Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
рабочая программа по развитию речи

Платонова Ольга Алексеевна

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот  человек  другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

 Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо  начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому  что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно  с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду  с  её одеждой и обязательно у него созревает  познавательный интерес.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.

В нашем детском саду создан  кружок «Лейне» по обучению детей мордовскому языку (эрзя). Главной целью является:

- обучение эрзянскому языку;

- познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.

В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ  Республики Мордовия», а также программы «Валдоня» и «Мы в Мордовии живем», написанные авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, загадок. Данная  программа предназначена для детей 4-7 лет и направлена на пробуждения у ребенка интереса  стремления к общению на мордовском языке, в данном случае на эрзянском.

Во время обучения решаются  образовательно-воспитательные задачи:  - дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями                мордовского народа,

 - осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах в группе, о сказочных героях.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 10-15 минут в средней группе, по 15-20 минут в старшей группе, 20-25 минут в подготовительной к школе группе. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимных моментах), а также при организации различных утренников, мероприятий. Программа предусматривает проведение занятий с октября по апрель. Для усвоения материала  в 1-й год обучения предлагается 12 тем, во 2-ой 11 тем, в   3-й год обучения 12 тем.

Обогащению словаря, развитию связной речи способствуют такие методы и приемы, как: рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов и выражений, обобщающие беседы. В группе необходимо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку: оформить группу (уголок) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества, оформить альбомы, раскладушки о достопримечательностях республики, о знаменитых людях Мордовии и т.д. Большую помощь оказывает воспитателю пособие Брыжинского А.И. «Лисьмаприне»- для изучения эрзянского языка.

Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи и говорения.

Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Работу надо начинать с активного усвоения слов эрзянской речи устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Моя семья», «Игрушки» и т.д.

Знакомство с мордовским языком начинается с разучивания слов-приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском зыке, потом повторяет на мордовском языке. Для этого можно принести какого-нибудь героя.

При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц,  организуются различные игровые ситуации и разучиваются игры. Для закрепления названий животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки на русском языке, а после этого предлагается инсценировать сказку, называя животных на мордовском языке.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

        Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...

Методические разработки "Обучение детей безопасному поведению на улице в дошкольном образовательном учреждении".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...

Выступление по теме: «Игра в трудовой деятельности» На республиканском семинаре для слушателей курсов повышения квалификации при ИРО РТ воспитателей дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан.

Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность российского общества за воспитание подрастающего поколения и детские сады, как начальный, и в то же время ответственный этап должны в этом отнош...

Отчёт О проведении муниципального этапа конкурса для воспитанников дошкольных образовательных учреждений Республики Крым «Школа здоровья для маленьких крымчан»

Материалы по конкурсу "Школа здоровья для маленьких крымчан" , отчёт и итоговое мероприятие фитнес на фитболах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...