Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ (знакомство дошкольников с родным городом)
учебно-методический материал

Селезнева Елена Николаевна

Любой край, область, даже не­большая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

 Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Любой край, область, даже не­большая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

 Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ (знакомство дошкольников с родным городом)

. Пояснительная записка

Дошкольный возраст как период "очеловечивания" ребёнка и фактического складывания личности имеет свои потенциальные возможности для начала формирования высших нравственных чувств. В этот период начинает развиваться и чувство патриотизма, так считали русские педагоги К.Д. Ушинский, С.А. Водовозова.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и надо сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

 Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений.

 Знакомясь с родным городом , его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.

Цель:

Воспитание у детей любви к своей малой Родине,  чувство гордости за свой город и его соотечественников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей родного города и края, его архитектурой, памятниками, улицами.
  2. Расширять представления детей о животном и растительном мире родного края.
  3. Формировать интерес к" Малой Родине".
  4. Воспитывать чувство сопричастности к жизни города, любовь к родному краю.

3.3. Тематические блоки регионального компонента

  • История возникновения города Пскова
  • Архитектура Пскова
  • Улицы города Пскова
  • Природа Псковского края
  • Памятники Пскова
  • Люди, прославившие Псковшину.
  • Места отдыха псковичей

Основополагающие принципы 

При построении педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываем основополагающие принципы.

Принцип историзма. Реализуется в сохранении относительного хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое ("давным-давно") и настоящее ("в наши дни"). Такой подход обусловлен, прежде всего, несформированностью у детей дошкольного возраста исторического сознания. Ребенок даже старшего дошкольного возраста не может представить себе историческую прямую времени, определить свое место в нем и ощутить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога во взаимодействии с ребенком встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции - в соответствии с педагогикой сотрудничества; ориентацию на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в освоении знаний о родном городе. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и связаны с возрастом детей. Но многое зависит от характера уже накопленного ребенком опыта, его пола, особенностей развития эмоциональной и познавательной сферы и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип интегративности. Принцип реализуется во взаимосвязи с семьей и с расположенными недалеко от ДОУ организациями: библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования; в непрерывности регионального образования: содержание краеведческого материала учитывает преемственность с последующей его ступенью - начальной школой; в единении всех видов детской деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Пскова.

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Интеграция в педагогическом процессе дошкольного учреждения сегодня рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуального стиля деятельности.

Особенности организации образовательного процесса.

ООД проводится 1 раз в месяц в старших и подготовительный группах, в младших и средних группах задачи реализуются в совместной деятельности педагога с детьми и в режимных моментах.

Продолжительность ООД:  

  • старшая группа - 25 минут;
  • подготовительная группа - 30 минут.

Вся работа по ознакомлению с родным городом представлена в пособии тремя этапами с учетом возрастного подхода к развитию детей дошкольного возраста.

Первый этап - соответствует младшему дошкольному возрасту (3-4 года). Малыши обнаруживают, что окружающий мир - это интересно, они накапливают свои впечатления, делают простейшие предположения, подражают взрослым.

Второй этап - средний дошкольный возраст (4-5 лет), возраст "почемучек". У детей появляется желание узнать "все обо всем", умение не только задавать вопросы, но и отыскивать решение задач, наблюдать, сравнивать полученный результат с предполагаемым. Они способны выделять свойства, качества, взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Третий этап - соответствует старшему дошкольному возрасту (5-7 лет). У детей формируются обобщенные способы решения задач. Старшие дошкольники могут более осознанно и глубоко воспринимать, постигать то, что их окружает, и разбираться в нем.

Для каждого периода дошкольного возраста определены основные цели и задачи знакомства с Псковом, содержание работы с детьми.

Задачи и содержание работы в младшей группе

Задачи: 

  1. Познакомить детей с названием города; названием улицы, на которой они живут.
  2. Формировать представление детей об украшении города в праздничные дни.
  3. Формировать представление детей о зданиях города.
  4. Воспитывать любовь к своему городу.

Сроки

Беседы и рассказы

Изодеятельность

Конструирование

I квартал

Беседа "В каком городе мы живём"

Рассматривание фотографий города Пскова.

Заучивание с детьми названия улицы, на которой они живут (привлечь родителей)

Рисование:

"Воздушные шары" (ноябрь)

Аппликация:

"Флажок" (октябрь)

Дорожка для пешехода, дорога для  машин.

II квартал

Рассматривания фотографий "Новогодний Псков"

Беседа "Как украшен город к празднику"

Беседа "Прогулка по Детскому парку"

Рисование:

"Ёлочка, украшенная шарами" (декабрь)

Аппликация:

"Огоньки на ёлочке" (январь)

Мостик, ёлочка, сани.

III квартал

Беседа "Как вести себя на улице"

Рассказывание о разных домах города.

Рассматривание фотографий "Дома Пскова"

Рисование:

"Салют" (май)

Аппликация:

"Домик" (март)

Домик, улица (дорога с домами)

                               

Задачи и содержание работы в средней группе

Задачи: 

  1. Расширять представления детей о городе.
  2. Познакомить детей с реками и мостами города Пскова.
  3. Уточнять представление детей об улицах города.
  4. Познакомить детей с достопримечательностями Пскова - площадь Победы, площадь Ленина, Гремячая башня.

Сроки

Беседы и рассказы

Изодеятельность

Конструирование

I квартал

Беседа об адресе (каждая улица имеет название, дом и квартира - номер)

Совместно с родителями дети учат свой адрес.

Рассказ о реках Пскова (Великая, Пскова)

Рассматривание фотографий "Реки Пскова"

Рисование:

"Гирлянда из флажков" (ноябрь)

Аппликация:

"Гирлянда из флажков" (октябрь)

Мосты, мост через реку.

II квартал

Беседа "Дома в нашем городе"

Рассматривание фотографий "Дома нашего города"

Рассказ о площадях Пскова (площадь Победы, площадь Ленина)

Рисование:

"Ёлка на площади" (декабрь)

"Дом" (февраль)

Аппликация:

" Дом для бабушки " (январь)

Разные дома: одноэтажные, многоэтажные.

III квартал

Беседа "Транспорт нашего города"

Рассказывание о Гремячей башне.

Рассматривание фотографий "Гремячая башня"

Рисование:

"Дом"

"Салют в небе" (май)

Аппликация:

"Гремячая башня" (март)

Наша улица, автобус, башня.

                               

. Задачи и содержание работы в старшей  группе 

Задачи: 

  1. Знакомить детей с историей возникновения города.
  2. Расширять представление детей о Пскове, его улицах, зданиях, архитектуре.
  3. Формировать знания о символах города, его традициях, знаменитых людях Пскова.
  4. Воспитывать любовь к своему городу.

Сроки

Беседы, ООД, игры

Изодеятельность

Художественная литература

Сентябрь

ООД "Моя малая Родина" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.26-27; конспект "Мне посчастливилось родиться на Руси")

Рисование:

"Летний сад осенью"

И.Виноградов "Не разлюблю" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.81)

Октябрь

ООД "Герб и гимн Пскова"(И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.27-29)

Беседа-рассказ "Древние ремёсла" (конспект)

Логическая игра: "Продолжай" "(И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.77)

Рисование:

"Мой герб"

Лепка:

"Глиняный горшочек"

C. Золотцев "Гимн города Пскова " (приложение)

Ноябрь

ООД "Почему городу дали название "Псков" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр. 29-32; конспект "История города Пскова")

Рассматривание репродукций "Древний Псков"

Рисование:

"Деревянный дом"

Апплкация:

"Лодка на Великой"

Легенда "Основания Пскова" (Ю. Степанов "Легенды и придания Псковщины стр.6")

Декабрь

ООД "Псковский кремль - сердце города" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.32-35; конспект "Псковский Кремль")

Логическая игра "Псковская мозаика" (Н.Ю. Шлат , А.О. Орлов "Архитектура Пскова")

Рисование:

"Васильевская башня (Кремль)"

Конструирование:

"Кремлёвская стена"

О. Тиммерман "Во Пскове диво -звонницы" (И.А. Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.82)

Январь

ООД "Ольгинские места в Пскове" (И.А. Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.35-37; конспект "Легенды древнего Пскова")

Рисование:

"Главная ёлка города"

Легенда "Князь Игорь и Ольга" " (Ю.Степанов "Легенды и придания Псковщины стр3-5.")

Февраль

ООД "Александр Невский и Псковский край" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.37-39)

Логическая игра "Узнай по описанию" (Н.Ю. Шлат , А.О. Орлов "Архитектура Пскова")

Рисование:

"Букет для победителя"

Аппликация:

"Щит с гербом"

Легенда "Подвиг А. Невского" " (Ю. Степанов "Легенды и придания Псковщины стр.47-48")

Март

ООД Что в нашем городе связано с именем А.С. Пушкина?"

(И.А. Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.56-59; конспект "Пушкинские места в Псковском крае")

Выставка репродукций к сказкам А.С.Пушкина

Лепка:

"Золотая рыбка"

Аппликация:

"Золотая рыбка"

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Стихи А.С. Пушкина

Апрель

ООД "Псков - защитник, земляки-герои" (конспект)

Рассматривание фотографий "Памятники ВОВ в Пскове"

Рисование:

"Вечный огонь"

И. Виноградов "Подвиг никогда не умирает", "Не расстанусь с тобой"( И.А. Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.81)

Май

ООД Знай, люби, оберегай свой край" (конспект)

Беседа "Труд и отдых Псковичей" (конспект)

Развивающая игра "Узнай по описанию" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.76)

Рисование:

"Мой двор"

С. Золотцев "Родина", "Господин Великий Псков" (приложение)

             

Задачи и содержание работы в подготовительной группе

Задачи: 

  1. Расширять знания детей о родном городе.
  2. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями Пскова.
  3. Расширять знания детей о природе родного края, воспитывать желание охранять родную природу
  4. Воспитывать любовь и интерес к родному городу.

Сроки

Беседы, занятия, игры

Изодеятельность

Художественная литература

Сентябрь

Беседа о Пскове (конспект)

ООД "История города Пскова" (конспект)

Развивающая игра: "Найди отличия" "(И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.78)

Рисование:

"Моя улица"

Легенда "Купец Поганкин" " (Ю.Степанов "Легенды и придания Псковщины стр.38-40")

С.Золотцев "На хмурых башнях Пскова (отрывок)" (приложение)

Октябрь

Беседа-рассказ "Как одевались псковичи"(И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.53-56")

ООД: "Псковский кремль" (конспект).

Логическая игра "Дорисуй картинку" (Н.Ю. Шлат ,А.О.Орлов "Архитектура Пскова")

Рисование:

"Костюмы псковича и псковички"

Аппликация:

"Псковские узоры"

В.Половников "Псковский говорок" (приложение)

Ноябрь

ООД "Животный мир псковских рек и озёр" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.71-73)

Логическая игра "Мосты"

(Н.Ю. Шлат , А.О. Орлов "Архитектура Пскова")

Рисование:

"Подводный мир Великой"

Конструирование:

"Мосты"

Е.Изюмов "Река Великая" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.82)

Декабрь

ООД  "Псковский князь Довмонт-Тимофей" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.40-41)

        

Экскурсия в Довмонтов город.

Рисование:

"Летний сад зимой"

Конструирование:

"Крепостные стены", "Приказные палаты"

Легенда "О храбрости князя Довмонта" " (Ю.Степанов "Легенды и придания Псковщины стр.50-52")

А.Гусев "Довмонтов меч" (приложение)

Январь

ООД "Псков - город мастеров" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.44-46; конспект "Древние ремёсла: гончар, кузнец")

Лепка:

"Псковская керамика"

С.Золотцев "Псковщина" (приложение)

Р.Микрюков "Псковский Кром" (приложение)

Февраль

ООД "Праздники псковичей - масленица" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.47-53)

Проведение праздника "Масленица"

Рисование:

"Масленица (чучело)"

 

Аппликация:

"Хоровод"

В.Степанов "О Пскове" (приложение)

Март

Занятие: "Растения и деревья псковского леса" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.63-66)

Рассказ- беседа "Животные и птицы Псковщины" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.66-70)

Рисование:

"Зелёный наряд нашего края"

Аппликация:

"Животные нашего края"

Б.Семёнов "Псков" (приложение)

Н. Иванов "Я по городу древнему еду" (приложение)

Апрель

ООД Знаешь ли ты свой город?" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.60-61)

Рассказ о Гремячей башне.

Логическая игра "Долька"

(Н.Ю. Шлат , А.О. Орлов "Архитектура Пскова")

Рисование:

"Часовня Ольги"

Аппликация:

"Гремячая башня"

Легенды "Гремячая башня", "Заколдованная княжна" " (Ю.Степанов "Легенды и придания Псковщины стр.25,28-30")

М. Розенгей "Гремячая башня" (приложение)

Май

ООД Памятные места воинской славы" (И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.41-43)

Развивающая игра: "Где находится памятник" "(И.А.Рыбалова "Знакомим дошкольников с городом Псковом" стр.76)

Рисование:

"Троицкий собор"

Конструирование:

"Троицкий собор"

С.Золотцев "23 июля" (приложение)

Программно - методический комплект

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. -М., 1999.
  2. Вальнер Н.А. Ольгин град. - Псков: ПОИПКРО, 2001.
  3. Рыбалова И.А. Знакомим дошкольников с городом Псковом. - Псков: ПОИПКРО, 2003.
  4. Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. - Псков: Инф. агентство "Псков -    

                Инфопресс", 1993.

  1. Шлат Н.Ю., Орлов А.О. Психолого-педагогическая работа по ознакомлению

дошкольников с архитектурой Пскова в логических играх и задачах. - Псков: Издательство ПсковГУ, 2012.

  1. Нечаева В.Г. и др. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей.

- М.: Просвещение, 1984.

  1. Древний Псков/ Составитель С. Ямщиков. - М.: Изобразительное искусство, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Методическая разработка: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников

Реализация регионального компонента в МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района осуществляется через знакомство детей от 3 до 7 лет с национально-культурными особенностями Хабаровского края (...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Реализация регионального компонента в образовательном процессе

Презентация разработана к семинару для воспитателей ДОУ. Содержит анимации. направленные на активизации педагогов. для их отображения необходимо скачивание презентации со страницы....

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...