Конспект познавательного занятия по теме: «Природа Смоленского края».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
"Детский сад № 35 "Василёк" города Смоленска.
Конспект познавательного занятия по теме: «Природа Смоленского края».
Работу выполнила воспитатель средней группы
Нелидова Юлия Валерьевна.
Конспект выполнен в рамках номинации «Сценарий».
Смоленск
2024
Конспект познавательного занятия по теме: «Природа Смоленского края».
Цель занятия: расширение знаний воспитанников детского сада средней группы о диких животных Смоленской области.
Проблема: поверхностные знания детей средней возрастной группы о диких животных Смоленской области.
Воспитательное мероприятие ориентировано на обучающихся среднего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить представление обучающихся об окружающем мире (дикие животные);
- формировать умение отвечать полным предложением на поставленные вопросы;
- познакомить обучающихся с некоторыми видами животных, проживющих на территории Смоленского края.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формировать у детей среднего дошкольного возраста представления о диких животных проживающих на территории Смоленской области;
- развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, отзывчивости;
- закреплять умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- закреплять умение слушать собеседника (ребенка, взрослого).
Участники: обучающиеся средней дошкольной группы.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Время проведения: 30 минут.
Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Предварительная работа: выявление первоначальных знаний детей о диких животных, подбор иллюстраций по теме «Дикие животные Смоленского края». разучивание стихов по теме «Дикие животные», познавательная беседа «Чудесный край - Смоленщина»).
Методы, технологии, принципы и подходы к содержанию методической разработки использованные на занятии: игровые, наглядны, практические, методы. В занятии используются:
- информационно-коммуникативныетехнологии (авторы технологии: М.В.Моисеева, Е.С.Полат,,М.В.Бухаркина);
- технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников (автор технологии: Колмыкова И.Г);
- здоровьесберегающие технологии (автор технолгии: Говрючина Л.В.).
Принципы и подходы: природосообразности,доступности,систематичности, последовательности;наглядности;культуросообразности.
Раздаточный материал: бланки заданий, цветные карандаши, разрезанные картинки.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Оборудование:
- Игрушечный телефон;
- Изображения животного мира Смоленского края.
- Трафареты волка, лисицы и бурого медведя.
- Цветные карандаши.
- Стулья, по количеству обучающихся.
I Вводная часть – 3 минуты.
а) Приветствие «Доброе утро»;
б) Правила группы «Каждый ребенок должен знать».
II Основная часть – 22 минуты
- Мотивационно-ореинтировочный этап.
- Практический этап:
- Рассказ воспитателя
- Дидактическая игра
- Пальчиковая гимнастика.
III Заключительная часть - 5 минут.
Релаксационное упражнение «Дикие животные Смоленского края » (под музыку );
Рефлексия «Мне больше всего запомнилось»
Ход занятия:
- Вводная часть (3 минуты)
Приветствие «Доброе утро!».
Воспитатель:
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются).
Воспитатель: дорогие ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, ко мне обратится необычный гость, но для того чтобы узнать ,кто этот гость, нам надо вспомнить правила, которые всегда помогают нам на занятиях. На каждое правило, мы загибаем пальчик на левой руке.
Правила группы:
#1088;аботать в доброжелательной, спокойной атмосфере;
#1073;ыть искренним, активным, открытым;
#1085;е перебивать говорящего;
4. использовать правило «Поднятой руки».
II Основная часть – 22 минуты
Мотивационно-ореинтировочный этап.
Педагог сообщает детям, что сегодня на его телефон пришло странное сообщение. Давайте вместе почитаем его. Воспитатель показывает игрушечный телефон. Зачитывает сообщение.
«Здравствуйте дети! Это, я, Мишка, пишу вам прямо из леса. Сегодня мальчик Петя перепутал и назвал меня домашним животным. Какой же я домашний? Я ведь живу в лесу. Мой дом – это деревья, кусты, берлога. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, кто из нас дикий, а кто домашний. Послушайте, пожалуйста, небольшие рассказы от нас, диких животных.
Воспитатель формирует цель работы: расширение знаний воспитанников детского сада средней группы о диких животных Смоленской области.
Практический этап.
Воспитатель заранее подготовил небольшие рассказы о некоторых представителях животного мира Смоленской области.
При рассказе использует распечатанные изображения.
Мишка — лесной зверь. Он большой — выше мамы и выше папы (даже выше человека). Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые небольшие уши. Еще у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям.
Шерсть у медведя густая. Ему в такой шубе очень тепло. Вы знаете, какого цвета шерстка у медведя? Коричневая, но чаще говорят — бурая. (Фото Медведя)
Волк – дикое, хищное, млекопитающее животное. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большие головы с широкими лбами опущены вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи
Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У неё короткие ноги и острая мордочка. Глазки у лисы бусинками, светятся хитрым огнём.
Живет она в покинутых норках сусликов и барсуков, предпочитает луговые местности. Питается лиса мышами, зайцами. У заспавшегося хозяина таскает кур.
Лисичка – отличный пловец. От врагов она убегает зигзагами. Бегает лисица очень быстро.
Барсук.
Обитает барсук в лесах, глубокие норы роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведет ночной образ жизни. Шея у него короткая, почти незаметная, ноги тоже короткие, на пальцах - длинные тупые когти, приспособленные к рытью. Шерсть грубая. Окраска спины и боков - буровато-серая с серебристым оттенком, низа тела - черноватая. На мордочке расположены две темные полосы, тянущиеся от носа к ушам.
Выдра речная.
У нее плоская голова, круглые уши, маленькие глаза, широкая усатая морда, короткие ноги и длинный хвост.. Сильное удлиненное тело выдры имеет обтекаемую форму и отличную гибкость, а ее ноги снабжены плавательными перепонками и когтями.
Выдра выглядит довольно неприметно из-за своего неприметного коричневого окраса.
Ласка. Ласка – хищник, вид хорька. Туловище вытянутое тонкое и гибкое, головка небольшая, с узкой, однако сравнительно длинной шейке. Яркие глазки, аккуратные ушки, острый носик с усами. Короткие лапы не мешают быстро передвигаться. Наоборот они помогают ей лазить по деревьям.
Дидактическая игра. Воспитатель предлагает детям карточки с изображением диких и домашних животных. Мишка попросил разобраться, кто дикое животное, а кто домашнее. Дети делятся на группы. Каждая группа сортирует карточки по признакам, дикое или домашнее животное. Диких животных сортируют дети, согласно прочитанному материалу.
После выполнения заданий педагог предлагает участникам педагогического процесса послушать следующее сообщение медведя: «Дети, после того, как вы узнали о диких животных, обо мне и моих друзьях, разобрались, кто дикий, кто домашний, давайте поиграем!».
Пальчиковая гимнастика.
- По полянке мишка шел
(пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел.
(Царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)
Лапкой мед он доставал,
(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)
Язычком его лизал.
(Круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)
Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет. (Ладони на щеках, качаем головой)
Надо обязательно
Мишке быть внимательным.
(Указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)
Сидели два медведя на тоненьком суку. (Изображаем медведей)
Один читал газету, (раскрываем руки, как будто читаем газету)
Другой молол муку. (Стучим кулаком о кулак)
Раз - ку-ку, два - ку-ку,
Оба шлепнулись в муку. (Опускаем руки вниз)
Нос в муке, хвост в муке, (показываем нос; показываем место, где должен быть хвост)
Ухо в кислом молоке. (Показываем ухо).- Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Запетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!
III Заключительная часть - 5 минут.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: «Какая тема занятия была?» (Опрос детей методом беседа).
Что дети, вы узнали в ходе нашего занятия? (Ответы детей).
Рефлексивно-оценочный этап: В. Дети, медвежонок желает, чтобы Вы раскрасили предоставленные изображения волка, лисицы и бурого медведя. Дети раскрашивают. Воспитатель спрашивает: Дети, вам понравилось занятие? Как вы считаете, медведь рад, что вы узнали больше о диких животных Смоленского края? Надеюсь, что полученными знаниями, Вы поделитесь с родителями, и будете оберегать животных Смоленщины вместе.
Ожидаемые результаты:
- положительный социальный опыт совместной деятельности, направленный на личностное развитие детей;
- обогащение представлений у обучающихся по отдельным темам, важными с точки зрения личностного развития;
- расширение кругозора детей, поддержка познавательного интереса;
- коррекция познавательных процессов через интеграцию познавательного развития и мероприятий;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой и межличностной сферы детей через приобретение положительного опыта общения с сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект познавательного занятия по теме «Круговорот воды в природе. Снег»
конспект занятия по экологии...
Занятие на тему "Природа северного края"
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект открытого занятия на тему «Природа – наш общий дом» в подготовительной группе.
Есть на земле огромный домПод крышей голубой,Живут в нём солнце, дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,Весёлый звон ручья.Живёшь в том светлом доме тыИ все твои друзья.Куда б дор...
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»
Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи: 1. Развивать у детей любознательность, интерес к ...
Конспект занятия на тему: «Природа северного края»
Тема: «Природа северного края»...
Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»
Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»Задачи занятия:1. Формировать пр...