Чудо северного пряника
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00134ed5-f3f0ef74.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34 «Золотой ключик»
города Северодвинска Архангельской области
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чудо северного пряника» с использованием средств мультимедиа.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Казунина Ольга Анатольевна
Северодвинск 2017
Когда то бабушка моя пекла
Козули вкусные приятные.
Весь день готовить их могла
И были они очень ароматные.
А запах шёл от пряников такой,
Что голова от этого кружилась.
Он вкусный был и очень мне родной
И мне казалось это все приснилось.
Козули были в доме на столах,
Они сушились, запах издавая,
А бабушка была вся при делах
И радовалась как ребёнок угощая.
ЦЕЛЬ: Знакомство и роспись детьми традиционного Архангельского пряника-козули.
ЗАДАЧИ:
- Расширять знания о промысле северного края – прянике-козуле.
- Учить расписывать северный пряник;
- Развивать умения работать с информацией;
- Развивать речевую активность путем обогащения их словарного запаса, учить отгадывать загадки.
- Воспитывать любовь, уважение к традициям северного края и передаче опыта от поколения к поколению.
МАТЕРИАЛЫ: телевизор, ноутбук, мультимедийная презентация, тесто из разных сортов муки (пшеничная и ржаная), жжёный сахар, заготовки козуль из солёного теста, глазурь для украшения пряников, доски, формы для изготовления козуль, кондитерские шприцы для росписи пряников, карта России, фотографии пряников-козуль.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о русском Севере, о людях – поморах, о традиционных промыслах Поморья.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся.
-Где мы с вами живем? (на Севере)
-Посмотрите, на карту вот это наш северный край, а на берегу какого моря мы с вами живем? (Белого моря)
- А вы знаете как называют людей, которые живут на побережье Белого моря? (Поморы)
-Правильно. Здесь издавна живут русские люди, которые называют себя поморами, мы с вами тоже поморы. Поморы были и есть большие мастера, которые бережно хранят свои традиции.
- Дети, как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей)
-Какие традиционные промыслы и ремесла поморов вы знаете? (ответы детей)
- Да, молодцы! Я хочу подробней познакомить с одним из этих ремесел, а с каким вы догадайтесь.
Сюрпризный момент: «Посмотрите внимательно, есть ли в нашей группе, что-то новенькое, какой-нибудь предмет, которого вы раньше не видели» дети находят коробку
- Догадайтесь, что здесь может быть? Чтобы легче было отгадать, я вам прочитаю загадку:
Maленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит.
- Как вы думаете что это?
Дети: КОЗУЛЯ.
-Ребята, а вы знаете, что это такое?
Дети: Это пряник, который пекли наши прабабушки и прадедушки и он называется КОЗУЛЯ.
- Как вы думаете, откуда пошло такое название пряника?
(Дети высказываются о происхождении слова.)
- Название сохранилось с давних времен, когда коза была символом плодородия (богатого урожая), считалась «духом хлеба». А еще есть мнение, что козулями называли всех животных с рогами (олени, бычки, козлики, коровки). « Козуля - это не только сладость, но и в дом радость».
- На какие праздники пекли пряники? (Новый год, Рождество, Пасху)
- Молодцы! А теперь пройдем на ковёр и сядем на стульчики.
В каждой области были свои способы изготовления пряников.
А у нас в Архангельской области свои пряники – узорные, силуэтные, вырубные.
- Как вы думаете, какие продукты нужно взять, чтобы испечь козули?(Мука, сахар, соль, и т.д.).
- Хорошо, а мука бывает разная: пшеничная (белая) и ржаная (темная) (показ детям разной муки). Какую использовали муку, чтобы испечь пряники. (Ответы детей)
- Ну, конечно, раньше козули, изготавливали из ржаного теста. Из белой пшеничной муки пекли пряники только для богатых, потому что она была редкая и очень дорогая.
- А сейчас козули пекут из какой муки?
- В наше время пряники пекут из пшеничной, но почему они получаются такие темные?
- Сейчас, чтобы пряник получился коричневым, мастера пережигают сахар до темного цвета и затем добавляют его в тесто. (Показ сахара темного цвета)
Мастера делали тесто, затем пряники вырубали из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм, которые в каждой семье были свои. (Показ детям форм для пряников)
Особые традиции были в изготовлении таких пряников.Животных изображали в профили, смотрящими налево, а людей прямо.
- После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью.
- Глазурь какого цвета чаще всего использовали для росписи козуль?
(розовые, белые, зеленые, нежные, спокойные и т.д.)
- Посмотрите, как можно украсить пряник. Эти узоры состоят из разных линий, каких? (Это линии - прямые, волнистые, ломаные, а ещё из точек, сеточек, капелек и т.д).
- Сегоднямы с вами тоже будем украшать пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.
- Но сначала немножко поиграем, разогреем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
-А теперь пройдем к столам, и сядем расписывать наши козули. Вы уже знаете, какими узорами можно украшать наши пряники, и приступайте.
Дети выполняют работу, воспитатель помогает советом.
-Какие вы сегодня молодцы, постарались как настоящие мастера – поморы. Давайте поставим наши работы на выставку, пусть все любуются.
- Вам понравилось? С каким традиционным изделием поморов, мы сегодня с вами познакомились?
Семейные традиции по изготовлению пряников бережно передавались от поколения к поколению. Сейчас этот народный промысел известен многим, а архангельские мастера приезжают в разные города и дают мастер-классы по изготовлению пряников.
И в заключении ребёнок читает стихотворение.
Что за пряник здесь чудной
Ароматный и резной.
Сладким запахом манит
Угощаться всем велит.
Северные мастерицы
Пряники пекли в светлице!
Пока пряник выпекаешь,
Всех зверюшек повстречаешь!
Олененок, медвежонок,
Белка, уточка, цыпленок.
Здесь и зайчик, и косуля
Пряник наш зовут…козуля.
Список литературы:
- Новая детская энциклопедия. Москва « Махаон», 2010
- Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера /Под ред. Шпикаловой Т.Я..- М.: Туманит.изд. центр ВЛАДОС,2001
- Конышева Н.М. Секреты мастеров: Учебник для 4 класса.-Издательство «Ассоциация 21 век»,2003
- Интернет – ресурсы: https://ru.wikipedia.org
- http://rodnaya-tropinka.ru
- http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Что за чудо - пряники!"
Цель: изучить способы приготовления пряников и доказать, что пряники можно приготовить и в домашних условиях.Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения пр...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые пряники выпекали еще на Руси и называли медовым х...
Презентация экологического проекта "Есть в свете чудо - Северное сияние".
Экологический проект для дошкольников с опытно-экспериментальной деятельностью....
Конспект по изобразительной деятельности с детьми средней группы.Тема:"Что за чудо пряники"
Работа с тестом...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ СТЕПАНА ПИСАХОВА "Чудо - северные сказки"
Знакомить дошкольников с именем знаменитого земляка С.Г. Писахова, обобщать знания детей о творчестве писателя Архангельской области, знакомить с особенностями северного говора и народными традиц...
Что за чудо этот пряник!
Материал подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Открытое занятие для старшей группе в форме мастер-класса по росписи Северного пряника (Козуля)
Назначение мастер-класса: для детей и педагогов.Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусство...