По региональному - национальному компоненту "Черкесское национальное платье"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Регональный - национальный компонент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_adyge_fashche.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В строгих линиях – четкость пропорций , Благородство и скромность души. Стать горянки, подтянутость горца. В горском фаше все так хороши!... Лариса Шебзухова
Черкесская женская одежда была весьма разнообразна и богато украшена . В костюм женщины входили: платье кафтан рубаха Штаны головной убор(шапка, платок) Обувь Пояс Накостники
Рубаха Рубаха являла собой род верхней одежды в доме, вне его — чаще нижней, шилась как правило из тонкого недорогого материала. Туникообразной формы с открытым воротом, рубаха имела длинные до кистей рукава, которые были довольно свободными в отличие от рукавов кафтана. В длину рубаха была ниже колен и могла доходить до икр или же до щиколотки.
Кафтан
По крою кафтан соответствовал мужскому бешмету, туго обтягивая фигуру застёгивался на длинные серебряные застёжки, расположенные на груди. Часть кафтана, на которой располагались застёжки, имела вставку из более плотного материала (чаще это был бархат красного или бордового цвета), ворот имел высокий, стоячий; рукав кафтана был узкий и длинный доходящий до кистей рук, застёгивался на пуговицу, но иногда был и свободным, выпуская из под себя наружу длинный рукав рубахи, скрывавший кисти рук. Как и платье все швы и края кафтана обшивались галуном. Кафтан обильно украшался вышивкой, иногда золотое шитьё заменяло на груди серебряные застёжки, в этом случае орнамент в вышивке был геометрический или близкий к нему по мотивам.
Нагрудник
Нагрудные застёжки Нашитые спереди на груди кафтана продольные застёжки, плотно посаженные друг ко другу, спускались от ворота к поясу, и их количество, как правило, составляло 16 пар. Застёгивались они на своеобразную литую серебряную петлю, застегнуть их возможно было только при натягивании, что говорит о плотном прилегании кафтана к фигуре. Верхняя застёжка, находившаяся под воротом кафтана, во многих случаях имела фигурную форму, сами застёжки были литые, украшались гравировкой и зернью, реже позолотой или чернью. К концу XIX века, в ходе распадения женского кафтана на отдельные элементы женского костюма, застёжки стали выполнять роль украшения платья, появился «нагрудник» — со стоячим воротом, имитировавшим кафтан под платьем с нашитыми застёжками. В этот период времени появляются и новые варианты застёжек в виде фигурных элементов, напоминающих орнамент в золотом шитье. Такие застёжки были довольно массивной формы, их количество, как правило, не превышало 3-4 пар. Так же появляются «нагрудники», украшенные золотым шитьём с симметричным растительным или геометрическим орнаментом. В основном нагрудник шили из плотных и дорогих тканей — шёлк или бархат.
Виды нагрудников
Платье По цвету и крою шились и допускались в меру яркие тона — шёлк или бархат красных оттенков, парча, белые тона, но, никогда не использовались пёстрые и очень яркие ткани, пестрота в одежде считалась признаком дурного вкуса. Праздничное платье чаще было распашным с открытой грудью, по длине доходившим до пят. Способов ношения было несколько: С поясом под платье ( пояс надевался на кафтанчик и поверх уже надевалось платье). Застёгивалось такое платье шнурком, от груди и до пояса по краю ворота пришивали петли, по которым затягивался шнур крест на крест, оставляя между бортами открытым небольшое расстояние, но при этом плотно обтягивая платье по стану; С поясом на платье .Платье застёгивалось на пуговицу у талии, или же на несколько пуговиц от груди до пояса и уже поверх подпоясывалось. Длина рукава платья в большинстве обоих случаев доходила до локтя, край рукава украшался вышивкой или широким галуном, но так же шили платья с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. В таких случаях платье чаще носилось без нарукавных подвесок. Край ворота украшался вышивкой или серебряными нашивками, их количество зависело от формы — плоские, в виде фигурных бляшек (в большинстве по три с каждой стороны) или подвески миндальной формы (от 4 до 9 с каждой стороны ).. Края платья по подолу украшались золотым шитьём, орнамент преобладал растительный в виде бордюров, отдельных растительных мотивов, реже преобладали зооморфные мотивы, солярные и геометрические знаки.
Адыгский (черкесский) женский пояс не был обязательной частью костюма женщины (во многих случаях он отсутствовал), но имелся он в гардеробе как правило только у женщин и девушек из состоятельных семей. С начала XX века в моду черкешенок, как и большинства женщин Северного Кавказа, входят пояса с фигурными пряжками, полностью сделанные из металла. Эти пояса, как правило, состоят из девяти скреплённых звеньев и венчаются спереди пряжкой сложной фигурной формы. Сохраняются и пряжки но только уже фигурной формы, на кожаных или бархатных ремнях. Пояс
Головные уборы Шапки По названиям шапки можно разделить на два типа: — высокие с конусообразной или округлой верхушкой, которая полностью или большей частью была покрыта золотым шитьём « вприкреп », а по околышу обтянутые чередующимися золотом и серебром галунами. второй тип — не высокие, цилиндрической формы или в виде усечённого конуса шапки из шёлка или бархата, украшенные золотым шитьём способом «гладь». Верх шапки венчал серебряный или плетённый из золотой тесьмы шар небольшого размера, по верхнему краю околыша пришивались серебряные или плетённые из тесьмы нашивки в виде маленьких шариков, у височной части в редких случаях были подвески так же из серебра или в виде басонных изделий. Поверх таких шапок как правило накидывалась лёгкая вязанная шёлковая шаль или газовый шарф. Второй тип шапок отличается от первого размерными вариациями, формой верха и способом вышивки. Высота околыша этих шапок была весьма разнообразной от 3 до 6 см, верх шапки всегда был плоским в центре, как и в предыдущем типе имелась венчающая фигурка из серебра в виде маленькой птицы, полумесяца или шара. Околыш и верх украшался тесьмой и вышивкой, орнамент чаще был растительного характера в виде побега, на верхушке — в виде розетки. Платки и шали В цветовой гамме, как и в основной одежде, шали были сдержанных тонов, предпочтения отдавались белым, бежевым, темным с неброским рисунком, чёрным цветам. Покупным шалям часто меняли бахрома на ручные. Помимо покупных шалей черкешенки так же вязали легкие белые шёлковые шали, носили их девушки поверх шапки.
Платки и шали В цветовой гамме, как и в основной одежде, шали были сдержанных тонов, предпочтения отдавались белым, бежевым, темным с неброским рисунком, чёрным цветам. Покупным шалям часто меняли бахрома на ручные. Помимо покупных шалей черкешенки так же вязали легкие белые шёлковые шали, носили их девушки поверх шапки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
ООД Кукла в национальном платье
Конспект интегрированного занятия...
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
Выступление на мероприятии региональной стажировочной площадки "Национальные игры народов России как средство обогащения словарного состава детей-инофонов в процессе изучения русского языка"
приказ о проведении, план-программа семинара...
Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Национальный чай с молоком» (Национально - региональный компонент)
Цель: формирование представлений о чайной традиции тувинского народа.Задачи:Образовательные: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития.Развивающие: развивать у р...
Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...