Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка (подготовительная группа)

Уджуху Юнара Кунчуковна

Аннотация:

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

 

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация:

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Учебно-методический комплекс по адыгейскому языку для дошкольных образовательных организаций , с котором мы работаем, составлен с учётом требований ФГОС ДО и предполагает обучение детей как владеющих языком, так и желающих его изучить детей разных национальностей. Поэтому в приложении к программе представлены примерные конспекты по организации деятельности детей на адыгском, русском и русско-адыгейском языках.

Программой предусмотрено овладение детьми устной разговорной речью, ознакомление с произведениями устного народного творчества, с творчеством детских поэтов и писателей, культурой и бытом адыгского народа.

Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Принципиально важной стороной при использовании педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Одной из таких технологий, которое я взяла за основу своей образовательной деятельности  с детьми является мнемотехника. Причиной этому послужило именно то, екоторым детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, в тоже время они быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов.

И одной из самых эффективных методов работы мнемотехники мне показалась наглядная форма.  Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: физкультминутки. воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам


Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Развивается мелкая моторика рук.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку.

Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Здесь я рассказываю про свои пословицы!

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

В мнемонических целях, а также для оценки уровня знаний, рефлексирования, самоконтроля очень удобно использовать синквейны.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Здесь хочется вместо зачитывания и рассказа про каждую строку , хочу рассказать каким же образом на моих занятиях с детьми это работает

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

Использование синквейна в изучении адыгейского языка способствует обогащению и активизации речи, закрепляет навыки словообразования, формирует и совершенствует умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы.


Составление синквейна может проводиться в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети  знакомятся с понятием: предложение.
Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой.. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери признаки предмета», «Узнай предмет по описанию», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Сама по себе данная технология не является инновацией, однако синквейн как самостоятельная интеллектуальная способность в рамках обучения родного, в нашем случае адыгейского зыка, является современным подходом в образовании.

Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Итак, мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, а синквейн развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме.

Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

На начальном этапе я предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В результате использования мнемотаблиц обучение  адыгейского языка превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Итог:

Новая технология – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...

Развитие чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях

Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе c родным языком. И. Я. Яковлев...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...