Занятие по национальному компоненту.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дувак Анастасия Сергеевна
Это занятие направлено на ноциональный компонент "Пиаловый узор" (Аяк--Хээзи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pialovyy_uzor.docx618.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Аяк хээзи» («пиаловый узор»)

Цель: познакомить детейс тувинским орнаментом – «Аяк хээзи» на тувинской утвари.

Задачи: обогащение словарного запаса детей, формирование положительной эмоции от занятия, воспитывать любовь и уважение к родным национальным обычаям и традициям, патриотизм, развивать воображение, речь, внимание, память, образное представление.

Методы и приемы: наглядный – показ рисунков орнамента; словесный – объяснение, беседа, вопросы и ответы; игровой – игра «Встречаем гостей»; практический – «Собери узор».

Демонстрационный материал: рисунки – орнаменты «аяк хээзи», тувинские национальные утвари – пиала, когээржик, домбу.

Раздаточный материал: материалы или части от игры «Собери узор»

Предварительная работа: знакомство с бытом и традициями тувинского народа, экскурсия в мини-музей «Юрта».

Словарная работа: орнамент «аяк хээзи», домбу, когээржик.

Ход занятия.

- Дети, давайте встанем в круг и поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

- Молодцы, а теперь садимся на свои стульчики. Начинаем наше занятие. Вот недавно мы побывали в тувинской национальной жилище …(юрта). Да, правильно.

С давних пор тувинский народ славится гостеприимством. И говорится в этой народной пословице:

«К ветвистому дереву птицы слетаются,

В приветливую юрту народ собирается»

Когда в юрту заходят гости, хозяйка старается угостить  их :

«Кто в юрту войдет, тот чаю попьет»

Они угощали гостей с чаем с молоком и здоровались:

Амыр менди солушкаш,

Аалчымны хундулеп,

Аяк шайым баштады

Ажым-чемим салыр мен.

Хозяйка чай наливала в пиалах. Чай всегда был с молоком. Эти пиалы были очень красивыми, яркими, с орнаментом.

- А кто знает, что такой орнамент? (орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы)

- А сегодня я вас познакомлю с таким орнаментом, как «Аяк-хээзи»(«пиаловый узор»). Давайте мы с вами повторим «аяк хээзи» (показываю рисунок).

Наши предки давным-давно брали пиалу из корня березы. И эту пиалу клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности, получился круг. Внутри его сточки середины рисовали крест с загнутым под прямым углом концами и начинали рисовать узоры.  Так, с помощью обыкновенной деревянной пиалы придуман был знаменитый орнамент «Аяк хээзи».

А позднее начали говорить, что орнамент «Аяк хээзи» отражает солнце, луну, звезду, Большую Медведицу. Вот почему этот орнамент круглый. У них узоры бывают разные: в виде рога, треугольника, изгиб, и т.д.

С тех пор, прошло много-много лет. В настоящее время орнамент «аяк хээзи» используется, как украшение предметов в домашней утвари. Например, это домбу (показ рисунка)-чайник, туда наливали чай; а это когээржик (показ рисунка)- это тоже тувинская утварь типа чайника.

- Вот так появился орнамент «Аяк хээзи». Красиво, дети?

- А теперь, дети, поиграем в игру «Встречаем гостей». Представим, что мы пришли в гости в юрту. Вот эта у нас юрта. Сначала я буду хозяйкой.

- Здравствуйте, дети! Амыр-ла амыр!

- Здравствуйте!

- Проходите, проходите, мои гости дорогие!

Я угощаю детей чаем с молоком в пиалах.

- Чем я вас угощала, дети?

- Каким был чай?

- А из чего мы с вами пили чай?

- А пиалы какие? С каким орнаментом?

- Сейчас поиграем в игру «Собери узор».

Разделить детей на 2 подгруппы. Дать им части разрезанного узора, и предложить им собрать.

Итог:  - С каким с народным орнаментом мы познакомились, дети?

- Какой формы этот орнамент? Почему?

- Вам нравится такой орнамент?

- Вам понравилось занятие?

       

Приложение.

        

Отсканировано 24

Солнце. Луна. Большая медведица.

IMG0253A

Луна и звезда большой медведицы.

IMG0254A

Сияющая звезда.

IMG0255A

Орнамент с крестом.

IMG0256A

Маленькие треугольники (чадырлар).

IMG0257A

Орнамент «Аяк-Хээзи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по вариативной части "Регионально - национальный компонент"

Данный конспект предназначен для детей младшей  группы....

Конспект занятия по реализации мордовского национального компонента

в группу в ходит воспитатель в национальном костюмездоровается с гостями и детьми на мордовском языке языкешумбратада кельгома ялгат! шумбратада иднят!здравствуйте, дорогие гости! здравствуйте, дети! ...

Конспект занятия по реализации мордовского национального компонента

в группу в ходит воспитатель в национальном костюмездоровается с гостями и детьми на мордовском языке языкешумбратада кельгома ялгат! шумбратада иднят!здравствуйте, дорогие гости! здравствуйте, дети! ...

Конспект занятия по реализации мордовского национального компонента

в группу в ходит воспитатель в национальном костюмездоровается с гостями и детьми на мордовском языке языкешумбратада кельгома ялгат! шумбратада иднят!здравствуйте, дорогие гости! здравствуйте, дети! ...

План-конспект занятия по национально-региональному компоненту "В гостях у Бабушки - Загадушки"

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.    Задачи:    Образовательные:- закрепить у детей понятие обраще...

Конспект занятия по национально-региональному компоненту "Хундуткелдиг суттуг шай!".

Занятия проводилось в рамках педагогического совета на тему "Благопожелания тувинского народа"...