Совместная образовательная деятельность в старшей группе «Северные пряники».
план-конспект занятия (старшая группа)

Кокшарова Алена Сергеевна

Совместная образовательная деятельность в старшей группе

«Северные пряники».

Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники - козули.

Задачи:

дать детям возможность  научиться создавать северные пряники ;

расширять словарный запас;

развивать эстетическое восприятие и воображение;

воспитывать интерес к народным традициям и народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozuli.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность в старшей группе

«Северные пряники».

Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники - козули.

Задачи:

дать детям возможность  научиться создавать северные пряники ;

расширять словарный запас;

развивать эстетическое восприятие и воображение;

воспитывать интерес к народным традициям и народному творчеству.

Материалы и инструменты:

Соленое, подкрашенное тесто, скалочки, доски для лепки, салфетки, формочки с изображением животных и птиц, картинки с изображением «Козуль» и вариантами их росписи.

Ход деятельности:

В группу входит педагог в русской народной одежде.

Воспитатель(В): Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не с пустыми руками. Как вы думаете, что у меня в пакете?

Дети (Д): Тесто.

В: Правильно, тесто. А чтобы узнать, что мы будем делать из теста, я предлагаю вам отгадать загадки.

  1. Простые и нарядные,

Ржаные, шоколадные

С гвоздикою и мятою,

С корицей и цукатами,

С лимоном, кардамоном,

И даже с перцем чёрным.

Печатные, резные,

Цветные, расписные.

Под ёлкою у Анечки

Лежат в коробке…   (ответ)

Д: Прянички!

В:Молодцы. Послушайте ещё одну загадку.

  1. Это печенье в глазури обычно,

В виде лепёшки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное…Ставь быстро чайник,

Если к столу принесёт кто-то…(ответ)

Д: Пряник!

В: Правильно, молодцы. Так что же мы будем сегодня готовить из теста?

Д: Пряники.

В: Да, пряники. Но не простые пряники, а «Козули». Дети, а знаете ли вы что это за пряники такие?

Гриша: Да, это пряники у северных народов.

В: Молодец, Гриша, правильно.

Послушайте стихотворение о «Козулях»

«Козули» в поморских селеньях

Красуются, радуют глаз.

Рогатые пряники в семьях

На праздниках строятся в ряд.

«Козуля» в игру возвращает

Серьёзных и старых людей.

«Козуля» добро обещает

Тому, кто подружится с ней,

Кто верит в старинные сказки,

Кто чтит седину деревень,

Кто ждёт у народа подсказки

От злых языков и теней.

Архангельск, Онега, Умба

На море студёном живут,

Обряды старинные помнят

И внукам советы дают!»

В: Дети, как вы поняли из стихотворения, зачем же пекли эти пряники - «Козули»?

Д: (ответы детей)

В: Замечательно, молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску - на этих картинках изображены различные варианты лепки и раскрашивания пряников. Посмотрите -какие фигурки вы видите?

Д: (ответы детей).

 В:  Молодцы, вы всё правильно сказали. Изначально, «Козули» -   фигурки животных и птиц из ржаного теста у жителей северных областей России. Их родиной является город Архангельск. Эти пряники имеют давнюю, красивую историю. А процесс их приготовления превращался в целый обряд. Ребята, как вы думаете, почему у этих пряников именно такое название?

Д: (ответы детей, если затрудняются с ответами, можно задать еще вопрос- От названия какого животного произошло название "Козуля"?

Ответы детей.

В: Правильно, такое интересное название они получили из-за того, что изначально пряники делали в виде козы. Считалось, что эти пряники обязательно принесут в новом году приплод и удачу в охоте.

   Немного позже маленькие «Козули» шли для украшения елки, большие-несли с собой в гости и дарили друзьям. (Дети с воспитателем внимательно рассматривают рисунки с пряниками - «Козулями».)

   Я предлагаю сегодня вам также изготовить такие «Козули» - прянички и украсить ими нашу елку. Для этого мы будем использовать солёное, подкрашенное тесто. С помощью чего можно раскатать тесто, как вы думаете?

Д: С помощью скалки.

В: Да, действительно. Надо раскатать кусочек теста на досочке при помощи скалки, а затем при помощи выбранной формочки вырезать сам пряник. Когда «Козуля» подсохнет, мы ее раскрасим и украсим елку. Согласны?

Д: Да.

В: Но сначала немного отдохнём. Предлагаю вам сыграть в русскую хороводную игру «Карусели». Для этого давайте встанем около верёвочки в круг, возьмём ее в правую руку и пойдём друг за другом. Будем говорить слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

А сейчас возьмём веревочку в левую руку и сыграем ещё раз. (Выполняют).

В: Молодцы! Отдохнули?

Д: Да.

В: Ну что ж, тогда давайте приступим…

(Дети раскатывают тесто на приготовленных досках скалкой и выбирают понравившиеся формочки, вырезают пряники).

В: Давайте посмотрим, какие же «Козули» у вас получились…

Дети, когда тесто подсохнет, мы раскрасим пряники и украсим елку.

Д: Хорошо.

В: Вам понравилось изготавливать пряники? А как они называются? А почему у них такое интересное название?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (развитие речи и аппликация)

Тема занятия: "Путешествие в волшебную страну Натюрмортию", в занятии уточняются и систематизируются знания о жанрах живописи, используется техника декупаж....

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Огород на окне»

Конкретизирование представлений детей о росте растений...

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (экология, развитие речи). Тема: "Новые приключения мальчика Асаша"

Занятие способствует закреплению знаний детей о диких животных и развитию речевого творчества при составлении рассказов-сочинялок о жителях леса....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепить знания детей о малом жанре УНТ – пословице. Задачи:­   Активизировать словарь детей по теме «Пословица – мудрость народная».­...