Статья Т. Родионовой " Объять необъятное"
статья (подготовительная группа)
Статья посвящена работе с дошкольниками, Погружением в тему нашего города, его величия , а также знакомству детей с тем, как город жил и выживал в дни войны и блокады, с героической историей города. Представлен собственный авторский материал - некоторые тексты стихов и песен. " Рассказы для дошкольников о блокаде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Объять необъятное" | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Т. В Родионовой
Объять необъятное
Мне всегда хотелось объять необъятное. А тема города – она такая и есть! Необычайно трогательная, волнующая, необъятная.
Работу с дошкольниками, маленькими петербуржцами, хочется сделать такой, чтобы им было с тобой интересно, весело погружаться в мир музыки, в том числе связанной с нашим Великим городом. Хочется придумать для них такие песни и стихи, которые сразу бы стали их достоянием.
Хочется, чтобы дети росли в творческой атмосфере и становились настоящими Петербуржцами.
В нашем детском саду для этого есть главное - замечательные воспитатели – педагоги, с которыми можно горы свернуть!
Мы научились создавать детские праздники, посвященные городу, такими, в которых каждый ребенок – заинтересованный участник, артист!
Это - Петербургские балы: Осенний и Весенний.
Праздники: День снятия блокады и День Победы.
День снятия блокады проводится уже 23 года, каждый год 27 января.
Ветераны из Дома Ветеранов с удовольствием приходят к нам и даже выступают перед ребятами со своими рассказами и песнями.
А начиналось все в 1995 году с одной песни – Ленинградские мальчишки – И. Шварца
Детям нравится ее боевой дух. А все непонятные слова мы сразу же разбираем. Вот что интересно – с каждым годом все легче с детьми обсуждать эту недетскую тему. Оказывается в семьях , почти в каждой семье есть или были люди, имеющие непосредственное отношение к войне, блокаде. Они тоже приходили и приходят к нам на праздники.
О городе, Санкт – Петербурге можно говорить много самых красивых слов. Это бесценный город, оставленный нам в наследство, которое надо беречь и преумножать. Мы учим детей восхищаться нашим городом. Большие помощники в этом поэты, от великого Пушкина до современных авторов –исполнителей, которые искренне любят свой город и умеют делиться своими чувствами.
У меня тоже есть строчки, посвященные нашему городу.
Татьяна Родионова
О ГОРОДЕ НАШЕМ...
Мы в Санкт-Петербурге с тобою живём,
О городе нашем мы песни поём -
Мосты и ограды и шпиль золотой
И строгий Исаакий над вольной Невой...
Ты многое видел и пережил,
Здесь Пушкин когда- то любил и творил,
Здесь рвались снаряды, но ты устоял
И славный твой подвиг легендою стал!
Мы с детства привыкли гордиться тобой,
Дворцовым каскадом над невской волной
И в сердце на веки вошёл Летний сад
И белые ночи, и ясный закат...
1997 год
Теперь это стихотворение стало песней и много лет звучит в нашем детском саду на праздниках.
Стихи и музыка, посвященная нашему городу, никого не оставляет никого равнодушными.
Архитектура! – «застывшая музыка», способна удивлять и восхищать нас. И с ней дошкольники тоже знакомятся на занятиях в детском саду, на экскурсиях по городу и в музеи.
Дети каждый год бывают на Пискаревском кладбище, где возлагают цветы матери Родине у Вечного огня.
О ЧЁМ МОЛЧАТ ПИСКАРЁВСКИЕ ПЛИТЫ?
Молчат о былом, слезами залитом,
Голодном, холодном, но не убитом -
О городе, что оказался в блокаде,
О ленинградцах, о Ленинграде....
Пусть в памяти сердца останется это
И никогда больше не повториться.
Пусть светятся счастьем детские лица,
Хватает тепла и заботы... и хлеба!..
Т. Родионова 2013 год
Эти строчки также стали песней, которую полюбили и дети и взрослые.
Она звучит не только в нашем детском саду ,но и в других детских адах нашего района.
Когда- то я придумала сказки «О Петроградской стороне, рассказанные колокольней Петропавловского собора, что на Заячьем острове»
Это несколько миниатюр, которые также были записаны на магнитную пленку. Таинственным голосом Колокольня рассказывает свои сказки – они доступны детям, начиная со средней группы.
Каждая миниатюра звучит в обрамлении колокольного звона. Сказки были напечатаны в конкурсном сборнике «Моя Петроградская сторона» , посвященном 70- летию Петроградской стороны.
Позже к сказкам присоединились « Рассказы для дошкольников о блокаде», которые были напечатаны в 2000 году в сборнике Моя Петроградская сторона, посвященном 55 летию Победы в Великой Отечественной войне, а также в поэтическом сообществе « Прикосновение» https://vk.com/dsvaliya
Татьяна Родионова
Рассказы для дошкольников о блокаде
посвящается памяти Родионова Мстислава Александровича - участника войны и обороны Ленинграда, прекрасного человека.
Предисловие
… О чем можно молчать? О том , о чём невозможно говорить без слёз - о блокаде. Когда на город обрушиваются бомбы и беспощадно разрушают его. Когда от голода, бомбёжек и холода гибнут старики, женщины, дети...
Об этом тяжело вспоминать, но нельзя не помнить о тех бесконечных днях и ночах, когда дети становились похожими на маленьких старичков, когда они забыли, что такое настоящий хлеб и тепло, и разучились плакать...
Рассказ первый
"Расскажи мне о блокаде"
… В чудесном городе на реке Неве, в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне жили обыкновенные ребята со своими мамами и папами, братьями и сестрами, бабушками и дедушками - тоже обыкновенными.
Малыши ходили в детский сад, старшие ребята - в школу, взрослые на работу, а старики весной сидели на лавочке, возле дома и вели неторопливую беседу. Они вспоминали своё детство - страшные годы войны и блокады
Тогда наш город назывался Ленинградом, а горожане - ленинградцами. Все, кто мог, ушли на фронт, воевать с фашистами. В городе остались одни ребятишки, старики и женщины. Ребята постарше помогали взрослым защищать город от беспощадных бомбёжек. Они залезали на крыши домов и там дежурили - гасили зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали с самолетов и днем, и ночью...
....И мы никогда не забудем с тобой,
Мальчишек, что насмерть стояли,
За то, что наш северный город родной
Фашистам они не отдали.
Рассказ второй
"О хлебе"
Однажды, мимо лавочки, где сидели старики, проходил мальчуган. Он лениво жевал хлеб и , не доев его, бросил на асфальт. И тогда одна старушка заплакала... Оказалось, что её сестрёнка умерла от голода в блокадном Ленинграде, прямо в школе, на уроке...
Девчонка руки протянула,
И головой на край стола,
Сначала думали -уснула,
А оказалось - умерла... Ю. Воронов
Может быть, один маленький кусочек хлеба мог спасти ей жизнь!
Рассказ третий
" Как жирная крыса за кошкой бежала", в основе фактическая история блокадницы А.М. Родионовой - Нащокиной
… Как- то раз, когда все ушли по делам: ребятишки в детский сад, взрослые на работу - старички снова собрались во дворе на лавочке поговорить о своём стариковском. Вдруг они увидели, как огромный кот побежал за маленькой мышкой, догнал её, но не съел, а стал с нею играть. И тогда кто -то из собравшихся рассказал, как в один из блокадных дней видел совсем другую картину -жирная крыса бежала за отощавшей кошкой.
Это значило, что мир перевернулся , что всё не так, как всегда и стало очень страшно...
Рассказ четвёртый
"Людмила Николаевна"- в основе фактическая история блокадницы,
воспитателя Л. Н. Копец
… У меня была одна знакомая, воспитательница Людмила Николаевна. Сейчас она не работает , но в своей жизни ей пришлось очень много работать. В годы войны и блокады она была маленькой девочкой и жила в Ленинграде, на Большой Посадской улице. Однажды они с мамой не смогли утром подняться с постели, ослабли от голода, не было сил. так пролежали они очень долго, может быть неделю, может две. Как то раз соседка зашла их проведать и тогда обнаружилось, что мама девочки давно умерла.
Маму похоронили на Пискаревском кладбище. Девочку спасли, она выросла, выучилась и стала воспитательницей. Она не любила вспоминать о своем страшном детстве, но однажды все- таки рассказала мне эту историю.
Знаете, у каждого жителя блокадного Ленинграда есть своя страшная история.
Рассказ пятый
"Самый ленинградский композитор"
… На Петроградской стороне, в небольшом дворике на Кронверской улице стоит памятник Дмитрию Дмтритревичу Шостаковичу - самому ленинградскому композитору.
Это он сочинил симфонию,которую все называют Ленинградской симфонией потому, что написана она в дни блокады. музыка рассказывает нам о блокаде на своем музыкальном языке. Горожане замерзшие и голодные приходили в филармонию со всех сторон города, чтобы послушать музыку Шостаковича.
Рассказ шестой
" Самый ленинградский поэт"
…В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Берггольц. Это она прожила блокаду в городе, все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в Дом радио.
Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными, дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире...
«Он придёт, ленинградский торжественный полдень,
Тишины и покоя, и хлеба душистого полный»!
Ленинградцы верили ей и ждали её новых стихов.
Рассказ седьмой
"Дорога жизни"
… Блокадный город - это город, окружённый фашистами со всех сторон. Не уехать , не приехать , ничего не привезти в город. И только зимой, когда замёрзло Ладожское озеро, удалось наладить перевозку грузов и эвакуацию детей и женщин из города. Эта дорога называется Дорогой жизни потому, что она помогла городу выжить и победить!
«Но памятника нет героям краше,
Чем наше сердце, жизнь простая наша
Обычнейшая жизнь под этой кровлей,
Где каждый камень отвоёван кровью!»
Ольга Берггольц.
Лучшее, что мы с вами можем сделать , - это просто жить, любить своих близких , любить свой родной город, Санкт - Петербург, стараться побольше узнать о нём, и конечно же, помнить о войне и блокаде, чтобы всё это больше никогда не повторилось!
С появлением сказок и рассказов, новых песен нам стало намного проще говорить с детьми о городе, о блокаде, готовить к празднику.
За эти годы накопилось несколько вариантов сценариев. Создается коллекция видиофильмов, снятых непосредственно в день праздника. В них сохраняется наш бесценный опыт.
В жизни ребенка взрослый имеет самое большое значение. И будущее наших детей в наших руках.
Надо об этом помнить, чтобы не упустить главное. Посеять в каждом сердечке добрые чувства. Сохранять память о прошлом. Учить детей быть благодарными. Учить видеть вокруг себя прекрасное.
Да объять необъятное невозможно, но очень хочется!
Санкт – Петербург, январь 2022год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объем. Сравнение по объему
Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток....
Экологический проект " Белая берёза" составила воспитатель логопедической группы ОНР Родионова Л.Г.
Работа в рамках экологического проекта «Белая берёза» подразумевает экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряемых в жизнь дошкольных учреждений. Формиров...
НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Объем. Сравнение по объему»
Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток....
Сценарий разработки непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Объем. Сравнение по объему»
Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...
"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
Электронное портфолио Родионовой Л.Г. 2018 год
Электронное портфолио Родионовой Л.Г. 2018 год...
Статья «Как подружиться с детским садиком?», объем 4 страницы в журнале «Воспитание и обучение дошкольников» 3/2018, «Народное образование»
Надо помнить, что адаптация очень сложный и отвественный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в детском саду, он и дальше будет ходить всегда с удовольствием. Чтобы этот процесс прошел для ...