Статья Т. Родионовой " Объять необъятное"
статья (подготовительная группа)

Родионова Татьяна Владимировна

Статья посвящена работе с дошкольниками, Погружением в тему нашего города, его величия , а также знакомству детей с тем, как город жил и выживал в дни войны и блокады, с героической историей города. Представлен собственный авторский материал - некоторые  тексты стихов и песен. " Рассказы для дошкольников о блокаде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Объять необъятное"23.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Статья  Т. В Родионовой

                                           Объять необъятное

Мне всегда хотелось объять необъятное. А тема города – она такая  и есть! Необычайно трогательная, волнующая, необъятная.

Работу с  дошкольниками, маленькими петербуржцами, хочется сделать такой, чтобы им было с тобой интересно, весело погружаться в мир  музыки, в том числе связанной с нашим Великим городом. Хочется придумать для них такие песни и стихи, которые сразу бы стали их достоянием.

Хочется, чтобы дети росли в творческой атмосфере и становились настоящими Петербуржцами.

В нашем детском саду для этого есть  главное -  замечательные воспитатели – педагоги, с которыми можно горы свернуть!

Мы научились создавать детские праздники, посвященные городу, такими, в которых каждый ребенок – заинтересованный участник, артист!

Это -  Петербургские балы: Осенний и Весенний.

Праздники:  День снятия блокады и День Победы.

День снятия блокады проводится  уже 23 года, каждый год 27 января.

Ветераны из Дома Ветеранов с удовольствием приходят к нам и даже выступают перед ребятами со своими рассказами и песнями.

А начиналось все в 1995 году с одной песни – Ленинградские мальчишки – И. Шварца

Детям нравится ее боевой дух. А все непонятные слова мы сразу же разбираем. Вот что интересно – с каждым годом все легче с детьми обсуждать эту недетскую тему. Оказывается в семьях , почти в каждой семье есть или были люди, имеющие непосредственное отношение к войне, блокаде. Они тоже приходили и приходят к нам на праздники.

О городе, Санкт – Петербурге можно говорить много самых красивых слов. Это  бесценный город, оставленный нам в наследство, которое надо беречь и преумножать. Мы учим детей  восхищаться нашим городом. Большие помощники в этом поэты, от великого Пушкина до современных авторов –исполнителей, которые искренне любят свой город и умеют делиться своими чувствами.

У меня тоже есть строчки, посвященные нашему городу.

Татьяна Родионова

О ГОРОДЕ НАШЕМ...

Мы в Санкт-Петербурге с тобою живём,

О городе нашем мы песни поём -

Мосты и ограды и шпиль золотой

И строгий Исаакий над вольной Невой...

Ты многое видел и пережил,

Здесь Пушкин когда- то любил и творил,

Здесь рвались снаряды, но ты устоял

И славный твой подвиг легендою стал!

Мы с детства привыкли гордиться тобой,

Дворцовым каскадом над невской волной

И в сердце на веки вошёл Летний сад

И белые ночи, и ясный закат...

1997 год

Теперь это стихотворение стало песней и много лет звучит в нашем детском саду на праздниках.

Стихи и музыка,  посвященная нашему городу, никого не оставляет никого равнодушными.

Архитектура! – «застывшая музыка», способна удивлять и восхищать нас. И с ней дошкольники тоже знакомятся на занятиях в детском саду, на экскурсиях по городу и в музеи.

Дети каждый год  бывают на Пискаревском кладбище, где возлагают цветы матери Родине у Вечного огня.

О ЧЁМ МОЛЧАТ ПИСКАРЁВСКИЕ ПЛИТЫ?

Молчат о былом, слезами залитом,

Голодном, холодном, но не убитом -

О городе, что оказался в блокаде,

О ленинградцах, о Ленинграде....

Пусть в памяти сердца останется это

И никогда больше не повториться.

Пусть светятся счастьем детские лица,

Хватает тепла и заботы... и хлеба!..

 Т. Родионова 2013 год

Эти строчки также стали песней, которую полюбили и дети и взрослые.

Она звучит не только в нашем детском саду ,но и в других детских адах нашего района.

Когда- то я придумала сказки «О Петроградской стороне, рассказанные колокольней Петропавловского собора, что на Заячьем острове»

Это несколько миниатюр, которые также были записаны на магнитную пленку. Таинственным голосом Колокольня рассказывает свои сказки – они доступны детям, начиная со средней группы.

Каждая миниатюра звучит в обрамлении колокольного звона. Сказки были напечатаны в конкурсном сборнике «Моя  Петроградская сторона» , посвященном 70- летию Петроградской стороны.

Позже к сказкам присоединились « Рассказы для дошкольников о блокаде», которые были напечатаны в 2000 году в сборнике Моя Петроградская сторона, посвященном 55 летию Победы в Великой Отечественной войне, а также в поэтическом сообществе « Прикосновение» https://vk.com/dsvaliya

Татьяна Родионова

Рассказы для дошкольников о блокаде

посвящается памяти Родионова Мстислава Александровича - участника войны и обороны Ленинграда, прекрасного человека.

Предисловие

… О чем можно молчать? О том , о чём невозможно говорить без слёз - о блокаде. Когда на город обрушиваются бомбы и беспощадно разрушают его. Когда от голода, бомбёжек и холода гибнут старики, женщины, дети...

Об этом тяжело вспоминать, но нельзя не помнить о тех бесконечных днях и ночах, когда дети становились похожими на маленьких старичков, когда они забыли, что такое настоящий хлеб и тепло, и разучились плакать...

Рассказ первый

"Расскажи мне о блокаде"

… В чудесном городе на реке Неве, в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне жили обыкновенные ребята со своими мамами и папами, братьями и сестрами, бабушками и дедушками - тоже обыкновенными.

Малыши ходили в детский сад, старшие ребята - в школу, взрослые на работу, а старики весной сидели на лавочке, возле дома и вели неторопливую беседу. Они вспоминали своё детство - страшные годы войны и блокады

Тогда наш город назывался Ленинградом, а горожане - ленинградцами. Все, кто мог, ушли на фронт, воевать с фашистами. В городе остались одни ребятишки, старики и женщины. Ребята постарше помогали взрослым защищать город от беспощадных бомбёжек. Они залезали на крыши домов и там дежурили - гасили зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали с самолетов и днем, и ночью...

....И мы никогда не забудем с тобой,

Мальчишек, что насмерть стояли,

За то, что наш северный город родной

Фашистам они не отдали.

Рассказ второй

"О хлебе"

Однажды, мимо лавочки, где сидели старики, проходил мальчуган. Он лениво жевал хлеб и , не доев его, бросил на асфальт. И тогда одна старушка заплакала... Оказалось, что её сестрёнка умерла от голода в блокадном Ленинграде, прямо в школе, на уроке...

Девчонка руки протянула,

И головой на край стола,

Сначала думали -уснула,

А оказалось - умерла... Ю. Воронов

Может быть, один маленький кусочек хлеба мог спасти ей жизнь!

Рассказ третий

" Как жирная крыса за кошкой бежала", в основе фактическая история блокадницы А.М. Родионовой - Нащокиной

… Как- то раз, когда все ушли по делам: ребятишки в детский сад, взрослые на работу - старички снова собрались во дворе на лавочке поговорить о своём стариковском. Вдруг они увидели, как огромный кот побежал за маленькой мышкой, догнал её, но не съел, а стал с нею играть. И тогда кто -то из собравшихся рассказал, как в один из блокадных дней видел совсем другую картину -жирная крыса бежала за отощавшей кошкой.

Это значило, что мир перевернулся , что всё не так, как всегда и стало очень страшно...

Рассказ четвёртый

"Людмила Николаевна"- в основе фактическая история блокадницы,

воспитателя Л. Н. Копец

… У меня была одна знакомая, воспитательница Людмила Николаевна. Сейчас она не работает , но в своей жизни ей пришлось очень много работать. В годы войны и блокады она была маленькой девочкой и жила в Ленинграде, на Большой Посадской улице. Однажды они с мамой не смогли утром подняться с постели, ослабли от голода, не было сил. так пролежали они очень долго, может быть неделю, может две. Как то раз соседка зашла их проведать и тогда обнаружилось, что мама девочки давно умерла.

Маму похоронили на Пискаревском кладбище. Девочку спасли, она выросла, выучилась и стала воспитательницей. Она не любила вспоминать о своем страшном детстве, но однажды все- таки рассказала мне эту историю.

Знаете, у каждого жителя блокадного Ленинграда есть своя страшная история.

Рассказ пятый

"Самый ленинградский композитор"

… На Петроградской стороне, в небольшом дворике на Кронверской улице стоит памятник Дмитрию Дмтритревичу Шостаковичу - самому ленинградскому композитору.

Это он сочинил симфонию,которую все называют Ленинградской симфонией потому, что написана она в дни блокады. музыка рассказывает нам о блокаде на своем музыкальном языке. Горожане замерзшие и голодные приходили в филармонию со всех сторон города, чтобы послушать музыку Шостаковича.

Рассказ шестой

" Самый ленинградский поэт"

…В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Берггольц. Это она прожила блокаду в городе, все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в Дом радио.

Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными, дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире...

«Он придёт, ленинградский торжественный полдень,

Тишины и покоя, и хлеба душистого полный»!

Ленинградцы верили ей и ждали её новых стихов.

Рассказ седьмой

"Дорога жизни"

… Блокадный город - это город, окружённый фашистами со всех сторон. Не уехать , не приехать , ничего не привезти в город. И только зимой, когда замёрзло Ладожское озеро, удалось наладить перевозку грузов и эвакуацию детей и женщин из города. Эта дорога называется Дорогой жизни потому, что она помогла городу выжить и победить!

«Но памятника нет героям краше,

Чем наше сердце, жизнь простая наша

Обычнейшая жизнь под этой кровлей,

Где каждый камень отвоёван кровью!»

                                                          Ольга Берггольц.

Лучшее, что мы с вами можем сделать , - это просто жить, любить своих близких , любить свой родной город, Санкт - Петербург, стараться побольше узнать о нём, и конечно же, помнить о войне и блокаде, чтобы всё это больше никогда не повторилось!

                                                                         

С  появлением сказок и рассказов, новых песен нам стало  намного проще говорить с детьми о городе, о блокаде, готовить к празднику.

За эти годы накопилось несколько вариантов сценариев. Создается коллекция видиофильмов, снятых непосредственно в день праздника. В них сохраняется наш бесценный опыт.

В жизни ребенка взрослый имеет самое большое значение. И будущее наших детей в наших руках.

Надо об этом помнить, чтобы не упустить главное. Посеять в каждом сердечке добрые чувства.  Сохранять память о прошлом. Учить детей быть благодарными.  Учить видеть вокруг себя прекрасное.

Да объять необъятное невозможно, но очень хочется!

 

                                 Санкт – Петербург, январь 2022год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объем. Сравнение по объему

Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток....

Экологический проект " Белая берёза" составила воспитатель логопедической группы ОНР Родионова Л.Г.

Работа в рамках экологического проекта «Белая берёза» подразумевает экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряемых в жизнь дошкольных учреждений. Формиров...

НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Объем. Сравнение по объему»

Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток....

Сценарий разработки непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Объем. Сравнение по объему»

Занятие по формированию элементарных математических   представлений для детей старшего дошкольного возраста...

"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Электронное портфолио Родионовой Л.Г. 2018 год

Электронное портфолио Родионовой Л.Г.  2018 год...

Статья «Как подружиться с детским садиком?», объем 4 страницы в журнале «Воспитание и обучение дошкольников» 3/2018, «Народное образование»

Надо помнить, что адаптация очень сложный и отвественный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в детском саду, он и дальше будет ходить всегда с удовольствием. Чтобы этот процесс прошел для ...