Открытое занятие для старшей группе в форме мастер-класса по росписи Северного пряника (Козуля)
план-конспект занятия (старшая группа)

Мартынова Алена Геннадьевна

Назначение мастер-класса: для детей и педагогов.

Цель урокасформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси.

 Знакомить с русскими обычаями,  формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога , детей в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyati_master-klass.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для старшей группы в форме мастер-класса по росписи Архангельских пряников (Козуль)

Назначение мастер-класса: для детей и педагогов.

Цель урокасформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси.

 Знакомить с русскими обычаями,  формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога , детей в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры, возможность использовать полученные знания.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методыинформационный (словесный, иллюстративный.

Оборудование и материалы: Аппаратура для показа презентации «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников.

Ход занятия

1.Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала

2. Сообщение нового материала.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового материала.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Информационная часть.

Дети видят домик и стучатся, попадают в гости к бабушке.

Выходит бабушка в народном костюме.

Бабушка Ульянушка:

Здравствуйте, ребятки!

Розовые пятки,

Умные головушки,

Звонкие соловушки!

Я бабушка Ульянушка.

Я всегда рада гостям,

Проходите  

Основная часть.

Бабушка: Внучата, а вы любите пряники?

Дети: да

Бабушка:  Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся тарелочки с разными продуктами , понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. По сей день поморы  не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат.

На Поморье говаривают«Без козули и праздник не в праздник». Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.

Козуля – это попросту пряник, называются от слова «коза» - козули. Но козули делают не только в виде козы, но и других животных. (показывает игрушку козу, предлагает поиграть)

К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Пряник  вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм.

У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов –палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.

А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек.

ПедагогМастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой.

Малоподвижная саамская игра «Коза»

Педагог: «Ой Ребята совсем забыла, собралась я на ярмарку пряники продавать. Испечь их успела, а расписать нет. Пряников много, а я одна. Пока все козули распишу, ярмарка закроется.» Поможете мне?

 Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их.

Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо помыть руки и одеть перчатки.

Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.

Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

У вас на столах пряники, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце занятия оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.

Закрепление нового материала:

1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?

2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? (Северная палитра красок - много снега и мало солнца)

Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?

«Воспитание кнутом и пряником»

«Без работы пряников не купишь»

«Ломается как пряник»

«И пряником не заманишь»

Подведение итогов занятия:

Отметить лучшие работы.

Педагог: Я тоже приготовила для вас подарок: испекла пряничные медали.

Литература:

1. Дайн Г. А. Детский народный календарь. - Сергиев посад, 2010.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД (Ю)Т, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей создавать декоративную к...

Конспект Занятия в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"

Тема: «Знакомство с Гжельской росписью» Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы р...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...

Мастер-класс: открытое занятие в старшей группе детей «Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки». (Дифференциация звуков С- З)

Цель занятия:Автоматизация  звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на...

Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью....

Конспект занятия в старшей группе на тему " Знакомство с Гжельской росписью"

Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.Развивающая: развивать умение выделять ее спе...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с проведением мастер-класса для родителей «Традиции русской семьи»

Познакомить детей с историей и традициями русского народа.Задачи: • Образовательные:- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;- формировать элементарные представления об...