Игровые технологии в Петербурговедении для детей дошкольного возраста
статья

Матевосян Кристина Матевосовна

Игровые технологии в петербурговедении для детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по изучению с дошкольниками истории и культуры родного города Санкт-Петербурга. Большое значение уделяется дидактическим играм, решающим задачи не только повторения, закрепления  изученного материала, но также и  развития познавательного интереса, любознательности, любви к родному городу.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одно из важных его направлений - изучение истории родного края. Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников. Почему? Во-первых, материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения и понимания детьми. Во – вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших свой творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия ребенка-дошкольника. В-третьих, объем знаний, которыми  должны овладеть дети, довольно велик. А знания эти очень важны! Встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?»

Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания  и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника  на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как  в совместной деятельности, так и в индивидуальной. Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.

Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:

«Чего не хватает?» «Выбери недостающую деталь» «Найди лишнюю картинку» «Узнай картинку по ее части» «Сложи изображение из частей» «Составь архитектурно-скульптурный  ансамбль» «Собери пары картинок» «Узнай по силуэту» «Подбери  к силуэту его изображение» «Найди ошибку художника»

Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:

«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе) «Кто больше назовет…?» «Аукцион петербургских названий» «Правда – неправда» «Петербургский кубик» «Кто ответит быстрее?» «Узнай по описанию» «Придумай вопрос» «Я знаю пять названий»

Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:

«Найди лишнее слово» «Назови одним словом» «Полслова» «Составь слово из слогов (из букв)» «Доскажи словечко» «Закончи предложение» «Отгадай слово по первым звукам» «Петербургские рифмы» «Какой – какая»

Игры, направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

«Петербургская математика» «Найди правильное число»

Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:

«Петербургские ассоциации» «Изобрази скульптуру» «Отгадай скульптуру по пантомиме» «Черный ящик»

Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:

«Петербургский навигатор» «Встаньте правильно»

В этой условной классификации каждая игра способна реализовать сразу несколько воспитательных  и образовательных задач: освоение правил поведения в общении с детьми, взрослыми, городом; развитие речевых форм общения в разнообразных ситуациях, возникающих при контактах людей в городе; воспитание у детей самостоятельности в решении жизненных ситуаций; развитие творческих способностей детей в преобразовании игровых сюжетов, отражающих их поведение в городе; воспитание интереса к родному городу; развитие чувства сопереживания к людям, городу как живому существу; сознательное овладение речевыми средствами общения; развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности; выработка у детей положительных черт характера, способствующих доброжелательному общению; освоение понятий, связанных с городом (улица, проспект, город); знакомство с основными достопримечательностями города; развитие самостоятельности в придумывании игрового сюжета на петербургскую тематику; воспитание любви к городу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

«Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка» - эта фраза известна каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал, преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше...

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...