Технологическая карта занятия "Чёрное золото"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие "Чёрное золото" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Нацелено на закрепление знаний детей о свойствах нефти, способе добычи и использовании её в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_chyornoe_zoloto.docx776.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование администрации муниципального района «Сосногорск»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Тема: «Чёрное золото»

 

Педагог дополнительного образования

Печерская Людмила Михайловна

 

пгт. Нижний Одес

2021 год

Технологическая карта занятия

Название программы

Познавайка

Направленность

социально-гуманитарная

Возраст обучающихся

6-7 лет

Тип занятия

закрепление знаний и способов деятельности

Тема

Чёрное золото

Цель

закрепление знаний детей о нефти, её свойствах, способах добычи и использовании в жизни человека

Задачи

обучающие: обобщение знаний детей о природных богатствах Коми республики; закрепление представлений о свойствах нефти; актуализация знаний детей об использовании нефти человеком в промышленности; закрепление понятий: «нефть», «нефтяник».

развивающие:

развитие познавательных способностей детей посредством групповой и индивидуальной работы; обогащение словарного запаса; формирование представлений о неразрывной связи человека с природой.

воспитательные:

формирование интереса к родному краю; воспитание бережного отношения к природным богатствам; формирование навыков учебного сотрудничества.

Основные понятия

«чёрное золото», нефть, нефтяник, буровая вышка, скважина, нефтепровод, нефтеперерабатывающий завод, нефтепродукты

Межпредметные связи

окружающий мир, развитие речи, ознакомление с художественной литературой

Планируемые результаты

личностные: проявление мотивации к учебно-познавательной деятельности; умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; умение оценивать свои действия и действия ребят;

метапредметные: умение удерживать цель занятия на протяжении всей учебной деятельности; умение составлять план своих действий с помощью схематических изображений; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение участвовать в обсуждениях, рассуждениях, аргументируя свою точку зрения; умение работать в парах, группах: действовать согласованно, проявлять выдержку при достижении общих результатов;

предметные: приобретение представлений о природных ресурсах Коми края; закрепление знаний о свойствах, добыче и значении нефти в жизни человека,

Используемое оборудование

компьютер; видеопроектор

Методический и дидактический материал

презентация, видеоролик «Коми край»; мультфильм «Приключения Нефтяши и её друзей. Каменное масло»; «карточки – самооценки»; аудиозапись «Сигнал о видео сообщении», голосовое сообщение; картинки к д/и «Что делают из нефти?»; отрывки из стихотворений: А. Евсенина, И. Андреевой, А. Батыровой; сообщение:  «Как добывают нефть»; поощрительные знаки, листки белой бумаги, чёрные карандаши.

Этапы занятия, цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап. (1 мин.)

Цель: активизация детей на занятие.

Создает эмоциональный настрой детей:

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Повторим мы всё, что знаем

Много нового узнаем.

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Приветствуют педагога, проверяют свою готовность к занятию.

Осмысление начала занятия, включение в учебный процесс, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

2. Мотивационно – проблемный этап. (3 мин)

Цель: организация межличностных взаимодействий, создание проблемной ситуации.

Настраивает на предстоящую деятельность.

- Ребята, сегодня наш разговор пойдёт о нашей замечательной Родине, нашей Республике.

- А как называется наша Республика?

Демонстрирует слайд - демонстрация фотопейзажа природы Коми Республики.

Читает стихотворение:

Коми край мой северный, вечные снега, 
Северных сияний ночная красота, 
Хочется подольше здесь мне побывать, 
И о Коми крае много что узнать… 

- Ребята, а вам хочется ещё больше узнать о нашем Коми крае?

- А откуда мы может узнать всё о нашей родине?

Демонстрирует слайд – карточки исследовательской деятельности.

 

- Некоторыми из них мы сегодня воспользуемся.

- Посмотрите, какая большая Республика Коми

Демонстрирует слайд  «Физическая карта Коми».

Читает стихотворение:

Среди тайги на севере России

Вдоль древних гор Уральского хребта

На сотни верст от Воркуты до Летки

Раскинулась Республика моя...

Обобщает знания о природных богатствах Коми края.

- А вы знаете, что наш край является одним из самых богатых?

- Чем же богата наша республика?

Организует фронтальную работу посредством д/и «Найди лишнее» (слайд).

Фиксирует выдвинутые детьми гипотезы, организует их обсуждение.

- Почему вы решили, что картинка с изображением дерева – лишняя?  

Создаёт проблемную ситуацию.

- На территории всей республики находятся богатства Коми края. От окраины Восточно-Европейской равнины до Уральских гор.

Демонстрирует слайд «Карта полезных ископаемых Коми».

- А вот и сама Хозяйка гор (аудиозапись).

- Она прислала нам сообщение.

Демонстрирует запись голосового  SMS  и картинки Хозяйки медной горы:

«Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка медной горы. В моих владениях – Уральские горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые. Я очень люблю драгоценности. В моей коллекции находятся много драгоценных камней. Среди них:  малахиты, изумруды, хрусталь, медь, золото, алмазы. Но в моих недрах нет «чёрного золота», которое добывают в ваших местах. Расскажите мне, пожалуйста, о нём. Мне очень хочется узнать, что это такое.  С нетерпением буду ждать вашего сообщения.  До свидания! До новых встреч!"

Осознают и принимают поставленную задачу.

Демонстрируют знания о названии своей республики.

Воспринимают красоту родного края через просмотр слайда и прослушивание стихотворения.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, основываясь на имеющиеся знания.

Называют карточки исследовательской  деятельности.

Рассматривают карту Коми республики.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, основываясь на имеющихся знания.

Выбирают «лишний» предмет.

Участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение, аргументируя свой ответ.

Воспринимают информацию.

Внутренняя

мотивация  на деятельность.

Умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Умение поддержать разговор на тему о Коми крае.

Умение слушать и владение монологической и диалогической формами речи.

Положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.  

Осознание себя как представителя Коми народа.

Поиск решения учебной задачи.

Умение классифицировать предложенные предметы, обобщать, находить лишний предмет.

Умение слушать и слышать говорящего.

3.Деятельностно - контрольный этап. (21 мин.)

Цель: организация деятельности учащихся, направленной на выявления качества и уровня овладения знаниями о добыче, свойствах и применении нефти.

- Ребята, а что называют «чёрным золотом»?

- Что же мы расскажет о нефти Хозяйке медной горы? - Давайте составим план нашего сообщения.

Помогает в составлении пунктов плана:

1.Что такое нефть?

2. Как её добывают?

3. Что делают из нефти?

Демонстрирует слайд со схематичным изображением пунктов плана.

- Что же такое нефть и откуда она произошла, мы узнаем из мультфильма.

Демонстрирует отрывок из мультфильма «Приключение Нефтяши и её друзей. Каменное масло» 

- На прошлом уроке мы с вами проводили эксперименты с нефтью. Давайте вспомним, какие выводы о нефти мы сделали.

Проводит д/и «Свойства нефти» с целью выявления у детей знаний о свойствах нефти.

- Выберите необходимые карточки – определения свойств нефти  (работа в парах)

Организует работу в парах при  выборе необходимых карточек, обеспечивает контроль выполнения  задания.

- Давайте сверим свои ответы.

Организует проверку выполненного задания (слайд – проверка).

- Молодцы! О чём мы дальше должны рассказать о нашем полезном ископаемом Хозяйке медной горы?  

- А как добывают нефть, нам расскажет Ксюша (приложение 1).

- Как приятно, что нефтяники так заботятся о природе. Большое спасибо за твой рассказ, а откуда ты об этом узнала?

Организует и проводит «физминутку» с целью профилактики сколиоза.

- Ребята, а давайте покажем, как работают насосы.

Мы насосы, мы качалки,  (наклоны вперед)

Нефть качаем, мы качаем,  (приседание, руки вытянуты)

И по трубам, и по трубам  (наклоны в стороны)

На заводы отправляем.  (наклоны в стороны, руки в стороны)

- Какой следующий пункт нашего сообщения? О чём мы сейчас должны рассказать?  

- А что же делают из нефти?

Проводит д/и «Что делают из нефти?».

- Выберите только те предметы, которые делают из нефти.  

Организует работу детей в  командах по степени сложности:

1 команда – подбор картинок с изображением нефти;

2 команда – поиск и чтение названий нефтепродуктов.

- Какие нефтепродукты вы выбрали?

Организует проверку выполнения задания (слайд – поверка).

- А Саша подготовил для нас стихотворение о пользе нефти (приложение 2).

- Да, ребята, нефть - это природное богатство, которое приносит огромную пользу человечеству.

- А вы знаете, что: только благодаря нефти киты были спасены от полного истребления.

Ознакамливает  с  использование людьми китового жира с демонстрацией слайда – фото кита.

В давние времена китовый жир широко использовался в осветительных лампах, для изготовления свечей, как смазка для часовых механизмов, при изготовлении лекарственных препаратов, мыла и косметики.

Из-за повышенного спроса, охота на китов привела к почти полному вымиранию этих животных. Но благодаря более дешевому керосину, получаемому в процессе перегонки нефти, и открытию его в качестве источника освещения, спрос на китовый жир начал резко снижаться. Продукты нефти заменили китовый жир. Охота на китов практически полностью прекратилась.

Анализируют  проблемную ситуацию с последующим  поиском решения.

Составляют план сообщения.

Просматривают мультфильм.

Участвуют в обсуждении выбора карточек, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляют проверку.

Озвучивают второй пункт плана.

Слушают рассказ Ксюши о добыче нефти и просматривают  презентацию.

Выполняют физминутку.

Озвучивают третий пункт плана.

Выбирают карточки – предметы «нефтепродукты», оказывают необходимую взаимопомощь в команде, осуществляют самопроверку.

Слушают рассказ стихотворения Саши.

Воспринимают информацию.

Расширяют кругозор о применении китового жира в древности.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов. Умение составлять план своих действий с помощью схематических изображений.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Закрепление знаний о свойствах нефти.

Умение работать в парах: действовать согласованно.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Умение сохранить учебную задачу.

Умение выражать свои эмоции при рассказывании.

Умение слушать своего товарища.

Умение сохранять учебную задачу.

Закрепление знаний о «нефтепродуктах».

Умение работать в группе.

Умение сравнивать, анализировать.

Контроль и оценка результатов деятельности.

исправление возможных ошибок.

Умение выражать свои эмоции при рассказывании стихотворения.

Умение слушать говорящего.

Развитие познавательных интересов, любознательности.

4.Итоговый этап.   (3 мин.)

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели.

Подводит к подведению итогов работы.

- Мы сегодня много рассказали о нефти. Давайте вернёмся к плану сообщения.

Демонстрирует слайд – план.

- Все ли пункты плана мы озвучили?

- Очень хорошо! А давайте, ребята, поделимся нашим «чёрным золотом» и нарисуем в подарок Хозяйке Уральских гор капельки нефти.

Организует индивидуальную работу на листочках.

- Наше сообщение Хозяйке медной горы готово. Давайте его отправим.

 «Отправляет» сообщение.

- Ребята, а какими исследовательскими карточками мы сегодня воспользовались?  

Демонстрирует слайд – карточки исследовательской деятельности.

Включает сигнал SMS сообщения.

- Это от Хозяйки медной горы.

Включает аудиозапись  SMS изображением Хозяйки медной горы:

- Дорогие ребята, я очень рада, что вы выполнили мою просьбу и так много интересного и важного рассказали мне о «чёрном» золоте, которое добывают в вашем районе. Моя коллекция пополнилась ещё одним драгоценным материалом – нефтью, без которого невозможно представить сегодня нашу жизнь. Большое спасибо вам за ваши старания, любознательность, стремление  к знаниям. В знак благодарности хочу вам подарить часть своих экспонатов. Пусть они всего лишь в виде картинок, но может быть, когда вы вырастите,  кто-то из вас будет добывать их в моих горах. Пусть мои драгоценности напоминают вам о нашей встрече. До свидания!

- Ребята, наша Республика не только необычайно богата, но и удивительно красива. В этом году она отмечает 100 - летие!

Демонстрирует слайд – логотип «100 лет Коми Республике»

И сегодняшний разговор мне хочется закончить видео роликом о безграничной красоте и необъятных просторах Коми края.  

Демонстрирует видео ролик о Коми республики.

Подводят итоги о выполнении пунктов плана.

Обводят по контуру и разукрашивают «капельки нефти».

Выбирают карточки исследовательской деятельности, которые были задействованы на занятии.

Воспринимают информацию.

Просматривают видео ролик «С днём Республики Коми».

Осмысление проделанной работы.

Умение соблюдать правила при письме.

Анализ своих действий.

Развитие познавательного интереса к своей родине.

5.Рефлексивный этап. (2 мин.)

Цель: самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы.

Создаёт ситуацию для осмысления всей работы на уроке.

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Знания мы закрепляли,

На практике их применили.

Проводит рефлексию.

- Какие знания мы сегодня закрепляли?

- Что было трудно, легко, интересно?

- Что нового узнали?

- Кому и о чём вы могли бы рассказать после занятия?

- Оцените свою работу (использование карточек – самооценки).

Нацеливает на дальнейшее знакомство с Коми республикой.

- Мы с вами продолжим знакомиться с Коми краем. И узнаем ещё много удивительного о нашей Родине. А сейчас пришло время получать подарки от Хозяйки медной горы

Вручает поощрительные знаки.

Обобщают знания о нефти.

Высказываются по поводу полученной информации. Показывают карточки-самооценки, аргументируя свою оценку.

Получают поощрительные знаки.

Умение выражать свои мысли.

Анализ своей деятельности.

Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы.

Умение адекватно оценивать свою деятельность, аргументируя свой ответ.

Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Использованная литература:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/07/orgmomenty-dlya-uroka - Оргмоменты на уроках;
  2. https://yandex.ru/images/search?text – Яндекс.Картинки;
  3. http://vseonefti.ru/neft/10-faktov.html - 10 интересных фактов о нефти, которых вы не знали;
  4. http://tatarmultfilm.ru/cartoons/neftyasha  - мультфильм «Приключение Нефтяши и её друзей. Каменное масло»;
  5. https://www.youtube.com/watch?v=LNFyWP1BNK8 - видео ролик «С днём Республики Коми».

Приложение 1.

Рассказ Ксюши о добыче нефти.

Когда геологи находят месторождение нефти, нефтяники на этом месте ставят буровую вышку и бурят скважину глубоко под землей. Затем ставят нефтяные качалки. После этого нефть по нефтепроводу идет на нефтеперерабатывающие заводы, где её перерабатывают и отправляют для изготовления нефтепродуктов. Бывает, что нефть разливается по земле, попадает в реки и озера. Тогда специальные бригады собирают нефть, спасают природу. Бывает, что птицы попадают в «нефтяное озеро». Тогда очищают их перышки моющим раствором, ополаскивают, обсушивают, и выпускают в лес.

Приложение 2.

Стихотворение «Нефть даёт тепло и свет…» (А. Батырова)

Нефть дает тепло и свет –

Ей замены просто нет.

Делают из нефти много:

И асфальтные дороги,

И костюмы, и рубашки,

Удивительные чашки!

Вспомните, как тепловоз

Вас когда-то к морю вез...

В его топках нефть горела,

А без нефти что за дело?

И не даром в нашем крае,

Всяк нефтяник это знает,

С нетерпением ее ждут,

«Черным золотом» зовут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления  умений устанавливать связь ...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Золотая мама"

Технологическая карта образовательной деятельности №1(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности познавательно – исследовательская группа вторая м...

Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных

Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры "Ювелирный магазин "Золотая сказка"

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста."Ювелирный магазин "Золотая сказка" Развитие коммуникативных компетенций дошкольниковОбразователь...

Технологическая карта НОД с детьми подготовительной группы "Поиск голубого золота Ямала"

Цель занятия - формирование познавательных и практических компетенции у детей в части пространственного ориентирования....

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»...

Технологическая карта занятия "Золотая осень"

Технологическая карта занятия "Золотая осень"...