Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;
Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей правильно понимать нравственный смысл
изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.
Образовательная область «Безопасность»:
Предварительная работа:
чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».
Образовательная область «Познание» - рассказ о творчестве писателя, особенностей произведений Н.Носова.
Образовательная область «Коммуникация» проговаривание содержания произведений Н.Носова.
«Волшебник и друг детей»
Цели:
- познакомить детей с творчеством Н.Носова;
- Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила
поведения на улице;
- расширить представления о транспортных средствах;
- побуждать детей правильно понимать нравственный смысл
изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.
Демонстрационный материал:
портрет Н.Носова; иллюстрации на тему «Транспорт»; книги
Н.Носова.
Предварительная работа:
чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных
авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».
Ход занятия.
- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Николай Николаевич Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты.(Выставляется портрет писателя.)
Ребята, а как вы думаете, кто такие фантазеры?
А вы любите фантазировать?
Николай Носов тоже любил фантазировать. И один из сборников так и называется «Фантазеры».
Фантазия Носова подарила нам знаменитого Незнайку. Давайте вспомним удивительные приключения Незнайки и его друзей.
Казалось бы, ну и что особенного - веселые человечки, смешные приключения, но нет: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы понимаете эти слова?
Каждый литературный герой имеет человеческие качества - положительные или отрицательные, которые одобряются или высмеиваются. Герои произведений Носова восхищают нас силой человеческого разума, стремлением к знаниям, справедливостью. А еще в книгах этого замечательного автора много доброго юмора, что также дает нам положительные эмоции и является хорошим средством воспитания полезных качеств.
Родился Николай Носов в городе Киеве. Его отец исполнял на эстраде песни, а когда их запретили, стал работать плотником, кассиром в сберкассе.
В годы учения в гимназии Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радиоделом, электротехникой, фотографией.
Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать все обо всем. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии. Затем появились его первые рассказы для детей: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы» и др.
Далее проводится небольшая беседа о ранее прочитанных произведениях.
Какие рассказы Н.Носова вам знакомы? О чем в них рассказывается?
Некоторые знакомые Н.Носова шутя говорили, что он шагнул на первую ступеньку, а затем зашагал вверх по высоким ступеням талантливой литературы. И добрался до вершин большого успеха, завоевал любовь читателей всех возрастов. Любили его не только ребята, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Николаю Николаевичу Носову приходило очень много писем, в которых читатели просили его рассказать о себе, о своей жизни. Их было так много, что он не мог всем ответить по почте. И тогда он написал повесть о себе, и называется она «Тайна на дне колодца». Из этой повести мы можем узнать о детстве писателя, увидеть, как он рос, чем интересовался в жизни.
- Николай Носов считал, что добро должно повсюду торжествовать, а
зло быть побеждено. Ребята, как вы считаете? Почему?
(Беседа на тему добра и зла, опираясь на ответы детей.)
- Сегодня мы прочитаем еще два рассказа Н.Носова. Послушайте
внимательно первый из них - «Автомобиль» - подумайте, чему хочет научить
нас писатель.
Чтение и беседа о прочитанном:
- Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? Почему?
Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо?
А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Но почему, же друзья попали в неприятную ситуацию?
А вы знаете правила безопасного поведения на улице? Давайте вспомним их.
Как вы думаете, это веселая, смешная история или грустная, печальная? Почему?
Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.
Есть у Николая Носова еще один замечательный рассказ «Метро». Послушайте, какая забавная история произошла с его героями.
Чтение рассказа и беседа:
- Какое название вы бы дали этому рассказу? Почему?
- Как называется лестница, которая сама возит?
- Какая станция метро ближайшая от вашего дома?
- Что вы знаете о правилах поведения в метро?
- Как надо было поступить нашим героям?
Теперь, ребята, вы поняли, что не все веселые истории написаны для смеха и веселья, чаще всего в таких рассказах и стихах есть поучительный смысл.
- Какие рассказы вам больше всего запомнились?
- Чему нас учат рассказы Носова?
В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть новые книги Н.Носова и выбрать ту из них, которую им хотелось бы прочитать вечером. Если осталось время, можно предложит дошкольникам загадать загадки и стихи прочитать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnik_i_dobryy_drug_rebyat_nikolay_nikolaevich_nosov.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Носов «Сочинять для детей- наилучшая работа. Она требует очень много знаний(…). Главное- любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня родился сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.»
Биография Н. Н. носова Николай носов родился 23 ноября 1908 г. В Киеве, в семье эстрадного артиста . Детство его проходило в небольшом городке Ирпень, где мальчик и начал учиться в гимназии. Он рос разносторонним молодым человеком, увлекался и фотографией, и химией, и шахматами. и музыкой. После окончания Московского института кинематографии работал постановщиком и режиссером мультикаплиционных , научных и учебных фильмов. С 1938 года начинает писать детские рассказы. Николай Носов умер 26 июля 1976 году.
Незнайкин папа Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, веселых рассказов немало, К тому же, еще для ребят написал он!
Как начиналось творчество Николая Н осова Когда у Носова родился сын, он начал сочинять для него сказки и рассказы. Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах « Мурзилка », «Костер», «Затейники»
Незнайкина история Вы слышали когда-нибудь про город из цветов? Живут в нём коротышки из сказочных миров. Цветочный город шумный - он в сказочной стране. В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине. А я, друзья - Незнайка, вы знаете меня, Ведь самый, самый, самый известный - это я . Николай Николаевич Носов подарил нам три произведения о Незнайке и других забавных коротышках: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». А несколько лет назад внук Николая Николаевича Игорь Петрович Носов написал новые книги о приключениях Незнайки и его друзей - "Путешествие Незнайки в Каменный город", "Остров Незнайки" и другие.
Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Н. Носова
Вот так «Огурцы»! Читаешь рассказ «Огурцы» и думаешь: «Откуда писатель узнал эту историю?» А оказывается, подобный случай произошел с его племянником. 5 летний мальчик гулял рядом с домом на площадке, где была овощная база. Мальчик увидел за палаткой бочку с огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и довольный пошел к маме. Вот этот эпизод и послужил началом к рассказу «Огурцы»
Книги Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как они, непоседах, изобретателях и фантазерах- словом об обычных мальчишках и девчонках. «Приключения Незнайки и его друзей» «Карасик» «Мишкина каша»
Загадки для ребяток Игра «Исправь ошибки в названиях рассказов» 1. « Кашкина Маша». 2. «Живая шапочка». 3. «Выдумщики». 4. «Дырка» 5. «Помидорка»
«Живая шляпа» Какой предмет «ожил» в доме Вадика? - шляпа - зонтик - комод - шкаф Ответ-шляпа Куда побежали ребята прятаться от шляпы? - во двор - к соседям - в коридор - на кухню Ответ- на кухню Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу? - косу - лыжную палку - кочергу -ножку от стула Ответ-кочергу Кто оказался под шляпой ? - попугай - щенок - мышь -котенок Ответ-котенок Как звали зверька, оказавшегося под шляпой? - Рыжик - Снежок - Васька -Пушок Ответ- В аська
Угадайте из какого рассказа этот отрывок? 1. « - Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову - и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. - Без головы ? - Конечно , без головы » Ответ: «Фантазёры » 2.«Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче». Ответ: «Заплатка » « Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет. - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет? - Куда? - Шут её знает куда! Из кастрюли лезет! Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать, Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу». Ответ: «Мишкина каша » « Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил её, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда забывал её вовремя покормить». Ответ «Карасик»
: Кроссворд здесь Цветик сочинил, Похожий на цветок, Потом предметы разложил, И каждый в свой кружок. Ты их названия впиши По стрелке часовой. Где слов начало - сам реши, Кроссворд перед тобой: РЕШИ КРОССВОРД И УЗНАЙ ИМЯ ИЗВЕСТНОГО КОРОТЫШКИ Реши кроссворд
Спасибо, ребята за внимание! Читайте вместе с родителями больше книг!!!
Николай в детстве Семья Н иколая Н осова
Дорогие ребятишки. Вы читаете все книжки. И поэтому сейчас Вы меня узнали враз. Я, Незнайка, к вам пришел И друзей своих привел. Все мы любим веселиться И на улице резвиться. Любим петь и рисовать, Любим книжечки читать. С вами мы хотим ужиться И надолго подружиться. Я – Незнайка-шалунишка, Знаменитый коротышка. Мне учиться ни к чему: Без учёбы всё пойму! Я, — Незнайка, я — Незнайка. Вы попробуйте, узнайте! Почему меня вокруг Все Незнайкою зовут? Винтик и Шпунтик машину чинили, Друга Незнайку помочь пригласили. Будет машина починена в срок, Если удастся найти молоток. Авоська с друзьями пошел на рыбалку. Солнышко светик и ярко, и жарко. Закинули удочки быстро друзья, Но кто что поймал разобраться нельзя. На инструментах музыкальных Играет Гусля гениально. А на каком играл Незнайка? Ты сам попробуй отгадай-ка. Картина Тюбика висит, Всем нравится! Так что же? Незнайка доказать спешит, Что он художник тоже. Как скачет и лает весёлая Булька ! С охоты шагает измученный Пулька. Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумей-ка, Известен всем под именем … (Незнайка ) А я — художник Тюбик, Меня ребята любят, И мы гордимся с ними Рисунками своими. Механик Винтик я зовусь И этим именем горжусь. Не утверждайте-ка, друзья, Что обойдетесь без меня. Помощник Шпунтик ! Звучит красиво! Помощник Шпунтик ! Просто диво! Успеет тут, поможет там, И не дает покоя вам... Музыкант Гусля Стоит перед вами, А какой я музыкант, Вы судите сами. Доктор Пилюлькин Лечит всех с люльки. Беспокоится о вас, Не спускает с вас он глаз. Меня Пулькою зовут, Бывалый я охотник, Пропадаю часто я, С ружьем на болоте. Я горжусь тем, что я Знайка ! Знаю, скажете — зазнайка, Говорите, не боюсь, Но в жизни я всего добьюсь. СТИХИ О НЕЗНАЙКЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ
Доктор Пилюлькин Меня Пулькою Я – Незнайка-шалунишка художник Тюбик Механик Винтик Помощник Шпунтик ! Музыкант Гусля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область «Познание», «Художественное творчество»)."Кот Матроскин и компания"
НОД «Кот Матроскин и компания» Образовательные задачи:* Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. *Расширить представления о животных семейства ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группепо реализации образовательной области«Познание» и «Художественное творчество» с инновационными технологиями» (показом слайдов на ноутбуке) на тему:"Украсим сахарницу"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям "Познание" и "Художественная деятельность" в старшей группе....
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Познание» «Художественное творчество» «Домашние животные» Для детей 3-4 лет
«Домашние животные» Для детей 3-4 лет...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»
1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в зимнюю сказку".
Знакомство со сказкой "Снегурочка", развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Расширение словаря по лексической теме "Зима"....