" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
рабочая программа на тему
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеобразовательного вида "Ёлочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Тема:
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного
образования».
Воспитатель
МДОАУ д/с « Ёлочка»
В.И.Уреки
Пыть-Ях
2015
Тема:
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования».
Дошкольное образование уже признано уровнем образования, и это значит, что профессиональный стандарт педагога, рассматривается, как системообразующий инструмент для повышения качества образования, а самообразование работает в соответствии со стандартами.
ФГОС определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы.
При этом, объем обязательной части Программы составляет 60% от общего объема, а оставшиеся 40% - это та часть Программы, которую формируем мы с вами – участники образовательного процесса. Это могут быть выбранные или, разработанные самостоятельно, парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.
В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Основными целями регионального компонента являются:
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
- ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
- обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
- развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
- обновление содержания общего образования;
- овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
- использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.
Наш округ – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы " Мой край - ЮГРА".
Программа рассчитана для детей старшей и подготовительной группы.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывалось в разработке региональной программы и её реализации.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.
Мы ведем работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развиваем умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью творческой группой педагогов д/с «Ёлочка» была разработана авторская программа «Мой край - Югра» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Новизна идеи состоит в том, что программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем включения регионального компонента в примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы».
Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.
Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, округа, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения
воспитание интереса и любви дошкольников к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи программы:
- Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего
- Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа реализуется в процессе интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Воспитательно-образовательный процесс условно подразделяется на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
Формы работы:
Проводятся в помещениях групповых комнат, музыкальном и физкультурном залах, в форме непосредственно образовательной деятельности и организованных экскурсий.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к знаниям о родном крае осуществляется через применение следующих методов:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Экспериментирование и опыты
- Придумывание сказок, рассказов
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Игровые и воображаемые ситуации
- Решение логических задач
- Метод моделирования и конструирования
- Методы развития творчества
- Игровые приемы
- Проблемные ситуации и задачи
- Предположения (гипотезы)
Основные разделы программы " Мой край - ЮГРА":
I «Мой край ЮГРА, мой город Пыть-Ях»
1. Знакомство с территориальным расположением города и округа, символикой герба и флага ХМАО и города Пыть - Ях, с понятиями «область», «округ», «страна», с историей возникновения и развития города, героями, принимавшими участие в создании города.
2. Расширение представлений о достопримечательностях своего города, улиц.
3. Систематизация знаний детей о людях разных профессий, расширение и углубление представлений воспитанников о работе нефтяников.
4. Знакомство с полезными ископаемыми края – нефтью и газом, с их свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
II раздел «Природа Ханты-Мансийского автономного округа»
Данный раздел содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ХМАО, информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».
III раздел «Культура коренных народов Югры»
Включает изучение традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры малых народов севера, а именно ханты и манси, а так же взаимосвязи исторических, природных, социальных, этнических факторов.
Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...
Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дае...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Основы реализации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
Методические рекомендации...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...
КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"
КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...