Открытое занятие для старшей группе в форме мастер-класса по росписи Северного пряника (Козуля)
план-конспект занятия (старшая группа)
Назначение мастер-класса: для детей и педагогов.
Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси.
Знакомить с русскими обычаями, формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога , детей в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.
Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.
Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyati_master-klass.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для старшей группы в форме мастер-класса по росписи Архангельских пряников (Козуль)
Назначение мастер-класса: для детей и педагогов.
Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси.
Знакомить с русскими обычаями, формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога , детей в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.
Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.
Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.
Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры, возможность использовать полученные знания.
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Методы: информационный (словесный, иллюстративный.
Оборудование и материалы: Аппаратура для показа презентации «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников.
Ход занятия
1.Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала
2. Сообщение нового материала.
3. Целеполагание.
4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового материала.
5. Анализ работ и подведение итогов.
Информационная часть.
Дети видят домик и стучатся, попадают в гости к бабушке.
Выходит бабушка в народном костюме.
Бабушка Ульянушка:
Здравствуйте, ребятки!
Розовые пятки,
Умные головушки,
Звонкие соловушки!
Я бабушка Ульянушка.
Я всегда рада гостям,
Проходите
Основная часть.
Бабушка: Внучата, а вы любите пряники?
Дети: да
Бабушка: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров.
Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся тарелочки с разными продуктами , понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.
Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. По сей день поморы не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат.
На Поморье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник». Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.
Козуля – это попросту пряник, называются от слова «коза» - козули. Но козули делают не только в виде козы, но и других животных. (показывает игрушку козу, предлагает поиграть)
К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Пряник вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм.
У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов –палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.
А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?
Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек.
Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой.
Малоподвижная саамская игра «Коза»
Педагог: «Ой Ребята совсем забыла, собралась я на ярмарку пряники продавать. Испечь их успела, а расписать нет. Пряников много, а я одна. Пока все козули распишу, ярмарка закроется.» Поможете мне?
Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их.
Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо помыть руки и одеть перчатки.
Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.
Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.
У вас на столах пряники, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце занятия оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.
Закрепление нового материала:
1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?
2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? (Северная палитра красок - много снега и мало солнца)
Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?
«Воспитание кнутом и пряником»
«Без работы пряников не купишь»
«Ломается как пряник»
«И пряником не заманишь»
Подведение итогов занятия:
Отметить лучшие работы.
Педагог: Я тоже приготовила для вас подарок: испекла пряничные медали.
Литература:
1. Дайн Г. А. Детский народный календарь. - Сергиев посад, 2010.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД (Ю)Т, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей создавать декоративную к...
Конспект Занятия в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"
Тема: «Знакомство с Гжельской росписью» Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы р...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...
Мастер-класс: открытое занятие в старшей группе детей «Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки». (Дифференциация звуков С- З)
Цель занятия:Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на...
Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью....
Конспект занятия в старшей группе на тему " Знакомство с Гжельской росписью"
Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.Развивающая: развивать умение выделять ее спе...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с проведением мастер-класса для родителей «Традиции русской семьи»
Познакомить детей с историей и традициями русского народа.Задачи: • Образовательные:- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;- формировать элементарные представления об...