Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с учетом регионального содержания «Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области С. Муниной и Н. Колычева»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению дошкольников с творчеством поэтом Мурманской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_tvorchestvom_poetov_murmanskoy_oblasti.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с учетом регионального содержания
«Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области
С. Муниной и Н. Колычева»
(старший дошкольный возраст)
Программные задачи:
- Познакомить детей со стихотворение как литературным жанром, закрепить понятие «рифма»,
- Познакомить детей с творчеством мурманских поэтов С. Муниной и Н. Колычева, помочь детям почувствовать образный язык стихотворений, вызвать эмоциональный.
- Формировать умение подбирать однокоренные слова (к слову «снег»), навыки словообразования.
- Познакомить детей с новыми словами – «сполохи», «пазори».
- Развивать произвольное внимание, слуховую память;
- Воспитывать умение слушать друг друга, интерес к чтению художественной литературы.
Материал к занятию: Иллюстрации с природой Кольского полуострова, фотографии С.Муниной и Н.Колычев, фотографии северного сияния.
Ход занятия.
- Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам прочитаю одну очень интересную историю.
Снег валился две недели,
А те - перь –
Застучали с крыш капели –
От - те - пель!
Начинается гульба!
Во дво - ры
Высыпается гурьба
Дет - во - ры!
Мы скатали три комка –
Делаем снеговика.
Вместо рук воткнула Светка
Новогодних елок ветки.
Мишке тоже повезло –
Тащит старое ведро.
Принесла Надюха краски –
Вырисовывает глазки.
Беспокоит лишь вопрос:
Из чего бы сделать нос?
И, наверно, за морковкой
Мне б домой идти пришлось,
Только вдруг увидел Вовка
На земле тресковый хвост.
Я подумал – и приладил
Вместо носа хвост трески.
Снеговик у нас – что надо!
Сразу видно –
МУРМАНСКИЙ.
Что я вам прочитала? Стихотворение.
Как вы определили, что это стихотворение? Мне кажется, что это просто рассказ. В стихотворении есть рифма.
А что такое рифма? Это когда последние слова звучат одинаково.
Какие в стихотворении звучали рифмы? Комка – снеговика, краски – глазки, повезло – ведро.
Давайте с вами придумаем рифмы (чижик-пыжик, ручки-кучки и т.д.).
Как называют людей, которые стихи придумывают? Поэты.
О чем же было наше стихотворение? О детях, которые слепили снеговика.
Д/у «Подбери родственные слова». Снеговик сделан из снега. Давайте с вами вспомним родственные слова к слову «снег». Дети называют: снеговой, снежный, снежинка, снегоход.
Обратите внимание, что во всех этих словах есть общая часть «снег» и слова эти по-разному связаны со словом «снег».
А слово «зима» тоже является родственным к слову «снег», ведь зимой тоже много снега. Нет, не является. Объясните, почему. В слове «зима» нет общей части со словом «снег».
Как автор назвал снеговика в конце стихотворения? Мурманским. Что означает – мурманский? Значит, живет в городе Мурманске.
Оказывается поэт написал стихотворение про мурманских детей. А зовут этого поэта Николай Колычев, он родился и живет в нашем городе. Пишет стихи для детей и взрослых про наш город, нашу Заполярную природу, про людей, которые здесь живут и очень любят свою малую родину. За свои замечательные стихи он даже получил в награду «Золотое перо» в Москве. Это очень почетная премия. Вот один из его сборников стихов для детей (показать книгу «Мурманские ступеньки»).
- Динамическая пауза. Давайте отдохнем немного.
Мы работали, устали.
Дружно на ковёр все встали.
Ручками похлопали - 1. 2. 3.
Ножками потопали - 1. 2. 3.
Сели, встали.
Сели и друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
слушать мы стихи начнем начнём.
- Послушайте еще одно интересное стихотворение Николая Колычева, называется оно «Северное сияние».
Время было позднее
Небо было звёздное.
С другом Сашкой оба мы
По дороге топали.
Вдруг навстречу Светка
Сашкина соседка:
- Внимание! Внимание!
Северное сияние!
Мы задрали головы,
А над нами – сполохи.
Небо звездоглазое
Обнимают пазори.
Ах, какая высота!
Ах, какая красота!
Но дорожки Кольские
Узкие да скользкие.
На ходу не надо бы
Небеса разглядывать.
Лицом об лед –
Больно очень.
Друг Сашка ревет
И я … не очень.
Появились утром в классе
Двое сине-желто-красных.
Вот как лица изузорил
Нам загар полярнозорий.
Сколько цвета, сколько света!
Я сказал: «Спасибо, Света!»
Светка смотрит в наши лица.
То ль жалеет, то ль боится.
Понравилось вам стихотворение?
Какие рифмы вы услышали в этом стихотворении? Позднее – звездное, Кольские – скользкие, высота – красота.
О чем в стихотворении рассказывалось? О детях, которые увидели северное сияние и упали на лед.
В этом стихотворении прозвучало несколько необычных слов. Может быть кто-то услышал необычные, непонятные слова?
Меня заинтересовало словосочетание «небо звездоглазое», как вы понимаете это слово? Может быть у неба есть глаза? Нет. Выслушать все варианты ответов детей. Подвести детей к мысли, что звезды на небе похожи на блестящие светящиеся глазки.
Еще одно интересное словосочетание – «лица изузорил». Как вы понимаете слово «изузорил». Выслушать все варианты ответов детей. Изузорил значит украсил.
Что значит «загар полярнозорий»? В нашем крае есть город Полярные зори. Если мы с вами позагораем под солнышком в городе Мурманске, то у нас будет загар какой? Мурманский. А если позагорать в городе Полярные зори, то и загар будет «полярнозорий».
Может еще вам какие-то слова показались необычными? Правильно, это слова «сполохи» и «пазори». Кто знает, что это такое?
Давным-давно, когда на свете еще не было даже наших прапрабабушек, северные сияния называли пазорями или сполохами – от слова “зоря” и от слов «полошить», «тревожить».
А почему северное сияние называют северным? Потому что его можно увидеть только на севере.
Посмотрите, ребята, какие северные сияния бывают в нашем крае (показать фотографии северного сияния).
Какое оно (северное сияние), какими словами мы можем его назвать и описать? Красивое, яркое, волшебное, захватывающее, сказочное, восхитительное, прекрасное, разноцветное.
- Динамическая пауза.
Слова стихотворения | Движения |
Что за чудо – чудеса Загорелись небеса. | Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз. |
Ой, горит – пылает пламя Над сверкающими льдами. | Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо. |
Он горит, а снег не тает. Он блестит, не согревает! | Упражнение «Фонарики» |
Кто зажёг огонь чудесный, Золотой костёр небесный? | Показать двумя руками на небо и поднять голову вверх. |
Не живёт ли в вышине Великан могучий? | Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх. |
Не печёт ли на огне Хлеб себе за тучей? | Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо. |
Это свет – холодный свет Северного неба. | Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз. |
- А сейчас послушайте еще одно стихотворение.
Разгоните тучи эти,
Разведите облака.
Я гуляю по планете,
Я иду издалека.
Там морошка и брусника,
Там дожди, снега, снега,
Там царица-вороника
И опять дожди, снега.
Там кудрявые рябины,
И Хибины берега,
И соседи рядом, финны,
И опять дожди, снега.
Там холодные рассветы,
Скалы, Мурманск, якоря,
Парусовые корветы,
Океаны и моря.
Я хочу увидеть солнце!
Дайте выглянуть ему.
Небо-о! Дай ему оконце!
Дождь...зачем ты? Не пойму.
Разгоните тучи эти,
Разведите облака.
Я гуляю по планете.
Я иду издалека.
О чем оно? О Мурманске, о солнце, о морошке и бруснике. В общем, о нашем родном крае.
Д/у «Скажи наоборот». Мы с вами живем на севере, а как будет наоборот? На юге. Какая у нас с вами погода бывает часто? Холодная, дождливая, ненастная. А как будет наоборот? Ясная, солнечная, теплая.
Какие в нашем крае есть горы знает кто-то? Хибины. Горы, наоборот будет – равнины.
Деревья у нас с вами низкие, а наоборот будет как? Высокие.
Стихотворение, которое я вам прочла, написала поэт, которая тоже родилась и живет до сих пор в нашем городе и очень его любит. Ее зовут Светла Мунина. Она пишет стихи для детей и взрослых, выпускает свои книги, а также ставит и показывает литературно-музыкальные спектакли для детей.
А что значит «ставит спектакли»? Это означает – придумывает слова, подбирает музыку, костюмы, декорации для всего спектакля. Детям очень нравятся ее спектакли. Вы тоже ее видели, Светлана Мунина приходила не один раз к нам в детский сад со своими спектаклями. Они были всегда интересные и веселые.
- Заключительная часть.
На этом наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами разговаривали о стихотворениях. Чем отличается стихотворение от других литературных жанров, таких как рассказ и сказка? В стихах есть рифма.
О каких поэтах сегодня с вами разговаривали? Которые пишут о Мурманске.
Как их зовут? Светлана Мунина и Николай Колычев.
А вы запомнили, кто такой поэт? Тот, кто пишет стихи. Можете сегодня вечером, когда придете домой, рассказать своим родителям о том, что в нашем городе тоже живут замечательные поэты, которые пишут интересные стихи для детей и взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др.; Под ред. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2004.
- www.stihi.ru/avtor/smunina
- www.allforchildren.ru/poetry/author527
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...
перспективный план по чтению художественной литературы с учетом регионального компонента в старшей группе
задачи реализациирегионального компонента по чтению художественной литературы в старшей группе...
Конспект OOД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе Рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Учить слушать, понимать, извлекать информацию из прочитанного произведения....
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка»
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка» (по рассказу В. Сутеева «Кто сказал «Мяу») во второй младшей ...