«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
статья (средняя группа) на тему
Доклад из опыта работы по проблеме введения УМК в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_konferentsiya_avtosohranennyy.zip | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
Одной из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.
Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям дошкольного возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой Родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, все его духовное богатство. Для каждого народа родной язык – самое дорогое и святое богатство. Сохранить и передать это богатство своим детям – долг каждого. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей.
Но нам пришлось столкнуться с проблемой осознания родителями значимости татарского языка Слайд №1 (причем, не только русскоязычными, но и родителями татарской национальности) в воспитании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста, как будущих граждан Республики Татарстан. После проведённого анкетирования выяснилось, что не все родители знают о том, что в РТ два языка, критично отнеслись к обучению детей татарскому языку, но все согласны были с тем, что их дети должны общаться с людьми других национальностей как с равными, уважать родной край. Слайд №2 Также встала проблема незнание татарского языка русскоязычными воспитателями.
В соответствии со Стратегией развития образования в РТ на 2010 - 2015 годы «Киләчәк» – «Будущее» и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, наш педагогический коллектив с сентября 2012 года приступил к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно-методических комплектов. Цель внедрения УМК научить дошкольников свободному общению на 2-х государственных языках РТ. Согласно общепринятым представлениям, билингвизм (двуязычие) – это свободное владение двумя языками одновременно и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.
Слайд №3 Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и руководствуясь ФГОС по образованию и воспитанию в детском саду, мы – воспитатели, в нашем ДОУ, используем активные формы работы с родителями, с целью ознакомления их с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии через лектории, консультации, мастер-классы, конкурсы презентаций, открытые НОД, дискуссии, акции, встречи в родительской гостиной. Важно научить родителей помогать своему ребёнку в усвоении лексики татарского языка и закрепления речевого материала через карманные словарики, карточки, по диалогам проекта УМК «Татарча сөйләшәбез», обучающим дискам «Посмотри и запомни».
Слайд №4 В детском саду прошла родительская конференция по проблеме: «Преемственность семьи, детского сада и школы по обучению детей татарскому языку». Родители ознакомились с передовым опытом ДОУ. Также был организован семинар-практикум с участием учителей татарского языка начальных классов (СОШ № 12) по проблеме: «Преемственность детского сада и школы в обучении детей татарскому языку».
Работа с родителями предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего учреждения, родители теперь положительно воспринимают обучение татарскому языку как второму языку общения, имеют возможность наблюдать и радоваться успехам детей.
Слайд №5 Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров. Каждый русскоязычный воспитатель в ДОУ прошел курс обучения и по результатам тестирования получил справку. Педагоги нашего ДОУ владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам. На сегодняшний день наши русскоязычные педагоги закончили обучение в Онлайн школе «Ана-теле» и по окончании получили сертификаты, проводится работа по изучению татарского языка на педагогических часах, по подгруппам и индивидуально. Полученные знания мы закрепляют в общении друг с другом и родителями.
В работе с детьми после каждого занятия закрепляем полученные знания во время режимных моментов, при проведении различных видов игровой и образовательной деятельности с использованием инновационных методов и технологий.
Слайд № 6, Применение инновационных компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, словесно-логического мышления.
Компьютер помогает повысить уровень заинтересованности детей в изучении татарского языка, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ребенка, так и воспитателя. Компьютер помогает организовать просмотр мультфильмов.
Слайд № 7,8,9 При помощи компьютера закрепляем пройденный материал, используя слайды и компьютерные дидактические игры такие как: «Кого нет?», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай», «Угости зайцев», «Сделай салат» и многие другие. При помощи магнитофона дети, слушают аудиозапись и имеют возможность подпевать:
Кишер, кишер
Тәмле кишер.
Зур кишер,
Баллы кишер.
Игровые методики, смена видов деятельности, использование различных видов наглядности, помогают поддерживать у детей интерес к татарскому языку, а без этого невозможно обучение иностранному языку на начальном этапе.
Слайд № 10,11,12,13 Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, в группе изготовлен дидактический материал. Вместе с детьми играем в такие игры как: «Нәрсә артык?»- («Что лишнее?»), «Кем юк?»- («Кого нет?», «Бу нәрсә?»-(«Это что?»), «Дөрес сана» - («Правильно считай»), «Кунак сыйлау»-(«Угощаем гостей»), «Уенчык сорап ал»-(«Угощаем гостей»), «Бер-күп»-(«Один-много») и другие. Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.
Слайд №14 Развивать память и обогащать словарный запас помогают словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет?», «Возьми овощ», « «Глухой телефон», «Что, какой, сколько?» и другие.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известно с давних пор, а использование пальчиковой гимнастики на татарском языке для детей становится своеобразной игрой и положительно влияет на запоминание ими словесного материала:
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – малай (кыз)
Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Этому способствует метод артикуляции.
Нә-нә-нә
Бу курчак кечкенә.
Мак-мак-мак
Бир матур шакмак.
Слайд № 15 Научить говорить на татарском языке – означает не только выучить слова и выражения, но и жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка подразумевает ознакомление с другой культурой, праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором.
Роль воспитателя по обучению татарскому языку, как и воспитателей групп, выступает в качестве основного средства создания языковой среды.
Слайд №16 С этой целью, в группе оформлен этнографический уголок по ознакомлению с национальным бытом, творчеством татарских поэтов и писателей, дидактические игры, альбомы, оформлены папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, поговорки, которые дети учат на занятиях татарского языка, а затем закрепляются.
Слайд №17,18,19 С детьми группы систематически и целенаправленно веду работу по ознакомлению детей с родным городом, с культурой и бытом народов Поволжья. Воспитанию толерантности помогает организованные развлечения, такие как «День родного языка», где дети знакомятся с родным краем, народными играми и традициями всех народов, проживающих на территории Татарстана. Вместе с детьми посещаем краеведческий музей, ходим на экскурсии по городу.
Слайд №20 Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. Организация физкультминуток, народных татарских и русских подвижных игр способствует укреплению здоровья детей. Детям также интересны рифмовки, пение с движениями.
Слайд № 21 Чтобы сделать процесс закрепления знаний детей татарского языка доступным, занимательным и интересным отдаю предпочтение методу звуковых ассоциаций. Суть метода заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову. Такие звуковые ассоциации облегчают запоминание слова второго языка. В этой работе использую пособие Р.К.Шаеховвой «Раз-словечко, два-словечко».
Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка.
Слайд №22 Театрализованные игры по знакомым произведениям значимы на этапе закрепления и активного использования языка, детям предлагается «оживить» картинки («Чаепитие», «Животные на занятии», «Семья вечером» и так далее) – придумать диалог и «сыграть» его в любом виде кукольного театра.
В театрализованной игре дети получают удовольствие от самого её процесса, даже если она предполагает определённый результат. Благодаря этому, дети участвуют в этой игре снова и снова. Значит – можно добиться хороших результатов.
Диагностика уровня знаний детей татарского языка показывает, что они хорошо усваивают материал, успешно справляются с поставленными задачами.
Слайд №23 Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно – ориентированного подхода к ребенку, проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды, использование инновационных технологий.
Использованная литература
1. Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.
2. Исаева Р.С. Играя изучаем татарский язык. Методическое пособие. – Набережные Челны, 2010. – 58 с.
3. Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.
4. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с
5.Р.К.Шаехова Раз словечко, два словечко… занимаемо обучение татарскому языку. Методическое пособие, Казань, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
«Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении»
Для современной педагогической системы свойственно активное применение эффективных педагогических программ и технологий. Решение педагогических проблем часто осуществляется посредством создания и внед...
Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей на основании инновационного подхода, который затрагивает разные направления работы педагогов ДОУ....
С 17 по 21 октября 2022 г. прошел конкурс "Лучшая практика преподавания бурятского языка в дошкольных образовательных организациях Иволгинского района".
С 17 по 21 октября 2022 г. прошел конкурс "Лучшая практика преподавания бурятского языка в дошкольных образовательных организациях Иволгинского района". 17 октября в наш детский сад приезжал...
Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...