Образовательная область | «Познавательное развитие» |
Возраст детей, группа | 6 лет, подготовительная к школе группа |
Тип НОД | Познавательно-исследовательская планету |
Тема НОД | «В поисках голубого золота Ямала» |
Цель | - формирование познавательных и практических компетенции у детей в части пространственного ориентирования.
|
Задачи | - актуализировать разнообразие природных методов ориентирования на местности; - повысить уровень практических навыков ориентирования по компасу; - развивать интерес детей в получении новых знаний о пространственных отношениях; - формировать познавательные компетенции, через организацию активной познавательно-исследовательской деятельности (учить планировать, координировать свои действия для получения желаемого результата. Фиксировать результат, анализировать полученный результат совместной работы). |
Материал | Материал к занятию: ИКТ, компасы, познавательная литература (журналы, энциклопедии). На каждого ребенка: емкость с водой, скрепка, лист бумаги, магниты, алгоритм проведения опыта. |
Предполагаемый результат | 1. Уметь добывать информацию из различных источников, внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта. 2. Уметь взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач в процессе выполнения работы. 3. Уметь проводить исследовательскую деятельность. 4. Уметь делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | (на smart доске видео сюжет с просьбой о помощи) -Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Григорьевна. А вас? (дети по очереди называют свое имя) Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись.
Нам пришел видео сюжет. Посмотрим его. (Педагог обращает внимание на смарт доску, где геологи показывают карту и просят о помощи). | Получают видео сюжет. В беседе взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы. | Интерес к познавательной деятельности
| Организация детей, введение в ситуацию. |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить знание детей о пространственных отношениях.
| - Как вы думаете, почему экспедиция не смогла найти месторождение по карте? (предположение детей). - Что не указано на карте? (ответ детей: на карте нет условных обозначений, не проложен маршрут) - Вы правы! На карте нет ориентиров местонахождения газа. На каждой карте должны быть указаны стороны (части) света для ориентирования. - Вспомните, какие части света вы знаете и назовите их. (ответы детей: Север, Юг, Запад, Восток). - Нам необходимо сориентироваться на местности, найти Север, и помочь экспедиции найти месторождение газа. Сможем ли мы это сделать? (предположения детей). Если сможем, то как, каким способом? (ответы) | Участвуют в диалоге, высказывают предположения. Отвечают на вопросы. | Умение делать вывод и его аргументировать
| Ответы, предположения детей |
III. Затруднение в ситуации | Создать проблемную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки.
| - К сожалению, у нас нет связи. Из каких источников можно ещё добыть информацию, чтоб помочь экспедиции? (интернет, книга, радио, спросить у взрослого и т. д.). - Какой источник вы бы хотели выбрать для получения новой информации? (ответы). - Пройдите к выбранному вами источнику и получите информацию. Дети делятся на группы по методам получения информации (через книгу, интернет, вопрос взрослому и т.д.). Дети находят способы ориентировки на местности. Педагог спрашивает о знаниях, добытых из источников. - С помощью чего мы можем ориентироваться на местности? (муравейник, солнце, мох, звёзды, компас). | Дети сталкиваются с затруднением. С помощью добытой информации из различных источников, пытаются решить поставленную перед ними задачу (проблему). | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. Планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе за деятельностью детей |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых знаний и способов решения проблемы. Воспитывать умение работать самостоятельно, в команде. | - Если нет солнца, звёзд, с помощью чего можно определить стороны света? (с помощью компаса) - Компас известен давно, и, он помогает ориентироваться на любой местности. Земля – это большой магнит. Магнитная стрелка компаса всегда указывает в одну и ту же сторону, как бы вы не поворачивали его. Красная стрелка указывает на Север, белая стрелка на Юг, тогда с правой стороны будет Восток, а с левой стороны – Запад. - Но, компаса может и не оказаться. -Давайте представим, что мы геологи и самостоятельно сделаем свой природный компас. Согласны? (детям надевают эмблемы со знаком «геолог»). Для изготовления природного компаса, на смарт доске выводится алгоритм его изготовления. - Для этого нам необходимо: емкость с водой, растительный лист или кусок бумаги, скрепка. На поверхность воды помещаем лист и аккуратно на него кладем скрепку. Что мы видим? Скрепка начинает медленно двигаться и цветной (маркированный) конец скрепки всегда указывает на Север. Может ли наш компас помочь геологам в поиске нахождения месторождения? (предположения детей). - Давайте сравним показания настоящего компаса и природного. Одинаковы результаты? - Обозначьте на карте части (стороны) света. Дети подходят к карте и наносят обозначения сторон света. | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления в затруднениях
| Усвоение общего способа действий.
| Наблюдение и за процессом деятельности и помощь в затруднениях |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | - Какие способы ориентирования на местности вы сегодня узнали? (ответы). - Могут ваши знания помочь геологам в поиске месторождения? (предположения детей). - Предлагаю сделать подсказку и отправить экспедиции. Дети на смарт доске из предложенных вариантов выбирают верные ориентиры, и создают интерактивную интеллект-карту. Затем педагог предлагает отправить карту с возможными вариантами ориентирования геологам для нахождения месторождения. | Дети выбирают верные варианты ориентирования и создают интеллект-карту. | Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. | Освоение знаковой формы |
VI Осмысление (рефлексия) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| - Чем вы можете воспользоваться, если необходимо определить стороны горизонта. - Что каждый из вас узнал нового? Чему научился? - Было ли вам интересно? - О чем бы вы еще хотели узнать? | Подведение итогов работы на занятии, достижение детской цели. | Самооценка | Ответы детей. |