Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с учетом регионального содержания «Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области С. Муниной и Н. Колычева»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Хохлова Ольга Александровна

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению дошкольников с творчеством поэтом Мурманской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_poetov_murmanskoy_oblasti.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой с учетом регионального содержания

 «Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области

С. Муниной и Н. Колычева»

(старший дошкольный возраст)

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со стихотворение как литературным жанром, закрепить понятие «рифма»,
  2. Познакомить детей с творчеством мурманских поэтов С. Муниной и Н. Колычева, помочь детям почувствовать образный язык стихотворений, вызвать эмоциональный.
  3. Формировать умение подбирать однокоренные слова (к слову «снег»), навыки словообразования.
  4. Познакомить детей с новыми словами – «сполохи», «пазори».
  5. Развивать произвольное внимание, слуховую память;
  6. Воспитывать умение слушать друг друга, интерес к чтению художественной литературы.

Материал к занятию: Иллюстрации с природой Кольского полуострова, фотографии С.Муниной и Н.Колычев, фотографии северного сияния.

Ход занятия.

  1. Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам прочитаю одну очень интересную историю.

Снег валился две недели, 
А     те  -     перь – 
Застучали с крыш капели – 
От  -    те  -     пель! 
Начинается гульба! 
Во         дво   -       ры 
Высыпается гурьба 
Дет  -    во   -     ры! 
Мы скатали три комка – 
Делаем снеговика. 
Вместо рук воткнула Светка 
Новогодних елок ветки. 
Мишке тоже повезло – 
Тащит старое ведро. 
Принесла Надюха краски – 
Вырисовывает глазки. 
Беспокоит лишь вопрос: 
Из чего бы сделать нос? 
И, наверно, за морковкой 
Мне б домой идти пришлось, 
Только вдруг увидел Вовка 
На земле тресковый хвост. 
Я подумал – и приладил 
Вместо носа хвост трески. 
Снеговик у нас – что надо! 
Сразу видно – 
                   МУРМАНСКИЙ. 

Что я вам прочитала? Стихотворение.

Как вы определили, что это стихотворение? Мне кажется, что это просто рассказ. В стихотворении есть рифма.

А что такое рифма? Это когда последние слова звучат одинаково.

Какие в стихотворении звучали рифмы? Комка – снеговика, краски – глазки, повезло – ведро.

Давайте с вами придумаем рифмы (чижик-пыжик, ручки-кучки и т.д.).

Как называют людей, которые стихи придумывают? Поэты.

О чем же было наше стихотворение? О детях, которые слепили снеговика.

Д/у «Подбери родственные слова». Снеговик сделан из снега. Давайте с вами вспомним родственные слова к слову «снег». Дети называют: снеговой, снежный, снежинка, снегоход.

Обратите внимание, что во всех этих словах есть общая часть «снег» и слова эти по-разному связаны со словом «снег».

А слово «зима» тоже является родственным к слову «снег», ведь зимой тоже много снега. Нет, не является. Объясните, почему. В слове «зима» нет общей части со словом «снег».

Как автор назвал снеговика в конце стихотворения? Мурманским.  Что означает – мурманский? Значит, живет в городе Мурманске.

Оказывается поэт написал стихотворение про мурманских детей. А зовут этого поэта Николай Колычев, он родился и живет в нашем городе. Пишет стихи для детей и взрослых про наш город, нашу Заполярную природу, про людей, которые здесь живут и очень любят свою малую родину. За свои замечательные стихи он даже получил в награду «Золотое перо» в Москве. Это очень почетная премия. Вот один из его сборников стихов для детей (показать книгу «Мурманские ступеньки»).

  1. Динамическая пауза. Давайте отдохнем немного.

Мы работали, устали. 
Дружно на ковёр все встали. 
Ручками похлопали - 1. 2. 3. 
Ножками потопали - 1. 2. 3. 
Сели, встали. 
Сели и друг друга не задели. 
Мы немножко отдохнём 
слушать мы стихи начнем начнём.

  1. Послушайте еще одно интересное стихотворение Николая Колычева, называется оно «Северное сияние».

Время было позднее
Небо было звёздное.
С другом Сашкой оба мы
По дороге топали.
Вдруг навстречу Светка
Сашкина соседка:
- Внимание! Внимание!
Северное сияние!
Мы задрали головы,
А над нами – сполохи.
Небо звездоглазое
Обнимают пазори.
Ах, какая высота!
Ах, какая красота!
Но дорожки Кольские
Узкие да скользкие.
На ходу не надо бы
Небеса разглядывать.
Лицом об лед –
Больно очень.
Друг Сашка ревет
И я … не очень.
Появились утром в классе
Двое сине-желто-красных.
Вот как лица изузорил
Нам загар полярнозорий.
Сколько цвета, сколько света!
Я сказал: «Спасибо, Света!»
Светка смотрит в наши лица.
То ль жалеет, то ль боится.

Понравилось вам стихотворение?

Какие рифмы вы услышали в этом стихотворении? Позднее – звездное, Кольские – скользкие, высота – красота.

О чем в стихотворении рассказывалось? О детях, которые увидели северное сияние и упали на лед.

В этом стихотворении прозвучало несколько необычных слов. Может быть кто-то услышал необычные, непонятные слова?

Меня заинтересовало словосочетание «небо звездоглазое», как вы понимаете это слово? Может быть у неба есть глаза? Нет. Выслушать все варианты ответов детей. Подвести детей к мысли, что звезды на небе похожи на блестящие светящиеся глазки.

Еще одно интересное словосочетание – «лица изузорил». Как вы понимаете слово «изузорил». Выслушать все варианты ответов детей. Изузорил значит украсил.

Что значит «загар полярнозорий»? В нашем крае есть город Полярные зори. Если мы с вами позагораем под солнышком в городе Мурманске, то у нас будет загар какой? Мурманский. А если позагорать в городе Полярные зори, то и загар будет «полярнозорий».

Может еще вам какие-то слова показались необычными? Правильно, это слова «сполохи» и «пазори». Кто знает, что это такое?

Давным-давно, когда на свете еще не было даже наших прапрабабушек,  северные сияния называли пазорями или сполохами – от слова “зоря”  и от слов «полошить», «тревожить».

А почему северное сияние называют северным? Потому что его можно увидеть только на севере.

Посмотрите, ребята, какие северные сияния бывают в нашем крае (показать фотографии северного сияния).

Какое оно (северное сияние), какими словами мы можем его назвать и описать? Красивое, яркое, волшебное, захватывающее, сказочное, восхитительное, прекрасное, разноцветное.

  1. Динамическая пауза.

Слова стихотворения

Движения

Что за чудо – чудеса

Загорелись небеса.

Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо.

Он горит, а снег не тает.

Он блестит, не согревает!

Упражнение «Фонарики»

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Показать двумя руками на небо и поднять голову вверх.

Не живёт ли в вышине

Великан могучий?

Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх.

Не печёт ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо.

Это свет – холодный свет

Северного неба.

Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.

  1. А сейчас послушайте еще одно стихотворение.

Разгоните тучи эти,
Разведите облака.
Я гуляю по планете,
Я иду издалека.
Там морошка и брусника,
Там дожди, снега, снега,
Там царица-вороника
И опять дожди, снега.
Там кудрявые рябины,
И Хибины берега,
И соседи рядом, финны,
И опять дожди, снега.
Там холодные рассветы,
Скалы, Мурманск, якоря,
Парусовые корветы,
Океаны и моря.
Я хочу увидеть солнце!
Дайте выглянуть ему.
Небо-о! Дай ему оконце!
Дождь...зачем ты? Не пойму.
Разгоните тучи эти, 
Разведите облака.
Я гуляю по планете.
Я иду издалека.

О чем оно? О Мурманске, о солнце, о морошке и бруснике. В общем, о нашем родном крае.

Д/у «Скажи наоборот». Мы с вами живем на севере, а как будет наоборот? На юге. Какая у нас с вами погода бывает часто? Холодная, дождливая, ненастная. А как будет наоборот? Ясная, солнечная, теплая.

Какие в нашем крае есть горы знает кто-то? Хибины. Горы, наоборот будет – равнины.

Деревья у нас с вами низкие, а наоборот будет как? Высокие.

Стихотворение, которое я вам прочла, написала поэт, которая тоже родилась и живет до сих пор в нашем городе и очень его любит. Ее зовут Светла Мунина. Она пишет стихи для детей и взрослых, выпускает свои книги, а также ставит и показывает литературно-музыкальные спектакли для детей.

А что значит «ставит спектакли»? Это означает – придумывает слова, подбирает музыку, костюмы, декорации для всего спектакля. Детям очень нравятся ее спектакли. Вы тоже ее видели, Светлана Мунина приходила не один раз к нам в детский сад со своими спектаклями. Они были всегда интересные и веселые.

  1. Заключительная часть.

На этом наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами разговаривали о стихотворениях. Чем отличается стихотворение от других литературных жанров, таких как рассказ и сказка? В стихах есть рифма.

О каких поэтах сегодня с вами разговаривали? Которые пишут о Мурманске.

Как их зовут? Светлана Мунина и Николай Колычев. 

А вы запомнили, кто такой поэт? Тот, кто пишет стихи. Можете сегодня вечером, когда придете домой, рассказать своим родителям о том, что в нашем городе тоже живут замечательные поэты, которые пишут интересные стихи для детей и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др.; Под ред. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  2.  Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2004.
  3. www.stihi.ru/avtor/smunina
  4. www.allforchildren.ru/poetry/author527


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

перспективный план по чтению художественной литературы с учетом регионального компонента в старшей группе

задачи реализациирегионального компонента по чтению художественной литературы  в старшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка» (по рассказу В. Сутеева  «Кто сказал «Мяу») во второй младшей ...