Методическая разработка: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников
статья по теме
Реализация регионального компонента в МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района осуществляется через знакомство детей от 3 до 7 лет с национально-культурными особенностями Хабаровского края (города, села) по тематическим картам, разработанными старшим воспитателем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_regionalnogo_komponenta_v_obrazovatelnom_protsesse_dou_po_sotsialno.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями родного города и края;
- формировать представления о родном городе и крае: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе Хабаровского края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Представляю Вашему вниманию, разработанные тематические карты по ознакомлению детей дошкольного возраста с Хабаровским краем:
Тематическая карта по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста
с Хабаровским краем.
Тема беседы | Образовательные области | Дополнительный материал | |
Познавательное и речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | ||
Задачи | Вид деятельности, тема | ||
«Насекомые» | Знакомство с насекомыми, какую пользу они несут для растительного мира. Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу. | Работа с раскрасками «Пчела» Рисование «Муха-Цокотуха» | 1. Презентация «Насекомые, встречающиеся в нашем крае» 2. Наблюдение на прогулке за стрекозой, жуком. 3. Фото, иллюстрации бабочек, синего махаона, занесенного в Красную книгу России. 4. Фото-загадки. 5. Заучивание стихотворения Р. Аёшина «Пчела» (хрестоматия «Лукошко»), Е. Кохана «Комары» (хрестоматия «Веселые бубенчики»). 6. Игра-инсценировка «Муха-Цокотуха». |
«Путешествие в осеннее царство» | Обобщение знаний об осени, как о времени года. Развитие умения поддерживать беседу, интереса к художественной литературе. Воспитание эстетических чувств. | Рисование: «Листья сыплются дождем», «Осенний парк». Аппликация: «Осенняя картинка». | 1. Иллюстрации осеннего пейзажа. 2. Целевая прогулка по участку. 3. Чтение хрестоматии по дальневосточной литературе «Лукошко», стихотворение Г. Жукова «Осень». 4. Игра «Найди как можно больше признаков осени» 5. Выставка рисунков детей и родителей «Осенняя пора». 6. Чтение экологической сказки «Приключения ветерка» (Воспитательная система «Маленькие россияне», с. 19) |
«Лесные квартиры» | Формирование знаний о том, что у каждого животного есть свой дом, экологической культуры и экологического сознания у детей. Развитие диалогической речи. | Рисование: «Кто где живет». | 1. Презентация: «Лесные квартиры». 2. Фото, иллюстрации. 3. Видеофрагмент «Леопард». 4. Настольно-печатная игра «Кто, где живет». 5. Игра-головоломка «Найди домики» (Расти с Хабаровском, «2/2011, с.16-17) |
«Растительный мир» | Расширение представлений о многообразии растительного мира; воспитание желания заботиться о нем. | Рисование «Сосна». Работа с раскрасками «Бархат амурский», «Орех маньчжурский». | 1. Мультимедийное занятие: «Мир дальневосточных растений» 2. Чтение стихотворения Е. Кохана «Орех». 3. Заучивание стихотворения Н. Усенко «Астра» («Лукошко»). 4. Игра-забава «Узнай по описанию» 5. Целевая прогулка по участку «Деревья и травы на участке» 6. Игра «Найди различия» (береза и тополь) 7. Гербарий из осенних листьев. 8. Создание альбома «Осенние листочки». 9. Фото-загадки. |
«Дикие животные» | Знакомство с представителями животного мира. Уточнение и обогащение знаний детей. Развитие умения поддерживать беседу. Воспитание любви к родной природе. | Рисование: «Бурый мишка». Работа с раскрасками «Амурский тигр», «Дальневосточная черепаха» (серия «Рассказы бурундучка»-амурский тигр, дальневосточная черепаха) | 1. Презентация «Лесные жители» 2. Видеофрагменты: «Белка», «Бурундук», «Медведь гималайский». 3. Игра-забава «Узнай по описанию» 4. Краткосрочный творческий проект «День животных». 5. Фото, иллюстрации (серия «Рассказы бурундучка»). 6. Фото, иллюстрации «Следы животных». 7. Чтение рассказа Е. Неменко «Необыкновенныи истории о медвежонке Тишке и тигренке Рыже» (рубрика журнала «Расти с Хабаровском») 8. Заучивание стихотворения А. Загорулько «Ужик» («Лукошко») 9. Чтение Ульчской сказки «Как лягушка зеленой стала», эвенкийской сказки «Росомаха и лисица» («Лукошко») |
«Лекарственные растения» | Знакомство с лекарственными растениями хабаровского края. Уточнение и обогащение знаний детей о пользе лекарственных растений. | Лепка «Гроздь лимонника» Рисование «Подорожник у дороги» Работа с раскрасками «Лесная ромашка» | 1. Презентация «Лекарственные растения Хабаровского края». 2. Фото, иллюстрации. 3. Фито-процедуры «Полоскание горла теплым отваром лесной ромашки». 4. Экспериментирование «Травяные отвары» (зверобой, мать и мачеха, череда). 5. Оформление уголка лекарственных растений «Зеленая аптека». 6. Рассказ воспитателя «Что лечит подорожник» |
«Как лесные звери к зиме приготовились» | Уточнение представлений о трудностях зимней жизни животных, путях приспособления животных к зимним условиям жизни. | Рисование: «Кто где зимует» | 1. Презентация: «Кто как к зиме готовится». 2. Видеофрагменты: «Звери в зимнем лесу», «Звери ходят по лесу». 3. Чтение В. Шульжик «Дикие гуси летели на юг…» 4. Развивающие игры «Закончи фразу», «Мир природы». 5. Игры-пантомима «Звериные повадки» |
«Зимующие птицы нашего леса» | Расширение представлений о птицах, особенностях поведения, передвижения, питания. Развитие интереса к художественной литературе. Воспитание желания помогать животному миру. | Аппликация: «Дом для птиц» Работа с раскрасками «Снегирь» | 1. Акция «Синичкин день» - изготовление кормушек в домашних условиях. 2. Фото, иллюстрации птиц. 3. Презентация: «Зимующие птицы нашего леса». 4. Видеофрагмент «Что едят птицы зимой». 5. Заучивание Н. Плехановой «Снегирек» (Хрестоматия «Лукошко). 6. Краткосрочный творческий проект «Наши пернатые друзья». 7. Наблюдение за воробьем в зимний день. |
«Животные Красной книги» | Знакомство с «Красной книгой Хабаровского края». Расширение знаний об особенностях внешнего вида дальневосточного кота, амурского тигра, леопарда, рыси, оленя (сохатого), косули; воспитание бережного отношения к животному миру. | Рисование: «Нарисуй полоски амурскому тигру» Работа с раскрасками «Животные тайги» | 1.Презентация: «Красная книга Хабаровского края». 2.Фото, иллюстрации. 3.Видеофрагменты: «Леопард», «Рысь», «Амурский тигр». 4.Заучивание стихотворения В. Кудрявцевой «Белка», «Колонок» («Лукошко»). 5. Выставки рисунков детского творчества. 6. Игра-импровизация «Защити зайчика» 7. Фото-загадки. |
«Кто в лесу уже проснулся» | Расширение представлений о жизни диких животных весной; развитие диалогической речи, умения эмоционально откликаться на художественные произведения. | Аппликация: «Царство диких зверей» (коллективная работа) | 1. Презентации: «Кто в лесу уже проснулся», «Перелетные птицы весной». 2. Видеофрагмент «Весна. Прилет птиц». 3. Фото, иллюстрации, открытки. 4. Чтение Е. Юдина «Весна идет» (Хрестоматия «Лукошко»). 5. Игра-импровизация «Медведь проснулся» 6. Загадки. 7. Чтение стихотворения Е. Кохана «Белка» (хрестоматия «Веселые бубенчики») |
«Как просыпаются деревья» | Формирование понятия «сокодвижение», умения устанавливать взаимосвязь жизни природы от солнца. Развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу. | Нетрадиционная техника изодеятельности «Береза» | 1. Презентация «Деревья». 2. Наблюдение «Как плачет березка» 3. Видеофрагмент «Деревья просыпаются». 4. Фото, иллюстрации. 5. Выставка рисунков детей. 6. Загадки. 7. Игра «К дереву беги» 8. Чтение Е. Юдин «Весна идет!» (по мотивам нанайского фольклора)-Хрестоматия «Лукошко» 9. Чтение стихотворения Е. Кохана « Предчувствие весны» (хрестоматия «Веселые бубенчики») |
«Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Рисование «Одуванчик полевой» Работа с раскрасками «Раскрась луг» Ручной труд «Плетение венков из одуванчиков» | 1. Заучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик» 2. Презентация «Первоцветы Хабаровского края» 3. Фото, иллюстрации. 4. Выставка детских рисунков. 5. Целевая прогулка «Травы нашего участка» 6. Цветочная викторина. 7. Чтение стихотворений Н. Усенко «Калужница», «Пижма» («Лукошко») |
«Большие опасности для маленьких животных» | Развитие умения поддерживать беседу. Воспитание бережного отношения к животному и растительному миру. | Рисование: «Когда горит тайга», «Братья наши меньшие». | 1. Презентация: «Большие опасности для маленьких животных». 2. Иллюстрации, открытки. 3. Чтение Г. Пересторонина «Наши верные друзья», «Подранок» («Очарование лесное»). 4. Изготовление плаката «Береги родную природу» 5. Развивающая викторина «Мир природы» |
«Город, в котором я живу» | Уточнить знание детей о родном городе. Познакомить с символикой Хабаровского края, с некоторыми достопримечательностями города и края, с некоторыми детскими писателями, знаменитыми людьми Хабаровского края. Вызвать у детей чувство восхищения красотой города. | Рисование «Улицы большого города», «Река - батюшка «Амур» | 1. Презентация «Достопримечательности города». 2. Фото, иллюстрации «Символика Хабаровского края», «Утес». 3. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем-едем-едем…». 4. Тематический день «День города». 5. Слушание песни о Хабаровске (слова А. Федотов, муз. М. Журавлев). 6. Поездка в зоосад им. В. Сысоева. 7. Фото, иллюстрации знаменитых людей города (В. Сысоева, Н. Наволочкина, Н. Муравьев-Амурский, В. Шпорт и др.) 8. Экскурсии по улицам Хабаровска (пл-дь Славы, пл-дь им. Ленина, Комсомольская площадь) |
«Село, в котором я живу» | Рассказать детям о селе, познакомить детей с улицами родного села, познакомить детей с достопримечательностями, жителями, зданиями села. Вызвать у детей чувство восхищения красотой села. | Рисование «Дом, в котором я живу» Аппликация «Окна нашего детского сада» (коллективная работа) | 1. Экскурсия детей по улицам села (посещение главной площади села, экскурсия к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто») 2. Экскурсии на почту, в Дом культуры, в библиотеку, в школу, на детскую площадку. 3. Конструирование «Построй дом, который тебе нравится». 4. Инсценировка сказки «Теремок». 5. Д/и «Где, чей дом?», «Обставим квартиру». 6. Презентации «Труд взрослых в селе», Транспорт села». 7. Фото праздников, проводимых в селе (День защиты Детей, Проводы зимы и др.) |
Тематическая карта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с Хабаровским краем.
Тема беседы | Образовательные области | Дополнительный материал | |
Познавательное и речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | ||
Задачи | Вид деятельности, тема | ||
ЦИКЛ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТАЙГА, ПРИРОДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ» | |||
«Растительный мир» | Расширение представлений о многообразии растительного мира; познакомить с названиями деревьев, грибов, лесных ягод и трав, встречающихся в дальневосточном лесу; воспитание желания заботиться о растительном мире. | Рисование «Сосновый бор». Работа с раскрасками «Бархат амурский», «Орех маньчжурский». Лепка «Полянка подосиновиков» | 1. Мультимедийное занятие: «Мир дальневосточных растений» (деревья, ягоды, грибы) 2. Чтение стихотворения Е. Кохана «Орех». 3. Заучивание стихотворения Н. Усенко «Астра» («Лукошко»). 4. Игра-забава «Узнай по описанию» 5. Целевая прогулка по участку «Деревья и травы на участке» 6. Гербарий и немножко фантазии («Расти с Хабаровском» № 7(23)/2013, с. 30). 7. Фото-загадки. 8. Заучивание стихотворения Е. Кохана «Березка» (хрестоматия «Веселые бубенчики») |
«Животный мир» | Знакомство с представителями животного мира. Уточнение и обогащение знаний детей. Развитие умения поддерживать беседу. Воспитание любви к родной природе. | Рисование: «Каких животных ты запомнил». Работа с раскрасками «Амурский тигр», «Дальневосточная черепаха» (серия «Рассказы бурундучка»-амурский тигр, дальневосточная черепаха) Ручной труд «Олень» | 1. Презентация «Лесные жители» 2. Видеофрагменты: «Белка», «Бурундук», «Медведь гималайский». 3. Краткосрочный творческий проект «День животных». 4. Фото, иллюстрации (серия «Рассказы бурундучка»). 5. Фото, иллюстрации «Следы животных». 6. Чтение рассказа Е. Неменко «Необыкновенныи истории о медвежонке Тишке и тигренке Рыже» (рубрика журнала «Расти с Хабаровском») 7. Чтение стихотворения Р. Добровенского «Не трогайте тигров!» («Лукошко») 8. Чтение Ульчской сказки «Как лягушка зеленой стала», эвенкийской сказки «Росомаха и лисица» («Лукошко») 9. Веселая игра-лесная чехарда («Расти с Хабаровском» № 7 (23)/2013, с. 18) |
«Как звери зимуют в дальневосточной тайге» | Уточнение представлений о трудностях зимней жизни животных, путях приспособления животных к зимним условиям жизни. | Рисование: «Кто где зимует» Лепка «Запасы белки» | 1. Презентация: «Кто как к зиме готовится». 2. Видеофрагменты: «Звери в зимнем лесу», «Звери ходят по лесу». 3. Чтение В. Шульжик «Дикие гуси летели на юг…» 4. Рассказы воспитателя «Запасы бурундука», «Запасы белки» 5. Игры-пантомима «Звериные повадки» 6. Фото-загадки. 7. Чтение рассказа «Где зимуют гуси?» «Расти с Хабаровском» 310(14)/2012, с. 14) |
«Лекарственные растения» | Знакомство с лекарственными растениями Хабаровского края. Уточнение и обогащение знаний детей о пользе лекарственных растений. | Лепка «Гроздь лимонника» Рисование «Подорожник у дороги» Работа с раскрасками «Лесная ромашка», «Женьшень», «Элеутерококк» | 1. Презентация «Лекарственные растения Хабаровского края», «Что лечат травы?» 2. Фото, иллюстрации. 3. Фито-процедуры «Полоскание горла теплым отваром лесной ромашки». 4. Экспериментирование «Травяные отвары» (зверобой, мать и мачеха, череда). 5. Оформление уголка лекарственных растений «Зеленая аптека». 6. Заучивание стихотворений Н. Усенко «Пижма», «Калужница» («Лукошко») 7. Чтение «Что за страшный куст?» -о женьшене, («Расти с Хабаровском» №7(23)/2013, с. 27) |
«Птицы Дальневосточной тайги». «Зимующие птицы нашего края» | Расширение представлений о птицах, особенностях поведения, передвижения, питания. Развитие интереса к художественной литературе. Воспитание желания помогать животному миру. | Аппликация: «Дом для птиц» Работа с раскрасками «Снегирь» | 1. Акция «Мы кормушку смастерили-мы столовую открыли» - изготовление кормушек в домашних условиях. 2. Фото, иллюстрации птиц. 3. Презентация: «Зимующие птицы нашего леса». 4. Видеофрагмент «Что едят птицы зимой». 5. Заучивание Н. Плехановой «Снегирек» (Хрестоматия «Лукошко). 6. Краткосрочный творческий проект «Наши пернатые друзья». 7. Наблюдение за воробьем в зимний день. 8. Игра-эксперимент «Полет перьев: почему по разному падают» 9. Беседа «Нелетающие птицы» 10. Чтение невыдуманных историй Т.Ф. Чинаревой «Угощение для синиц» (ж-л «Расти с Хабаровском», №3(7)2012, с. 22) 11. Чтение рождественской легенды «Почему у снегиря красная грудка» («Расти с Хабаровском», №1(5)/2012, с. 19) |
«Ловись рыбка, и мала, и велика» | Расширение представлений детей о многообразии разновидностей рыб, обитающих в озерах Хабаровского края. | Рисование «По щучьему велению» Работа с раскрасками «Щука», «Карась», «Сом» | 1. Презентация «Рыба Хабаровского края». 2. Беседа «Труд рыбака». 3. Фото, иллюстрации «Косяки рыб». 4. Экскурсия в музей-аквариум «Тинро» - «Рыбы Амура». 5. Сюжетно-ролевая игра «На рыбалку». 6. Выставка детских работ. 7. Создание альбома «Рыбы р. Амур» 8. Чтение рассказа А. Максимова «Как я ловил щуку» («Расти с Хабаровском», №9 (25)/2013, с. 22) 9. Игра-развлечение «Кто из рыбаков поймал бутылку с посланием» («Расти с Хабаровском» № 6 (22)/2013, с. 16) |
«Что такое Красная книга» | Знакомство с «Красной книгой Хабаровского края». Расширение знаний об особенностях внешнего вида ценных животных: дальневосточного кота, амурского тигра, леопарда, рыси, оленя (сохатого), косули; ценных растений: лотос, саранки, женьшень; воспитание бережное отношение к животному и растительному миру. | Рисование: «Красная саранка» Работа с раскрасками «Синий махаон» (занесен в Красную книгу России) | 1.Презентация: «Красная книга Хабаровского края». 2.Фото, иллюстрации. 3.Видеофрагменты: «Леопард», «Рысь», «Амурский тигр». 4.Заучивание стихотворения В. Кудрявцевой «Белка», «Колонок» («Лукошко»). 5. Выставки рисунков детского творчества. 6. Игра-импровизация «Защити животных» 7. Фото-загадки. 8. Беседа «Кто такие браконьеры?» 9. Рассказ воспитателя «Ценные меха животных» 10. Беседа «Редкая птица – аист дальневосточный» («Расти с Хабаровском» №6(22)/2013, с. 26) 11. Чтение о заповедном цветке – лотосе («Расти с Хабаровском» № 7(23)/2013, с. 20) |
«Реки и озера Хабаровского края» | Расширение представлений детей о водных ресурсах Хабаровского края. Воспитание основ правильного природопользования, любознательности и любви к природе. | Рисование «Река-батюшка Амур» Конструирование «Мост через р. Амур» Коллективная работа «Дорисуй на карте реки и озера» | 1. Презентация «Реки и озера Хабаровского края» 2. Фото, иллюстрации «Озеро Болонь» 3. Рассматривание карты Хабаровского края. 4. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Водный транспорт по реке Амур». 5. Выставки детских работ. |
«Первоцветы» | Знакомство с понятием «первоцвет», формирование умения устанавливать взаимосвязь природы от активности солнца. | Рисование: «Поле одуванчиков», «Ландыш». Работа с раскрасками: Саранки. | 1. Заучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик» 2. Презентация «Первоцветы Хабаровского края» 3. Фото, иллюстрации. 4. Выставка детских рисунков. 5. Целевая прогулка «Травы нашего участка» 6. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Что такое медвежий лук?» (черемша)-о пользе этого растения, о багатстве витаминов, содержащихся в черемше. 7. Чтение стихотворений Н. Усенко «Калужница», «Пижма» («Лукошко») 8. Рассказы воспитателя «Как в старину называли папоротник?» 9. Игра-импровизация «В гости к первоцветам» |
«Большие опасности для маленьких животных» | Развитие умения поддерживать беседу. Воспитание бережного отношения к животному и растительному миру. | Рисование: «Когда горит тайга», «Братья наши меньшие». | 1. Презентация: «Большие опасности для маленьких животных». 2. Иллюстрации, открытки. 3. Чтение Г. Пересторонина «Наши верные друзья», «Подранок» («Очарование лесное»). 4. Чтение поучительных историй неправильного поведения при пожаре в лесу («Расти с Хабаровском №6 (10)/2012, с. 24) 4. Изготовление плаката «Береги родную природу» 5. Развивающая викторина «правила поведения на природе» 6. Труд взрослых «Кто спасает лес от пожаров?» (служба МЧС, пожарники, добровольцы, лесники и др.) 7. Моделирование ситуации «Когда горит тайга – куда бегут звери?» |
ЦИКЛ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» | |||
«Город, в котором я живу» | Уточнить знание детей о родном городе. Познакомить с символикой Хабаровского края, с достопримечательностями города и края, с детскими писателями, знаменитыми людьми Хабаровского края. Вызвать у детей чувство восхищения красотой города. | Рисование «Улицы большого города», «Река - батюшка «Амур» | 1. Презентация «Достопримечательности города». 2. Фото, иллюстрации «Символика Хабаровского края», «Утес». 3. Слушание песни о Хабаровске (слова А. Федотов, муз. М. Журавлев). 4. Поездка в зоосад им. В. Сысоева. 5. Фото, иллюстрации знаменитых людей города (В. Сысоева, Н. Наволочкина, Н. Муравьев-Амурский, В. Шпорт, А. Лепетухин и др.) 6. Экскурсии по улицам Хабаровска (пл-дь Славы, пл-дь им. Ленина, Комсомольская площадь) |
«Путешествие в прошлое родного края» | Познакомить детей с историей возникновения города, с первооткрывателями, с историческими памятниками родного города. | Рисование «Сказочный город» | 1. Презентация «История возникновения родного города» 2. Фото, иллюстрации «Старинный Хабаровск» («Расти с Хабаровском» №2(6)/2012, с. 23) 3. Знакомство с первооткрывателями города. 4. Экскурсия к памятнику Н. Муравьева-Амурского. 5. Беседа «В честь кого названы главные улицы города» 6. Выставки детских работ. |
«Село, в котором я живу» | Рассказать детям о селе, закрепить с детьми названия улиц родного села, познакомить детей с достопримечательностями, жителями, зданиями села. Вызвать у детей чувство восхищения красотой села. | Рисование «Дом, в котором я живу» Аппликация «Окна нашего детского сада» (коллективная работа) | 1. Экскурсия детей по улицам села (посещение главной площади села, экскурсия к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто») 2. Экскурсии на почту, в Дом культуры, в библиотеку, в школу, на детскую площадку. 3. Конструирование «Построй дом, который тебе нравится». 4. Презентации «Труд взрослых в селе», Транспорт села». 5. Фото праздников, проводимых в селе (День защиты Детей, Проводы зимы и др.) 6. Сюжетно-ролевая игра «Пойдем друг другу в гости». 7. Составление рассказа детей «Моё любимое место села» |
«Семь чудес Хабаровского края», «Семь чудес хабаровского района» | Познакомить детей с 7 чудес Хабаровского края: Амурский тигр, Лотос, Мост через р. Амур, Озеро Амут, Шантары, Петроглифы в с. Сикачи-Алян, хребет «Дуссе-Алинь»; Хабаровского района: каменный водопад (с. Новокаменка), лотос орехоносный, Сикачиалянские петроглифы, Хехцир, карстовые пещеры, Приамурский зоосад, Храм-часовня святого мученика В. Дамасского. | Рисование «Мост через р. Амур» Ручной труд «Лотос» | 1. Рассматривание иллюстраций «Семь чудес Хабаровского района» в журнале «Расти с Хабаровском, №5(9)/2012, с. 12 2. Презентация «7 чудес Хабаровского края» 3. Экскурсия с районную библиотеку с. Черная речка. 4. Изготовление открыток, адресованных любимому району. 5. Чтение легенды об Амурских столбах («Расти с Хабаровском» №8 (24)/2013, с. 4) 6. Чтение легенды «Таинственный Хехцир» («Расти с хабаровском» № 7 (23)/2013, с. 4) 7. Игра-головоломка «В зоосад «Приамурский» им. В. Сысоева спешит весна!» («Расти с Хабаровском» № 3(7)/2012, с. 16-17) |
«Соседние города. Коренные жители. Быт и традиции. Соседние поселения Хабаровского района». | Познакомить детей с картой Хабаровского края, показать, что изображено на карте (города, реки, озёра), сравнить карту с глобусом. Расширить представление детей о названиях близлежащих городов, соседних поселений Хабаровского района (с. Калинка, с. Восточное, с. Скворцово и др.); о корреных жителях Хабаровского края (нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, удыгейцы,, орочи, эвены), их бытом, национальными костюмами, традициями. | Рисование-моделирование «Костюм для жителей нашего села» | 1. Презентация «Национальные костюмы, быт и традиции коренного населения». 2. Фото, иллюстрации орнаментов национальной одежды коренных жителей; 3. Работа с картой Хабаровского края: г. Комсомольск-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре, г. Бикин, г. Амурск, г. Советская Гавань, г. Благовещенск. 4. Беседа «Кто такие оленеводы?» 5. Выставка детских рисунков. 6. Экскурсия в Краеведческий музей. 7. Викторина «Наш край». 8. Игра-забава «Придумай свое название населенному пункту». 9. Игра-интервью «В каких других сельских поселениях ты бывал и что там видел?». 10. Чтение сказок коренных жителей («Лукошко», «Расти с Хабаровском» № 7(23)/2013, с. 11). 11. Чтение легенды о трех солнцах («Расти с Хабаровском», №9 (25)/2013, с. 6) 12. Иллюстрации «Вокзалы наших городов» («Расти с Хабаровском №8(24)/2013, с. 10) 13 Чтение рассказов коренных жительниц: удэгейской писательницы и нанайской мастерицы «Мы тоже были маленькими» («Расти с Хабаровском» №8(24)/2013, с. 24) |
«Кто такие «земляки»? | Расширить представление детей о понятии «земляки», познакомить детей с детскими писателями Хабаровского края и людьми, прославившими наш край и родное село. | Рисование «Кем бы я хотел стать» | 1. Презентация о великих людях, прославивших Хабаровский край. 2. Фото, иллюстрации. 3. Встреча с ветеранами нашего села. 4. Акция «День добрых поступков» 5. Составление описательного рассказа «Кто живет со мною рядом» |
Список используемой литературы при составлении тематической карты по ознакомлению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с Хабаровским краем.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
- Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Сост. Н.С. Голицына.-М., 2005.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы ДОУ №2 пос. Рамонь Воронежской области. –М., 2005.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М., «ЭлизеТрэйдинг», 2002.
- Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ.-М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Скалдина О.В. Красная книга России. .-2-е изд., доп. и перераб.-М.: Эксмо, 2014.
- Кучеренко С.П. Рыбы Амура.-Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2005.
- Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока. Под общей ред. Д.б.н., профессора С.Д. Щлотгауэра. - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости». 2009.
- Ежемесячный журнал «Расти с Хабаровском».-Хабаровск, 2011,2012,2013,2014.
- Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста «Лукошко». Сост. М.Н. Ходаковская.- Издательский дом «Приамурские ведомости», 2012.
- Хрестоматия произведений дальневосточных писателей для детей дошкольного возраста «Веселые бубенчики». Сост. Е.И. Паламарчук.-Хабаровск, «РИОТИП», 2006.
- Серия «Рассказы бурундучка» для детей дошкольного возраста. Сост. Архаров Ю.Л., Шульжик В.В., Кучеренко С.П., «Издательский дом «Приамурские вести», 2007.
- Администрация Хабаровского муниципального района. 75 лет Хабаровскому муниципальному району. - Хабаровск-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
Реализация регионального компонента в образовательном процессе
Презентация разработана к семинару для воспитателей ДОУ. Содержит анимации. направленные на активизации педагогов. для их отображения необходимо скачивание презентации со страницы....
Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дае...
Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...
Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 из...
«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...