ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ СТЕПАНА ПИСАХОВА "Чудо - северные сказки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кучинская Надежда Павлиновна

Знакомить дошкольников с именем знаменитого земляка С.Г. Писахова, обобщать знания детей о творчестве писателя Архангельской области, знакомить с особенностями северного говора и народными традициями через народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий литературной гостинной26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования "Город Архангельск"  
"Детский сад комбинированного вида № 123 "АБВГДейка"

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИНАЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ  

   СТЕПАНА ПИСАХОВА.

«Чудо – северные сказки»

Кучинская Надежда Павлиновна – воспитатель

г. Архангельск

Цель:

Создать условия для познавательной и исследовательской деятельности детей о культурном наследии Архангельской области, через изучение творчества С.Г. Писахова.

Задачи:

  • знакомить дошкольников с именем знаменитого земляка С.Г. Писахова, обобщать знания детей о творчестве писателя Архангельской области;
  • знакомить с особенностями северного говора и народными традициями через народные игры и просмотр мультфильма «Не любо – не слушай»;
  • учить понимать особенности сказок: правда-небылица, шутка-всерьез;
  • обогащать словарь детей образными народными выражениями;
  • формировать знания о живой и неживой природе Русского Севера, развивать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • закладывать основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Демонстрационный материал:

презентация «Степан Григорьевич Писахов. Писатель и художник.», проектор, репродукции с картин С.Писахова, северная народная утварь, атрибуты к инсценировке и  играм (снежинки; апельсин, пробка, цепочка, пирог, свисток, волк, собака, рубль,   чашка,  белый медведь, чашечка с блюдцем,  пряник);  

портрет  С. Писахова, выставка литературы и детских рисунков по произведениям С. Писахова.

Предварительная подготовка:

  • серия литературных вечеров с детьми и родителями  по ознакомлению с творчеством писателя-сказочника С. Писахова (презентации, чтение произведений, просмотр мультфильмов, рассматривание репродукций с картин С. Писахова и т.д.);
  • экскурсия в музей С. Писахова  в сопровождении родителей,
  • экскурсия по улице Чумбарова-Лучинского в г.Архангельске (рассматривание скульптур героев произведений С. Писахова);
  • посещение мероприятий по творчеству северного писателя  в  КЦ «Цигломень» ( просмотр инсценировок);
  • рисование по сказкам северного сказочника;
  • разучивание народных  и  познавательно-речевых игр;
  • подготовка инсценировки «Чудо – северные сказки» (коллаж по сказкам С. Писахова).

 Мероприятие проводится  совместно с родителями и детьми в зале,  обустроенном  в виде северной избы; на экране портрет сказочника, оформлена выставка литературы и детских рисунков по произведениям С. Писахова.

Ход:

Гостей встречает ведущая  в образе Хозяюшки.

Хозяюшка:

 Жил угрюмый старичок

Маленького роста.

Сказки сказывал в свой век

Живя довольно просто.

Про медведей, про моржей,

Про архангельских людей.

Как на Севере живут,

Где рыбачат, как поют,

Как грустят, как веселятся,

Как по морю к ним добраться.

В сказках реки есть, моря,

В них вся поморская земля.

Сказителю от нас поклон!

Сказок чудный перезвон

Теперь звучит со всех сторон.

Степан Григорьевич Писахов – наш архангельский художник и писатель- сказочник. Степан Григорьевич всю свою жизнь прожил в городе Архангельске и очень любил свой город. Писахов на ходу мог придумать сказку. Где с былью, а где и с небылицами. Все сказки Степана Григорьевича – о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. А, вы читали сказки Писахова? Какие знаете? 

Дидактическая игра «Кузовок».

Воспитатель достает из кузовка предмет, а дети должны назвать к  какой сказке  С.Г.Писахова  он относится.

Предмет  

  Сказка

Апельсин

«Апельсин»

Пробка    

«Перепелиха»

Цепочка

«Налим-Малиныч»

Пирог    

«Пирог с зубаткой»

Свисток

«Громка мода»

Волк

«Морожены волки»

Собака

   «Собака Розка»

Рубль

«Архангельска богатейка»

Чашка

   «Звездный дождь»

Белый медведь

«Не любо - не слушай»

Чашечка с блюдцем  

«Самоварова семья»

Пряник  

«Пряники»

Редька

  «Сахарна  редька»

 

Хозяюшка: а какая редька по вкусу? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая. И называется сказка «Сахарна  редька» (приглашает детей встать в круг): «Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись её ись».

А теперь, дети, повторяйте за мной!

- Ели редьку кусками,

Ели редьку ломтями, (руки вверх-вниз)

Ели редьку с солью,

Ели редьку голью, (наклоны в стороны)

Ели редьку с квасом,

Ели редьку с маслом, (наклоны вперед)

Ели редьку мочену,

Ели редьку сушену, (приседания)

Ели редьку с хлебом, (правая рука в сторону)

Ели редьку с кашей (левая рука в сторону)

Ели редьку с блинами,

Из редьки кисель варили,

с редькой чай пили! (развести руки в стороны три раза)

- Вот так здорово! Вот так редька! Садитесь на стульчики и давайте поиграем в игру «Переводчики»

Познавательно-речевая игра «Переводчики».

 Детям предлагается перевести на современный язык слова и фразы из произведений  С. Писахова.

«Животина» - животное.

«Робята» - ребята.

«Объяснительно сказать» - рассказать понятно, подробно.

«В прежно время» - раньше, в дальние времена.

«Обзарился» - позавидовал

«Быват» - бывает.

«Досточка» - доска.

 «Хошь» - хочешь.

 «Обнова» - новая одежда.

«Поветь» - сеновал.

«Басится» - прихорашиваться.

«Взаболь» - в самом деле, вправду.

«Кинать» - бросать.

«Обряжаться» - хозяйствовать, стряпать.

«Паужна» - перекус между обедом и ужином.

«Пахать» - выметать.

«Пешня» - род лома для пробивания льда

«Поветь» - сеновал.

«Порато» - очень, сильно.

«Прибасы» - украшения

«Шаньга» - ватрушка с кашей, с мятым картофелем, творогом или покрытая сверху сметаной.

«Шаять» - тлеть

Хозяюшка: - Вот так говорили в старые времена. А сейчас расскажем, чем занимаются люди в сказках Степана Григорьевича в свободное время.

  «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работаем, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим.  Бабы да девки с бани дёргают, а робята с заборов (дети, одетые в народные костюмы, собирают снежинки с элементов оформления).

Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят - как месяц светит! Да ещё из сиянья звёзд наплетут, на лоб налепят  (дефиле девочек со снежинками в косах) Страсть сколь красиво! Просто андели! Про наших девок в песнях пели:

                          У зари, у зореньки

                         Много ясных звёзд

                        А в деревне Уйме им и счёту нет! (дети поют)

Девки по деревне пойдут – вся деревня вызвездит.»

Хозяюшка: Предлагаю поиграть в игру «Тетёра шла» (северная народная игра).

Тетёра шла, моховая шла,

По за реченью, по за каменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А последнего детёныша оставила.

(Дети и взрослые проходят через «ворота», образованными двумя взрослыми, на последние слова руки опускают и ловят тех, кто оказался в кругу.)

Хозяюшка: 

Кто пришёл сюда играть? – «Я»

Книжки умные читать? – «Я»

Кто из вас не любит скуки? – «Я»

Кто здесь мастер на все руки? – «Я»

А кто книжки бережёт? – «Я»

Книги под кровать  кладёт? – … (Не «Я»)

- Будем мы сейчас играть, на вопросы отвечать  и сказки вспоминать.

«Викторина по сказкам С.Г. Писахова» (Презентация)

Хозяюшка:

- С.Г. Писахов как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинный обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь Северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу.

Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, добра и силы. В них заложена вся великая духовная культура нашего народа: по содержанию и героям, сказки Писахова напоминают народные бытовые сказки;

по композиции – волшебные народные сказки;

язык близок к народному, много пословиц и поговорок.

В нашем северном краю много талантливых писателей. Советуем почитать не менее интересные произведения Бориса Викторовича Шергина.

Источники:

  1. Степан Писахов. Сказки. Северо-западное книжное издательство, 1978.
  2. Шергин Б.В., Писахов С.Г., Честняков Е.В., Ерошенко В.Я. Северные сказки.- Саратов, Малое предприятие «Надежда», 1993.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Мультфильмы.

Приложение: выставка рисунков, фотографии с мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северная сказка. Сценарий ко Дню Матери

Сценарий основан на ненецкой сказке и разработан для логопедической подготовительной группы....

Русская северная сказка "Про семью про дружную всем такую нужную!" ( для инсценировки в детском саду)

Сказка воспитывает у детей семейные ценности: теплоту отношений, взаимопонимние, поддержку друг друга  в трудных обстоятельствах....

"Северная сказка" (конспект новогоднего утренника на хантыйском материале)

Конспект новогоднего утренника  "Северная сказка" для подготовительной группы детского сада. Создан на основе материала сказок народов Севера, а также сказки Г.Х.Андерсена "Снежная...

Сценарий инсценировки северной сказки "Кукушка"

Сценарий инсценировки северной сказки "Кукушка"...

Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка"

Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка" для средней, старшей и подготовительной групп детского сада...

Инсценированная сказка «Северная сказка»

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсце...