Развитие чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях
методическая разработка (старшая группа) на тему
Русский язык - не вместо родного языка,
русский язык вместе c родным языком.
И. Я. Яковлев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_petrova_m._g.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Марина Геннадьевна,
воспитателя МБДОУ
«Детский сад №130» г. Чебоксары
Петрова Марина Геннадьевна,
РАЗВИТИЕ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Русский язык - не вместо родного языка,
русский язык вместе c родным языком.
И. Я. Яковлев
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс германизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.
Для того, чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции.
B настоящее время в Чувашии ведется работа по формированию необходимых cоциально-педагогичеcких условий для успешного овладения русскоязычными детьми чувашским языком уже на первоначальном этапе обучения. Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры.
В семьях, где родители понимают чувашскую речь или говорят на этом языке, дети сами собой приобщаются к чувашскому языку. Это является объективным условием для успешного овладения детьми чувашским языком уже на первоначальном этапе обучения их языку.
Кроме этого, русскоязычные дети, проживающие на территории Чувашии, имеют возможность слышать чувашскую речь, получить информацию на чувашском языке через радио, телевидение, интернет, через средства наглядной агитации (афиши, вывески, надписи и др.), которые все чаще оформляются на двух государственных языках. Все это должно оказать положительное влияние на формирование активного руccко-чувашcкого двуязычия.
На сегодняшний день на территории Чувашии, несмотря на предпринятые меры, в большей степени функционирует русский язык. В таких условиях первостепенной задачей при обучении чувашскому языку в русских школах является создание таких обстоятельств, таких побудительных мотивов, которые стимулировали бы потребность ребенка в общении, говорении на чувашском языке: на языке своих родителей, если родители чуваши, или на языке коренного населения и своих товарищей чувашей, если ребенок другой национальности.
В нашем дошкольном учреждении обучение ведется на русском языке, предмет чувашского языка с детьми изучается как не родного.
С целью обогащения знаний детей о родной культуре, о языке создается и пополняется уголок чувашского края. Это куклы в чувашских национальных костюмах, герб Чувашкой Республики, символы, деревянные изделия с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т. д.
Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа изучения чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и т.п.
Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения неродного языка в контекст игровой деятельности c целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом языке нет. Новая игра (c новыми сказочными персонажами, зверушками, которые говорят только на новом неродном языке), является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в неродном. Посредством игры развивается интерес к неродному языку и происходит первое соприкосновение c языковым миром другой страны. C помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано c психологическими особенностями детского организма.
Задачи изучения чувашского языка решаются не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Часто бывают задания выучить дома чувашские слова, стихотворения. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его разнообразными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Самым ценным является непосредственное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Стало традицией ежегодное проведение "Дня чувашского языка». Празднование приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева.
Праздник объединяет любителей родного языка - педагогов и воспитанников, родителей. При исполнении национальных танцев, песен и стихов на лицах ребят выражена гордость своей принадлежности к чувашскому народу, почитание его традиций и культуры.
День чувашского языка не просто возвращает детей и взрослых к истокам родной речи, но и укрепляет атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки.
Изучая чувашский язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Литература
- Игнатьева, В.И. Современные cоциально-педагогичеcкие условия обучения чувашскому языку как неродному / В. И. Игнатьева // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сборник научных статей по материалам Междунар. науч. конф. -Т. III. - Проблемы языка и этноса на рубеже веков. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. - C. 329 - 335.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи. О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...
Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ
Актуальность Развитие личности ребенка требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
«Проблемы и инновации в преподавании татарского языка в дошкольных образовательных учреждениях»
Доклад из опыта работы по проблеме введения УМК в ДОУ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...
Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация:В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с изменениями...