Рабочая программа "Региональный национальный компонент"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ульяновская Оксана Александровна

"Региональный национальный компонент"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является временем благоприятным для формирования нравственных чувств, воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам. Образовательные современные стандарты, которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть. Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Национальные культуры составляют базу культуры людей. Даем представление ребенку об истории, традициях, обычаях своего народа, мы, педагоги, приобщаем его к общечеловеческим ценностям. Детская литература и фольклор – это одни из тех средств, которые помогают развивать детей в национальных традициях. К ним относят: песни, потешки, прибаутки, стихи, народные сказки и игры. Воспитывают честность, отвагу, правдивость, доброту, смелость, любовь к Родине, трудолюбие. Не признают жадность, трусость, лень, ложь. Осуществление национально-регионального компонента в детском саду ведется не только в учебном процессе, но и во время развлечений и праздников.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. При ознакомлении детей с традициями и бытом нашего народа нужно помнить, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, делать акцент на приобщение его к красоте и добру, желание видеть неповторимость национальной культуры.

Подготавливая ребенка к жизни, нужно научить его быть успешным во всех начинаниях, с самого раннего детства полюбить свою Родину, знать традицию, культуру и язык своего народа.

Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.

Цель программы:

В дошкольном образовательном учреждении Региональный компонент в дополнительной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона республики Бурятии.

Задачи: формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве); воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков; формирование чувства сопричастности к своей стране, формирование положительного отношения к культурным традициям народов. Познакомить с историей родного края, развивать нравственные основы в детях. Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю, традициям, обычаям, родному дому.

Особенности использования Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС является одним из основных средств социализации детей дошкольного возраста. На занятиях, предусмотренных специальными региональными программами, осуществляется знакомство детей с культурой, историей, природой родного края, национальностями людей проживающих в республики Бурятия. При разработке планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность. Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами города, способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Факторы внедрения:

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ: сочетание разных видов деятельности дошкольников; формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы; применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции. Направления деятельности Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие подрастающего поколения.

Программа реализует также принципы дошкольного образования:

  • Деятельностный подход к развитию ребенка.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество ДОУ с семьей.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

(Л. С. Выготский)

Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, краеведческими музеями города.

Ознакомление с родным краем стало стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Принцип личностно-ориентированного общения;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);

Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

•проектной деятельности;

•организации взаимодействия с родителями воспитанников;

•организации взаимодействия с социумом;

•смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;

•организации праздников и досугов.

Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через

образовательные области: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Художественное творчество».

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента.

Физическое развитие.

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных

климатических и сезонных особенностей являются:

- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;

- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (бурятских, русских) спортивных игр, физических

упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ;

- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

Социально-коммуникативное развитие.

Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает:

- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность родного края, формирование представлений о труде, профессиях взрослых, работающих на предприятиях нашей столицы – города Улан-Удэ, людей других национальностей, проживающих в Республике Бурятии¸ родной природы, общественной жизни.

- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах нашего города.

Познавательное развитие.

Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия.

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной педагогики.

Речевое развитие.

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

Художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами бурятского, русского, музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

- создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике.

Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми:

- народные праздники, посиделки, посещение музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Музей истории города Ула-Удэ, Музей материальной культуры старообрядцев Забайкалья в семейском селе Тарбагатай. Исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и русского народа, к овладению бурятским языком и повышению интереса у детей к истории своего народа.

Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной педагогики в подготовительных группах детского сада.

Игры. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее

средство всестороннего развития ребёнка. Глубокий смысл народных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и культуре каждого народа. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. От содержательности игр зависит успех передачи культуры, быта, традиций того или иного народа. Для народных подвижных игр характерно нравственно-ценностное содержание.

Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Чтение художественной литературы. Приобщение к творчеству народных

поэтов и писателей начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности. Рассказы и стихи обращаются одновременно к чувствам, воображению и мыслям ребёнка, помогая ему освоить нравственный опыт народа. Знакомство с художественной литературой бурятских поэтов и писателей (Ц.-Д. Дондокова, Г.Чимитов, Э.Дугаров, Д. Жалсараев и др.) воспитывает любознательность и интерес к жизни и творчеству поэтов и писателей, к истории своей «малой родины».

Посещение музея ДОУ (экскурсии, беседы, рассматривание альбомов).

Большое значение в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании дошкольников играет музейная педагогика, функционирующая в детском саду. Это музей старины, который был оборудован совместно с родителями, разбит на две зоны:

«бурятская юрта», «русская изба», где дети особенно любят играть и заниматься.

Ближайшая среда – народные игрушки, предметы быта, старинная утварь, их внешний облик – всё это формирует адекватное отношение к миру вещей, труду взрослых, формирует этику общения со сверстниками и взрослыми.

Особое место в жизни дошкольников занимают народные праздники, т.к. они объединяют в себе почти все элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В детском саду праздничный круг начинается с сентября; с Нового года – по

Христианскому и Буддийскому календарю, открывающих календарный год; с марта – начала весны и сельскохозяйственных работ. Праздник, являясь традиционным элементом жизни людей, включает в себя народные и религиозные традиции. Взрослые и дети в условиях дошкольного учреждения празднуют Хэшэгэй найр (праздник урожая), Рождественские посиделки, Сагаалган (Праздник Белого месяца), Пасху, Масленицу.

Народное творчество. В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества. В процессе деятельности

(декоративная роспись, аппликация, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приёмами данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки.

Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной педагогики в подготовительной группе детского сада.

Создать совместно с родителями «Уголок Бурятии ». Это направление предусматривает получение

детьми краеведческих сведений о родном городе Улан-Удэ. Знакомство

дошкольников с гербом, флагом Бурятии дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Знакомство с историей возникновения и развития города, с особенностями быта и семейного уклада предков). В музее ДОУ, опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми о работах

народных мастеров, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую и бурятскую национальную одежду, обувь. Дети посещают достопримечательные места, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры на основе слайдов и фотографий. Большое значение имеет взаимодействие с социумом где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным

краем. Дети знакомятся с названием улиц, названных в честь знаменитых земляков.

«Историческое, литературное и художественное наследие». Дети узнают о

том, что слова гимна Бурятии написаны нашим земляком Д.З.Жалсараевым. Этот блок интересен тем, что знакомит детей с археологическими памятниками бурятской земли, с литературными произведениями детских писателей и поэтов бурятской земли, воспитывает уважение к героям - соотечественникам.

«Люблю тебя, мой край родной». В этом блоке дети знакомятся с природно - экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна республики, особенное внимание уделяется «Священному» озеру Байкал,

экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются:

беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы. Организуются экскурсии в краеведческий уголок ДОУ и музей природы Бурятии.

Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности.

Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города.

Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений.

Формы подведения итогов.

Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к малой Родине (родному городу) и чувства принадлежности к ней, заполнение карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Создание фотовыставки «Достопримечательности города Улан-Удэ».

Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии. Чаепитие детей с разными национальными блюдами.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Проектирование образовательной работы по программе

Подготовительная группа

Формы работы:

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей. Индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Месяц

Тема недели

Тема ОП

Сентябрь

1. «Бурятия – мой край родной!»

«Моя Республика, мой город»

3. «Флаг, герб¸ гимн РБ»

«Флаг, герб¸ гимн РБ»

Октябрь

1.«Достопримечательности Республики Бурятия»

«Архитектурные наследия»

3. «Столица – город Улан-Удэ»

«Путешествие по музею»

Ноябрь

1. «Природа родного края»

«Животный и растительный мир»

3. «Жемчужина Бурятии»

«Озеро Байкал»

Декабрь

1. «Красная книга Республики Бурятии»

«Исчезающий вид растений»

3. «Красная книга Республики Бурятии»

«Исчезающий вид животных»

Январь

1. «Народы и их традиции»

«Приглашение на праздник от русских и бурят»

3. «Рождество Христово»

«Обычаи и традиции Христианского праздника»

Февраль

1. «Сагаалган» (праздник белого месяца)

«Обычаи и традиции Буддийского праздника»

3. «Национальное блюдо»

«Буузы - традиционное бурятское и блюдо»

Март

1. «Проводы Зимы»

«Народные игры и гуляния»

3. «Масленица»

«Угощение блинами»

Апрель

1. «Старообрядцы»

«Обычаи, обряды, праздники»»

3. «Быт «семейских»

«В гостях у семейских»

Май

1. «День Победы!»

«Герои Бурятии»

3. «Музей города»

«Выставка военных лет»

Сентябрь

Дид/игра «Кто, где живет» (животные родного края)

Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?»

Драматизация сказки «Лиса и заяц»

Рассматривание

иллюстраций растений и насекомых

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Подкармливание птиц на территории детского сада

Экспериментальная деятельность

«Помощница вода»

Изготовление альбома

(гербария) «Природа нашего края»

Экскурсия в осенний парк

Октябрь

Чтение легенды о озере Байкал.

Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города)

Беседа «Чем дорог нам город?»

Рассматривание книги« «Жемчужина Сибири-озеро Байкал.»

Изготовление панно из природного материала «Наш герб»

Сюжетно – ролевая игра «Мы – гиды» (по слайдам)

Экскурсия по памятным местам города

Проект «Достопримечательности города»

Ноябрь

Чтение стихотворений В. Левановского

Беседа «О чем пишут поэты?»

Дид/игра «Доскажи словечко» (по стихам в. Левановского)

Чтение сказки С.Т. Аксакова

«Аленький цветочек»

Рисование иллюстраций к стихам В. Левановского

Конкурс детских рисунков по сказке «Аленький цветочек»

Конкурс на лучшего чтеца по стихам В. Левановского

Совместная поездка с родителями в музей истории города Улан-Удэ.

Декабрь

Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города

Игровое задание «О чем говорят названия»

Составление рассказа «Чем мне нравится это здание?»

Дид/игра «Заколдованный город»

Дид/игра «Догадайся по описанию»

Конструирование центральной площади города

Аппликация обрывная «Мой дом»

Изготовление макета одной из улиц города

Создание альбома рисунков «Улан-Удэ город будущего»

Составление рассказа совместно с родителями «Чем мне нравится это здание?»

Январь

Рассматривание репродукций картин местных художников

Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации)

Дид/игра «Знатоки города»

Слушание муз. произведения Н. Бежиной «Мой Улан-Удэ»

Викторина « Что я знаю о своем городе?»

Конструирование центральной площади г. Бугуруслана

Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея»

Изготовление панно из природного материала «Наш герб»

Выставка детских рисунков «Мой любимый Улан-Удэ»

Посещение выставочного зала

Папка – передвижка «Любимый город»

Февраль

Чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста»

Рассматривание картины

«Богатыри» В. Васнецова

Беседа «Наши папы лучше всех»

Просмотр слайдов

«Защитники Родины»

Изготовление поделки «Самолет» в подарок папам и дедушкам

Сюжетно-ролевая игра

«Мы солдаты»

Военно-спортивная игра «Будущие защитники»

Проект «Наши защитники» (сочинение о папах или дедушках + фото)

Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!»

Март

Составление рассказа «Моя мама»

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды

Этюд «Назови ласково»

Игра – драматизация «Найди свою маму»

Коллективное панно «Букет для мам» (флористика)

Рисование «Портрет мамы»

Выставка детских рисунков «Мамин портрет»

Конкурс «Шляпное агентство»

Проект «История национальных костюмов семейских и бурят »

Апрель

Рассказ воспитателя о знаменитых людях Бурятии.

Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди города)

Дид/игра «Опиши – мы угадаем»

Ситуация «Кем я хочу быть?»

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

Вечер подвижных игр

Эстафеты дружбы

Общение «Кто работает в городе?»

Посещение ФСК вместе с родителями

Составление альбома «Наши знаменитые спортсмены»

Май

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из воспитанников)

Чтение рассказов о ВОВ

Слушание песен о Великой Победе

Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны

Слушание песен о ВОВ

Рисование «Этот день Победы»

Х/Т (рисование) «Этот день Победы»

Высаживание цветов на аллею детского сада

Оформление альбома «Скажем «нет» войне»

Экскурсия к Вечному огню


 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение программы

Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.

 Научно-методическое обеспечение программы

Перечень программ и технологий

  1. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».- М.:АРКТИ, 2004.
  2. Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А, Михайловой, А. Г. Гогоридзе. Спб.: ООО « Издательство « Детство – пресс», 2011. – 528 с.).

Перечень пособий

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005.

2.Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.:

3.Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. – Волгоград Учитель, 2011.

  1. Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980

Формы образовательной деятельности детей


Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Дидактические игры

Продуктивная деятельность

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Рассматривание произведений искусства, репродукций

Создание коллекций

Игры

Ситуативные разговоры

Продуктивная деятельность

Проектная деятельность

Игры

Продуктивная деятельность

Рассматривание альбомов, книг, фотографий

Акции

Проектная деятельность

Экскурсии

Прогулки

Создание семейных альбомов

 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Программа рассчитана на один год работы с детьми 6-7 лет

подготовительная группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 30 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 60 минут. Общая нагрузка по программе – 1560 минут.

Данные формы НОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.

Расписание непосредственно-образовательной деятельности

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Совместная деятельность с детьми

Беседа

Ситуативный разговор

Дид/игра

Сюжетно – ролевая игра

Продуктивная деятельность

Прогулка

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Инд.

Подгр.

Групп.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для реализации программы 

В подготовительной к школе группе (6-7 лет):

  • уголок «Юный патриот», в котором находятся: государственная символика (герб, флаг и гимн Бурятии, материал для прослушивания (национальная музыка и песни);
  • дидактические игры «Загадки природы », «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»;
  • для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей; костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
  • для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
  • собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей;
  • художественная литература – произведения местных поэтов и художников: И. и П. Мелиховых;
  • привлекают внимание альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Улан-Удэ», «Древо семьи» «Песни нашего города», «Праздники», «Национальные костюмы нашего города»;
  • Оформлена выставка «Улицы моего города»
  • разработать совместный с родителями проект «Этих дней не смолкнет слава».


        

        ЛИТЕРАТУРА

  1. Борцова Л.В., Неволина Н.Н. Ребенок входит в мир социальных отношений: практическое пособие. Часть 1 / Л.В.Борцова, Н.Н.Неволина, Е.Г. Молчанова и др.; под общ. ред. Л.В. Борцовой, Н.Н. Неволиной. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. – 120 с.
  2. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», / Т.И.Гризик.-5 е изд. М.: Просвещение, 2009. -160с.
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М: Линка-Пресс, 2009.-224 с.
  5. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
  6. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  7. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера, 2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»).
  9. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  10. Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и в семье: методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений./составитель и ответственный редактор Н.М. Белянкова. – Арзамас: АГПИ, 2004. -203 с.
  11. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо –туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.-СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.-128с.
  13. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет.-Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по вариативной части "Регионально - национальный компонент"

Данный конспект предназначен для детей младшей  группы....

Проект "Мы - дети планеты Земля" (региональный и национальный компоненты).

Данная проектная деятельность расширяет представления о многообразии современного мира, формировать способность видеть сходства и различии  между людьми разных национальностей. Вызвать интерес и ...

Занятие по национальному компоненту.

Это занятие направлено на ноциональный компонент "Пиаловый узор" (Аяк--Хээзи)...

Презентация на тему "Подвижные игры, отражающие национальный компонент"

Народные подвижные игры обладают огромной воспитательной силой, в них ярко отражается образ жизни людей, национальные традиции, быт, труд.Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, в...

Конспект образовательной деятельности с использованием национального компонента "Кубань - край мой родной"

Патриотическое чувство не возникло само по себе. Это результат очень длительного воздействия на человека, начиная с детства. В результате систематической целенаправленной работы у детей может быть сфо...

Парциальная рабочая программа по регионально-национальному компоненту "Ямал-мой край родной"

Цель программы: формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем; развитие чувства принадлежности к своей «малой» Родине – Ямалу; развитие ...