Конспект занятия "Живем мы в северном краю и знать должны его"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Жилина Людмила Николаевна

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с целью пробуждения у детей интереса и любви к родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Живем мы в северном краю и знать должны его»

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю

Программное содержание:

  1. Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
  2. Уточнить знания о растительном и животном мире нашего края.
  3. Развивать логическое образное мышление, воображение.
  4. Упражнять в отгадывании загадок.
  5. Развивать художественное восприятие и воображение детей.
  6. Развивать связную речь:добиваться полных ответов на поставленные вопросы.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей.

Словарь: тайга, оленеводство, коренное население, Югра, Ханты-  

      Мансийский автономный округ.

           Оборудование: панно леса (тайга), картинки видов ХМАО-Югры, фигурки с изображением животных, птиц; листы бумаги с силуэтом животного (медведя); коричневая бумага, клей, салфетки.

           Предварительная работа:: чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов на тему ХМАО, беседы о природе родного края, коллективные работы по изобразительной деятельности

Ход занятия

Воспитатель-Подумайте и скажите, в каком городе мы живем? А какая река протекает?

-Город Нижневартовск находится в каком округе? (ХМАО-Югра)

-Правильно, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

Стихотворение:

Югорский край-заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край угорский всех вас приглашаю,

Добро пожаловать, друзья!

Воспитатель-Раньше нашего города не было. По берегам р.Обь располагались маленькие поселения. А знаете ли вы, как называли самых первых коренных жителей нашего края? (коренными жителями нашего края были ханты и манси)

Воспитатель-Ханты, манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Если ханты и манси ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты и манси? (ханты и манси живут в тайге)

Воспитатель-А как вы понимаете слово «тайга»? (это смешанный лес, где растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, есть болота)

Воспитатель-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? ( у лиственных на ветках-листья, у хвойных-иголки-хвоинки)

Воспитатель-Назовите лиственные деревья тайги. (береза, рябина, калина)

Воспитатель-Назовите хвойные деревья (ель, елка, сосна, кедр).

Воспитатель- а как вы думаете, если ханты и манси живут в тайге, селения располагаются вдоль рек, чем же они занимаются? (лсновное занятие этих людей – охота, рыболовство, а на севере – оленеводство)

Воспитатель-В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед

Дождь прибежит с далеких сопок и зажелтеет зверобой.

А сколько тут звериных тропок-побродим по тайге с тобой.

Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

  1. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
  2. Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)
  3. Словно елка весь в иголках (еж)
  4. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит…(лось)

  1. Бьет копытами-цок, цок, снег летит, крупа, песок

Знают все, кому не лень, это северный…(олень)

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Воспитатель-Ребята, народы ханты –манси считают медведя священным (особым)

          животным. О нем сложено много сказок, рассказов. Есть даже праздник,

          который так и называется «Медвежий праздник».

Воспитатель- Какие птицы живут в тайге? (кукушка, дятел, куропатка, тетерев, глухарь). А какие ягоды можно встретить в тайге? (клюква, брусника, черника, голубику)

        -Вот мы сейчас поиграем в игру «Из чего сок и варенье?» (клюквенный-

         клюквенное, брусничный-брусничное, черничный-черничное, голубичный-

         голубичное)

Воспитатель- Мы сегодня с вами узнали много интересного, норвого. А сейчас давайте отправимся в сказочный лес. Я взмахну волшебной палочкой, и все превратимся в волшебников (взмахиваю палочкой).

           Каждый становится волшебным деревом, выберете дерево, которое хотите изобразить. Какая красивая тайга! Давайте я буду ветром (ветер дует, деревья качаются).

        - А сейчас мы превращаемся в животных, которые живут в тайге. (дети  

        изображают животных)

Дидактическая игра «Кто спрятался в тайге»

Воспитатель-Вы берете изображающих животных или птиц, называете их и  

          расселяете их в лесу (панно)

Физминутка

Воспитатель-Раз мы с вами волшебники, то сейчас, все превратимся в художников. Садитесь, ребята, за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему «Медведь – житель тайги» способом «обрывание».

           Каждый берет фигурку медведя и приступает к работе.

Итог

Воспитатель-Ребята, сейчас вы выберете тех медведей, которые вам больше понравились,  и расскажите, чем вам они понравились.

Итог занятия

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам запомнилось?

-А сейчас каждый оценит свою работу при помощи карточек. Напоминаю: зеленый цвет-отлично, желтый цвет-хорошо, красный цвет-удовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей средней группы. «Правила дорожного движения знать должны все без исключения».

Цель: дополнить представления детей новыми сведениями об улице,  знания о работе светофора и о правилах безопасного поведения на улицах города, закрепить представления о дорожных знаках. ...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Конспект занятия в старшей группе «Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете».

ull; упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;• развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;• учить анализировать, рассуждать, ...

Конспект занятия "Семь чудес северного края"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонета....