Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка (подготовительная группа)
Аннотация:
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация:
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Учебно-методический комплекс по адыгейскому языку для дошкольных образовательных организаций , с котором мы работаем, составлен с учётом требований ФГОС ДО и предполагает обучение детей как владеющих языком, так и желающих его изучить детей разных национальностей. Поэтому в приложении к программе представлены примерные конспекты по организации деятельности детей на адыгском, русском и русско-адыгейском языках.
Программой предусмотрено овладение детьми устной разговорной речью, ознакомление с произведениями устного народного творчества, с творчеством детских поэтов и писателей, культурой и бытом адыгского народа.
Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Принципиально важной стороной при использовании педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Одной из таких технологий, которое я взяла за основу своей образовательной деятельности с детьми является мнемотехника. Причиной этому послужило именно то, екоторым детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, в тоже время они быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов.
И одной из самых эффективных методов работы мнемотехники мне показалась наглядная форма. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: физкультминутки. воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Развивается мелкая моторика рук.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку.
Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Здесь я рассказываю про свои пословицы!
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
В мнемонических целях, а также для оценки уровня знаний, рефлексирования, самоконтроля очень удобно использовать синквейны.
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Здесь хочется вместо зачитывания и рассказа про каждую строку , хочу рассказать каким же образом на моих занятиях с детьми это работает
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
Использование синквейна в изучении адыгейского языка способствует обогащению и активизации речи, закрепляет навыки словообразования, формирует и совершенствует умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы.
Составление синквейна может проводиться в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение.
Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой.. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери признаки предмета», «Узнай предмет по описанию», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
Сама по себе данная технология не является инновацией, однако синквейн как самостоятельная интеллектуальная способность в рамках обучения родного, в нашем случае адыгейского зыка, является современным подходом в образовании.
Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Итак, мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, а синквейн развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме.
Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
На начальном этапе я предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В результате использования мнемотаблиц обучение адыгейского языка превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Итог:
Новая технология – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
Доклад из опыта работы по проблеме введения УМК в ДОУ...
Развитие чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях
Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе c родным языком. И. Я. Яковлев...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...
подготовка и проведение открытого мероприятия в рамках городского ММО «Современные методы и приемы работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения». Тема: "Путешествие в страну геометрических фигур"
Цель занятия: закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах....