Дидактическая игра как инновационная игровая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Воспитание детей в творческой игре»
Большое значение игры для воспитания ребенка давно признано педагогикой. Дидактическая игра решает важные образовательные и воспитательные задачи и занимает особое место в работе с детьми. Мы, педагоги, включаем игру в календарно-тематическое планирование, т.к. она связана с плановой педагогической работой, с обучением по программе. Так, составляя перспективный план на месяц, воспитатель обдумывает, какие задачи могут быть решены с помощью дидактических игр и как это сделать (задача игры, игровое действие, игровое правило, материал). Этот план помогает воспитателю в целом представить себе работу по руководству играми (не только дидактическими). От воспитателя требуется внимательное наблюдение за детьми, постоянное обдумывание того, как своевременно применить тот или иной прием воздействия, дать игре нужное направление. Дидактические игры можно проводить как на непосредственно организованной деятельности, так и в режимных моментах: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерыве между занятий, на прогулке, во второй половине дня.
Дидактическая игра всегда сопровождается словом. Роль слова в игре разнообразна. С помощью слова ребенок создает образ, понимает и выполняет правила игры, озвучивает свою мысль, комментирует игру, делится впечатлениями. Поэтому в игре существуют условия для упражнения в связной речи, в диалогической, в рассказывании. В игре дети в разных комбинациях многократно употребляют новые для них слова, обороты речи, слышанные от взрослых или сверстников. Благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.
Материалом для игры, определяющим ее содержание, служит также чувственное восприятие ребенка. На детей оказывают влияние впечатления, полученные в семье, детском саду, на улице, впечатления от рассказов и сказок (впечатления накладываются на прежние, наблюдения жизни соединяются с содержание книг). В игре происходит обогащение и переработка его чувственного опыта, знание поднимается на высшую ступень. Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребенка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети не бывают равнодушны к тому, что представляют, они искренне переживают свою роль, входят в образ. Поэтому игра оказывает большое влияние на формирование их моральных качеств, выработку определенного типа поведения.
В игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли (делиться на группы, команды), считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и отдельным детям.
Воспитатель оказывает влияние на выбор темы игры, на развитие ее сюжета. Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы любой игры, в том числе дидактической, – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, их профессиями, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кино- и мультфильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.
У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы.
Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Это способствует успешному развитию игрового творчества.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Поэтому воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается, если педагог серьезно относится к детской игре, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Особое внимание педагогу нужно уделять начальному этапу игры – выбор темы, обсуждение его содержания (правила игры), обсуждение хода игры. Последовательности в развитии сюжета, законченности игрового действия больше всего способствует предварительное обсуждение с детьми темы игры, подбор наглядного материала. Дети задумываются над ходом игры, знают, чтО каждый будет делать, чтО должно быть раньше, чтО позже. Предварительное обсуждение хода игры важно для развития целенаправленности творческой мысли и фантазии дошкольников. Их игровое творчество направляется на достижение заранее поставленной цели, которой подчиняются все действия играющих детей. Во время игры намеченный план может изменяться, развиваться, дополняться, но он объединяет детей для достижения общей цели, требует согласованных, последовательных действий. Это все помогает организовать игру. Дети через короткое время сами, без воздействия воспитателя, начинают договариваться об игре, заранее готовить нужные для нее вещи.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Если ребенок видит заинтересованность педагога в игре, то он играет с бОльшим воодушевлением и настойчивостью.
Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные, понравившиеся детям игры, развивает инициативу ребят, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры. Замечая, что несколько детей хотят порисовать, воспитатель предлагает им поиграть, например, в игры-забавы с карандашами: нарисовать в окошечке перфокарты только один предмет и назвать его свойства и качества (цель игры: расширить представления о различных свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие предметы). Или после игры с машинами ребятам можно предложить игру «Автомобили»: дать каждому ребенка по конверту, в которых находятся разрезные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей, и по команде каждый участник начинает «собирать» свой автомобиль; игра заканчивается тогда, когда собраны все автомобили и дети определили у кого грузовой автомобиль, а у кого – грузовой (цель игры: закрепить умение находить недостающие детали, собрать предметы из основных частей и помочь понять детям, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета). Предложение игры оказывается удачным в том случае, если оно совпадает с интересами детей, их впечатлениями, переживаниями. Действия участников игры становятся согласованными, организуются объединяемые общими интересами дружные игровые коллективы. Такого уровня игрового творчества дошкольники достигают только благодаря воспитанию, благодаря систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя. Игры детей становятся более содержательными и интересными, более ценными в образовательном процессе.
РОЛЬ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Несмотря на то что в подготовительной к школе группе возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает готовить детей к школе.
Творческая игра у детей седьмого года жизни достигает своего расцвета. Содержание игр богато и разнообразно, в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру средством формирования личности, воспитания нравственных качеств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию важных для школы качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости в осуществлении цели.
В подготовительной к школе группе необходимо создать условия для длительных игр, которые особенно способствуют развитию познавательных качеств. В этих играх дети приучаются действовать по плану, согласовывать свои замыслы с товарищами.
Большое значение для подготовки детей к школе имеют игры с правилами, подвижные и дидактические. Содержащиеся в них упражнения организуют и дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную, грамматически правильную речь.
Игры содержат элементы соревнований в сообразительности, находчивости детей. Это активизирует мысль каждого ребенка. Соревнование – сильный побудитель к достижению успеха, к преодолению трудностей. Но оно таит и опасности: у детей легко создается нездоровый азарт, могут возникнуть дурные чувства – зависть к победителю, насмешливое отношение к побежденным. Но этого можно избежать, если в группе создан дружный коллектив и дети привыкли доброжелательно относиться друг к другу и охотно помогать друг другу.
Дети, приученные к играм, в которых выполняются правила игры и нормы культурного поведения, придут в школу хорошими товарищами, активными участниками школьной жизни, спортивных игр и соревнований. Они придут в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями. Таким образом, в подготовительной к школе группе для детей нужно создать содержательную жизнь, заполненную интересными занятиями, трудом, играми. Это поможет ребятам в их новой школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционноерисование , как средство формирования творчества у детей дошкольного возраста.
Данная статья предназначена для педагогов, она поможет раскрыть суть нетрадиционного рисования, при формировании творчества.Развития творчесства-одна из задач для педагогов.Для...
Дидактическая игра как инновационная игровая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы по самообразованию...
Дидактическая игра как инновационная игровая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста
Дидактические игры в средней группе...
КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно...
Альбом "Дидактические игры и упражнения по формирование логического мышления детей дошкольного возраста"
Альбом "Дидактические игры и упражнения по формирование логического мышления детей дошкольного возраста"...
Фотоотчёт «Дидактические игры и упражнения по формированию логического мышления детей дошкольного возраста.»
Фотоотчёт «Дидактические игры и упражнения по формированию логического мышления детей дошкольного возраста.»...
Отчетность в рамках деятельности инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста".
Отчет за год работы инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста"....