Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«НАСЕКОМЫЕ В ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ»
Цель: Развивать представления детей о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развивать творческое воображение детей путём изображения сказочных насекомых в рисунке.
Материалы: модель «кузнечик в траве» ; краски; листы бумаги, аудио записи: «Танец бабочек» М. Красева, отрывки из оперы Римского-Корсокова « Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.
Ход занятия
Дети садятся в кружок на ковёр. В середине разложены карточки с изображением насекомых.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, эти карточки из волшебной страны, а чтобы узнать её название, нужно отгадать загадку и найти карточку-ответ.
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы , хоть убей,
Жить не может … (Муравей)
- Чёрен, а не ворон,
Рогат ,а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук)
- С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка. (Кузнечик)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделиться медком. (Пчела)
- Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. ( Паук )
- Не, зверь не птица,
Носок, как спица.
Летит- кричит.
Сядет – молчит. (Комар)
По мере отгадывания загадок дети находят картинки – отгадки.
Внимательно рассмотрите всех животных, сравните их и найдите пару. Объясните по какому признаку вы их объединили ( классифицировали). Внешнее строение ( жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы ), местам обитания ( наземные, водные ), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие ). О ком ещё были загадки? Как одним словом можно назвать всех этих существ? ( Насекомые ) .
А фантастическую страну? (Насекомия).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Внимательно рассмотрите насекомое, которое находится в банке: цвет, голова, глаза, усики, тело, крылья, ноги ( сколько их? ). Где можно найти его, чем оно питается?
Игра «Кто где живёт?» Разложить картинки. Детям предлагается выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.
-Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?
Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве. (Картон разукрашен зелёным и чёрным цветом ( пополам ),вдоль разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком. Если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, а если кузнечик в чёрной половине - кузнечик сразу становится заметным).
-Знаете ли вы . почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипочке?
Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке и получается скрип, стрекот.
-Почему божьих коровок так называют? (Коровками называют потому, что они умеют выделять «молочко», правда не белое, а оранжевое. Конечно , на самом деле это никакое не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы).
-Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю).
А ещё божьих коровок можно назвать перелётными жуками. Оказывается в конце лета –начале осени коровки улетают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелётные птицы. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под камнями, в щелях коры деревьев, прошлогодней траве. Поэтому если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним нужно бережно, не допускать сжигания прошлогодней листвы в садах и огородах.
Чтобы узнать, с кем «дружит» муравей в лесу, давайте поиграем.
Экологическая игра «С кем дружит муравей»
Воспитатель предлагает взять детям картинки с изображением обитателей леса. Сам берёт картинку муравья. Дети располагаются по кругу. Педагог предлагает вспомнить некоторые наблюдения в природе за муравьём.
Воспитатель: Наблюдательные люди давно подметили, что возле муравейника особенно густо растут травы , часто они обступают жилище этих насекомых плотным кольцом. Дело в том, что у твёрдых семян некоторых лесных растений имеются сочные, «вкусные» выросты – лакомая пища для муравьёв. Они их объедают, а остатки выносят на поверхность, где семена прорастают . Воспитатель бросает детям клубочек, по очереди, спрашивая какие растения «посеяли» муравьи. Ребёнок, к которому подкатился клубочек, называет своё растение : подснежник, медуница, фиалка… Вывод ( делают дети ): Чем больше муравьёв – тем больше травянистых растений. Аналогичным образом рассматривается связь с птицами.
-Чем питаются птицы? дети - жучками короедами .
Вывод: чем больше птиц ,тем меньше жучков короедов.
ФИЗМИНУТКА
Дети с помощью выразительных средств (пластики, мимики) изображают способы передвижения различных насекомых.
ИГРА « НЕБЫЛИЦЫ»
Воспитатель: «Жили- были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали они с цветка на цветок, любили гулять под дождём, а ближе к осени они, как перелётные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела…и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
Детям предлагается найти ошибки в рассказе (бабочки не прыгают, а летают; не летают под дождём (почему?), не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют?), бабочки не питаются мухами (а чем?).
-Почему бабочек называют «крылатая радуга»?
РИСОВАНИЕ: «Бабочка» - музыкальное сопровождение М. Красева. «Танец бабочек». После того как дети нарисуют бабочек, воспитатель предлагает вырезать их и наклеить на макет «Лесная поляна», обращая внимание на то, что от «крылатой радуги» поляна стала краше и теплее. Дети сами высказывают своё мнение.
АУТОТРЕНИНГ
«Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание букашек, мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем живым существам. Но вот подул ветерок , и я чувствую как набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»
- Прослушивание отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.
- Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Таинственные превращения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности (исследование окружающего мира) у детей 6-7 летнего возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Природа родного края»
Знакомство с лекарственными растениями нашего края....

Природа родного края Конспект занятия в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...

Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...

Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
Конспект открытого образовательного мероприятия по ознакомлению с природой родного края по теме: «Русский лес – край чудес» (с детьми 5-6 лет) с использованием технологии «Бумажное путешествие»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Цель: создание условий для изображения сибирского осеннего леса на бумаге в разных ...