка «Узор на набережной». | ||
Беседа и просмотр презентации «Поход по пушкинским местам в Санкт-Петербурге». Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник». Словесная игра «Угадай сказку А.С. Пушкина». Подвижная игра «Белка песенки поет…». Рассматривание альбома «Правила обращения с книгой». Аппликация «Золотая рыбка». | ||
Январь | 1.«В Петербурге Рождество – наступает волшебство» Беседа «Рождественские и новогодние традиции и обычаи моей семьи». Рассматривание изображений «Зимний Санкт-Петербург». Чтение отрывка из произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (колядование). Игра-гадание «Что достанется, то и сбудется». Ручной труд «Изготовление новогодней игрушки». | Продолжать формировать представление детей «мы - петербуржцы». Расширять и закреплять представления и знания детей о традициях и обычаях, памятных датах, празднуемых в Санкт-Петербурге в частности и в России в целом. Воспитывать уважительного отношения к историческому прошлому нашего города, гордости за людей, живших раньше в Петербурге. Воспитывать культуру поведения в транспорте, безопасного обращения с пиротехникой. Развивать слух, творческие способности детей, мелкую и общую моторику детей, память, любознательность. |
2.«Городской транспорт» Беседа «Транспорт в городе Санкт-Петербург и его значение для горожан». Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактическая игра «Виды транспорта». Игра-ситуация «Что будет, если исчезнет транспорт?». Заучивание стихотворения А. Барто «Мы едем в метро». Обсуждение «Безопасное поведение в транспорте». Слушание песен «Трамвай» (муз. И сл. А. Варламова), «Мое метро» (муз. А. Ермолова и сл. Н. Мартишенский). Лепка «Виды машин». | ||
3.«Снятие блокады» Беседа «Жизнь людей в блокадном Ленинграде». Рассматривание иллюстраций, фотографий военных лет. Прослушивание аудиозаписи сообщения о прорыве блокады Ленинграда прочитанного Ю. Левитаном. Этическая беседа «Бережное отношение к хлебу». Чтение стихотворения В. Вольтман-Спасская «По воду», пословиц и поговорок о героизме, славе и смелости. Рисование «Салют над Невой» | ||
4.«Великие люди нашего города» Беседа «И.А. Крылов, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский – великие петербуржцы». Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», С.Я. Маршак «Усатый-полосатый». Словесная игра «Угадай из какого произведения». Аппликация «Мойдодыр». | ||
Февраль | 1.«Это наш, это наш Петербургский Эрмитаж» Беседа «История создания музея – Эрмитажа». Рассматривание репродукций картин известных художников. Дидактическая игра «Найди ошибку художника». Чтение стихотворения О. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже». Размышление «Что такое «арт –терапия»?». Рисование «Мой шедевр». Оформление выставки «Наш Эрмитаж» | Продолжать формировать представление детей о музеях. Расширять и систематизировать знания детей о правилах поведения в общественных местах, в частности в музеях. Закреплять понятия «натюрморт», «портрет», «пейзаж», «экспонат», «шедевр». Развивать творческие способности, чувство цвета и гармонии, память, любознательность, внимание, познавательный интерес к достопримечательностям родного города. Расширять кругозор детей, активизировать лексический словарь по теме. Воспитывать ответственность за свой город, вызвать чувство гордости и восхищения родным городом. |
2.«Площадь искусств». Беседа «Русский музей – сокровищница национальной культуры и место отдыха петербуржцев и гостей города». Игра «Определи жанр: натюрморт, пейзаж, портрет». Подвижная игра «Догадайся, что я делаю». Загадывание загадок об инструментах художника. Заучивание стихотворения А. Кушнера «Если видишь на картине…». Лепка «Натюрморт» в технике пластилиновой мозаики. Оформление выставки натюрмортов. | ||
Беседа «Есть на Василеостровском зоомузей, Там можно увидеть разных зверей». Игра-ситуация «Мы фотокорреспонденты берем интервью у директора зоомузея». Обсуждение «Что такое Красная книга?». Рассматривание альбомов «Правила общения с животными», «Правила безопасного поведения на природе». Оригами «Животные Севера и жарких стран». Оформление экспонатов зала экзотических животных. | ||
Беседа «Адмиралтейство – Владыка морей». Просмотр презентации. Словесная игра «Угадай что это?». Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Чтение стихотворений С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства», М Борисова «Золотой кораблик». Подвижная игра «Туча-тетя». Аппликация «Плыви, плыви кораблик» | ||
Март |
Беседа «Построили в крепости первый собор, по высоте первый он до сих пор». Рассматривание иллюстраций. Игра «Сосчитай». Чтение И. Антипенко «Исторические приключения веселых человечков». Размышления «Нужны ли средства противопожарной защиты в соборах и храмах?». Лепка «Петропавловский собор» (барельеф) | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Формировать представление о храмах, соборах, церквях. Систематизировать и закреплять знания детей об архитектурных элементах. Воспитывать культуру поведения в общественных местах, в частности в храмах. Знакомить с профессией людей, работающих в храме. Развивать логическое мышление, память, воображение, любознательность, внимание, смекалку. Воспитывать уважительное отношение к вероисповеданию других людей, уважение к истории нашего города. |
Беседа «На Невском, где восхищает наш взор, стоит грандиозный Казанский собор». Просмотр обучающего видеоролика «Казанский собор». Обсуждение «Какую роль играли колокола в старые времена?». Рассматривание альбома «Правила поведения в храме». Аппликация «Казанский собор» | ||
Беседа «Вот Исаакий – собор-великан, а построил его Монферран». Игра-сравнение «Чем отличается Исаакиевский собор от Казанского и Петропавловского?». Чтение стихотворения Ю. Юдина «Исаакиевский собор». Просмотр отрывков видеофильма «Внутреннее убранство Исаакиевского собора». Конструирование «Исаакиевский собор». | ||
Беседа «Спас на крови». Просмотр презентации. Словесная игра «Подбери определения». Музыкально-дидактическая игра «О чем говорит колокол?». Игровой тренинг «Я в храме – мои действия». Чтение фрагмента повести «Сказ о звонаре московском». Рисование «Купола» | ||
Апрель |
Беседа «Петропавловская крепость». Словесная игра «Ассоциации». Подвижная игра «Спасение зайцев». Размышление «Какие меры можно предпринять, чтобы защитить город?». Чтение стихотворения М. Борисова «Вот памятник царю Петру». Лепка «Петровское войско» | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, отмечая их предназначение в прошлом и сегодня. Знакомить детей с профессиями людей, работающих в театре. Закреплять знания детей о правилах поведения в театре. Воспитывать познавательный интерес к городу, вызывать восхищение им, способствовать осознанию ценности памятников культуры и искусства. Развивать речь, мышление, воображение, способствовать расширению кругозора. |
Беседа «Львы на страже стоят». Просмотр презентации. Составление рассказа - мечты «Сказочное животное, которое украсит улицу». Чтение стихотворения М. Борисова «Как много царственных зверей». Обсуждение «Зачем нужны фонари?». Подвижная игра «Каменный лев». Рисование «Львы и грифоны» | ||
3. «Театральная площадь» Беседа «Театральная площадь». Рассматривание иллюстраций. Обсуждение «Как нужно себя вести в театре?» Дидактическая игра «Театральные профессии». Просмотр отрывка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Конструирование «Мариинский театр». | ||
4.Театры Санкт-Петербурга Беседа «Мариинский театр». Дидактическая игра «Профессии в театре». Чтение стихотворения З.Мошковской «Вежливое слово». Словесная игра «Петербургские рифмы». Упражнение – этюд «Светит солнце». Аппликация «Балерины» | ||
Май | 1.Отмечаем день победы Беседа «Как начиналась война». Обсуждение поговорок о силе, смелости, отваге. Чтение и обсуждение произведения «Быль для детей» С.Михалкова. Дидактическая игра «На суше, в воздухе, на воде». Подвижная игра «Казаки в Берлине». Лепка «Парад». | Закреплять знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербург. Систематизировать знания о правилах поведения в различных местах. Развивать умение составлять связный рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Продолжать воспитывать патриотические чувства, гордость и ответственность за свой родной город. Развивать интерес к последующему изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. |
2.«Летний сад» Беседа «Прогулка по Летнему саду». Рассматривание иллюстраций. Обсуждение «Правила поведения в парке». Чтение Б. Сергунов «Летний сад и Зимняя канавка». Дидактическая игра «Определи породу деревьев». Релаксация под звуки Летнего сада. Рисование «Весна в Летнем саду». | ||
Беседа «Екатерининский парк». Просмотр презентации. Чтение стихотворений С. Михалков «Прогулка», В.Блейков «Чугунное кружево». Дидактическая игра «Профессии». Подвижная игра «Цветы и пчелки». Аппликация «Решетка садового забора». | ||
Викторина «Я знаю свой город» |
Использованная литература
- Алдонина Р. Исаакиевский собор. М.: Издательство «Настя и Никита», 2017.- 24с
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: «Паритет», 2005. – 288с.
- Арсеньева Д. Пешком по Невскому.- М.: Издательство «Настя и Никита», 2017.- 25с.
- Дмитриева В.К. Санкт-Петербург. Знакомство с городом: пособие для самых маленьких.- СПб,: Корона принт. 2014. – 24с.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2017. – 48с.
- Патаки Х. Мосты Петербурга. М.: Издательство «Настя и Никита», 2016.- 27с
- Толкачёва Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – СПб., ООО «Издательство «детство пресс», 2012.- 304.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста
14 апреля 2012 года в старшей группе №1 прошло тематическое занятие, посвящённое 50-летию со дня покорения космоса. Мы отправились в космическое путешествие на математическую планету.Во время путешест...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста
14 апреля 2011 года в старшей группе №1 прошло тематическое занятие, посвящённое 50-летию со дня покорения космоса. Мы с детьми отправились в космическое путешествие на математическую планету.Во время...
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».
Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби свой край и воспевай!»
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУпо познавательно речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возрастана тему: «Люби свой край и воспевай!»(для слушателей КПК)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие скворушки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».
Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...