Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру по теме
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает хорошие педагогические результаты. Работа над данной темой построена на организации взаимодействия ребенка (дошкольного возраста) с природой ближайшего окружения, познанием того, что растет и кто живет рядом с ним. Считаю что дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ns_portala.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы:
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает хорошие педагогические результаты. Работа над данной темой построена на организации взаимодействия ребенка (дошкольного возраста) с природой ближайшего окружения, познанием того, что растет и кто живет рядом с ним. Считаю что дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Цель моей работы – с помощью экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития. Развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.
Моя работа по экологическому воспитанию организовывается в форме – игры, беседы, наблюдения, экспериментирования.
В группе организована экологическая развивающая зона, в ней представлены: игры, книги, пособия, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал, ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
Также в своей работе я использую дидактические экологические игры и упражнения.
«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.
«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.
«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…
«Где спряталась куколка» - закрепление знаний детей о частях растений, развивая – любознательность, наблюдательность, находчивость.
«Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.
Различные ботанические, зоологические – лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов. Формируя навык пользования моделями. В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: календарь наблюдения за погодой (адаптированный на младший дошкольный возраст). Как живет растение – на панно ребята смогли увидеть не только наземную но и подземную часть (корневую) растения. «Где живут лесные животные» - нора, берлога, дупло. Напольное игровое пособие для обыгрывания и изучения различных экосистем природы. В игровом пособии отражены - луг, поле, пашня, лес, водоемы – река, заводь, озеро. Ребята самостоятельно с помощью моделей животных, рыб, деревьев, людей, постройки зданий из деталей конструктора, могут обыграть любую ситуацию жизни зверей, посадить деревья, цветы, с помощью тракторов и машин обработать поля (вспахать и засеять). Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры детей так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется настенное панно (фланелеграф) на котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, вносят объекты живой и неживой природы, тем самым выделяют и анализируют основные признаки сезонных изменений. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Заключение.
За период обучения ребята (зрительной группы) научились наблюдать за сезонными изменениями, за погодными явлениями, научились выделять основные признаки сезонных или погодных явлений. Научились сравнивать и анализировать на примере природного материала. Научились ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, освещение) – поняв значимость всех этапов ухаживания человека в жизни растений.
В осенний период ребята познакомились с «дарами осени», с разнообразным природным материалом. Была собрана коллекция листьев, плодов деревьев - шишек, желудей, крылаток клена, рябины., каштана. Разнообразие природного материала позволило ребятам увидеть множество – форм, размеров, окрасок. Совместно с ребятами оформляли композицию из осенних листьев, где ребята приобрели не только трудовые навыки но и художественно – эстетические, а также открыли в себе «дар фантазеров» используя в поделке тот или иной природный материал.
В зимний период ребята увидели роль человека в жизни птиц. Ребята имели возможность кормить птиц в «зимней столовой» - кормушке и наблюдать за поведением и разнообразием птиц (обращая внимание на размеры, окраску, выделяя основные признаки той или иной птицы) Также в зимний период ребята познакомились с разнообразием форм воды (твердая жидкая), цвет (прозрачная). Были проведены эксперименты на прогулке по превращению «твердой воды» в «жидкую воду». На занятиях ребята узнали о жизни и поведении (повадках) животных (лесных) и (городских) в зимний период времени.
В весенний период ребята участвовали в посадке лука. Ребята активно участвовали в выращивании лука, и увидели значение воды и света в жизни растения, а также значение бережного ухода со стороны человека. В группе ребята смогли понаблюдать за веточкой тополя, которую принесли с прогулки, найдя ее на земле. Поставив веточку в воду, ребята наблюдали что веточка «пьет воду», как набухают почки, появление сережек и появление первых зеленых листочков, в то время когда на улице появление листьев на деревьях еще не наблюдалось. Ребята с интересом наблюдали за деревьями на территории ДОУ, смогли для себя увидеть разнообразие форм, размеров, окраски коры деревьев.
За период обучения ребята (зрительной группы) смогли понять и увидеть роль человека в жизни и развитии природы. Начали овладевать системой нравственных норм по отношению к природе, используя имеющий опыт и знания, полученные в игровых упражнениях и на игровых занятиях по воспитанию экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Презентация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
В презентации рассматривается классификация игр, особенности игровой деятельности по возрастным группам....
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".
Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование – является первой ступенью в...
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок нак...