Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в музей ложки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей старшего возраста к общечеловеческой истории и культуре.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщить и уточнить представления детей го ложке, ее назначении, о многообразии видов, истории возникновения.
2. Расширять кругозор посредством приобщения к народному искусству и национальной культуре.
Развивающие:
3. Содействовать развитию познавательного интереса и познавательной активности детей.
4. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, инициативности, фантазии и творчества
Воспитательные:
5. Формировать художественный вкус, интерес к художественному слову, музыкальной и театрализованной деятельности
6. Воспитывать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
7. Воспитывать дружеские качества, культуру общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_muzey_lozhki.docx | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Согласовано: Руководитель РМО воспитателей Старших и подготовительных групп Городецкого муниципального района ____________________ О.Н. Кочнова |
Конспект организации и проведения НОД:
ОО «Познавательное развитие»
в подготовительной группе
общеразвивающей направленности
Тема: Путешествие в музей ложки.
Провела воспитатель:
Натертышева О.В.
Категория: первая
Дата проведения: 23.10.2017г.
Цель: приобщении детей старшего возраста к общечеловеческой истории и культуре.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщить и уточнить представления детей го ложке, ее назначении, о многообразии видов, истории возникновения.
2. Расширять кругозор посредством приобщения к народному искусству и национальной культуре.
Развивающие:
3. Содействовать развитию познавательного интереса и познавательной активности детей.
4. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, инициативности, фантазии и творчества
Воспитательные:
5. Формировать художественный вкус, интерес к художественному слову, музыкальной и театрализованной деятельности
6. Воспитывать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
7. Воспитывать дружеские качества, культуру общения.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: проектная деятельность по созданию в группе мини-музея ложек, подбор фоновой музыки; подготовка слайдовой презентации, разучивание музыкального и литературного материала;
Оборудование: презентация и оборудование для ее показа, стеллажи с экспонатами мини- музея: разнообразные виды ложек и поделки из них, художественная литература, иллюстрации с изображением ложек, костюмы для детей, деревянные ложки и теннисные шарики для подвижной игры, ДМИ-деревянные ложки, подарки-сувениры, сделанные своими руками.
Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели, создание экспозиций мини-музея, проветривание, влажная уборка, организационная игра.
Организация и методика проведения
Структура НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Проблемная ситуация Вопросы к детям, введение в тему Основная часть Загадка о ложке Рассказ ребенка -экскурсовода Художественное слово Показ презентации Рассказ ребенка в сочетании с показом презентации Подвижная игра (с музыкальным сопровождением) Инсценировка сказки Игра «Найди городецкую ложку» Песня «Ложки деревенские» Игра ДМИ (на деревянных ложках) игра «Передай ложку» Актуализация представлений детей о видах ложки Рассказ ребенка Заключительная часть Подарки гостям | На экране заставка «Город мастеров» Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Мы пришли в огромный дом, Тишина стоит кругом. Вещи здесь хранятся спят, Может быть здесь ждут ребят? Чтобы дети прибежали. Вещи эти увидали, Их потрогав, разбудили, И конечно, полюбили 2 слайд-музеи города Городца (музей пряника, музей самоваров, краеведческий музей) - Что, это за дома такие? А что, такое музей? Я предлагаю вам сегодня побывать в одном очень интересном музее. А в каком, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждёт лошадка у ворот — Открывай пошире рот. 3 СЛАЙД – музей ложек в группе Правильно мы с вами в музее ложек, который мы создали в нашей группе, а сегодня покажем его нашим гостям. Вспомните, что каждый предмет в музее называется…? А кто, рассказывает об экспонатах в музее?
Сегодня мы поговорим об экспонатах нашего музея и узнаем о них все-все-все, а экскурсоводами будем мы с вами. Предоставляю слово 1-му экскурсоводу. Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужна ложка? Воспитатель: Правильно! Молодцы! Дадим ложке определение. Итак, ложка — это предмет, который предназначен для зачерпывания жидких и сыпучих продуктов. Наши ребята знают стихи об этом важном и нужном предмете, давайте их послушаем Каждый день, садясь завтракать или обедать вы берете ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное ни раз не задумывались, когда впервые она появилась, какой ложка была раньше. Приглашаю вас в первый зал нашего музея-исторический. 4 слайд- история возникновения ложки. Древние люди. Я расскажу историю создания ложки. Когда – то давным – давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах. Ели жареное мясо, растения и ягоды, что находили в лесу и ели руками. Что такое суп, каша они не знали. Но, научившись добывать огонь. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона, руками было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, чтобы ему такое сделать, изобрести, и придумал ложку. 5 слайд- глиняная ложка Первую ложку древний человек делал из глины. Она была хрупкой, легко ломалась. 6 СЛАЙД – ложка из камня. Тогда люди стали вытесывать ложки из камня. Камень это твердый или мягкий материал? Как вы думаете: удобная это была ложка? Почему? Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. 7СЛАЙД – ложка из кости или рога Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как, вы считаете, а эти ложки были удобными? Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. 8СЛАЙД – деревянные ложки А какими ложками ели, простые русские люди в давние времена? Правильно. Воспитатель: Вот мы с вами оказались в зале, где собраны деревянные ложки О деревянных ложках расскажет наш следующий экскурсовод София Кочетова 9, 10, 11, 12,13, 14 слайды Спасибо нашему экскурсоводу, а я предлагаю поиграть. С ложками на Руси нередко затевали народные игры, например игра «Перенеси в ложке яйцо» 15 слайд- дети играют Молодцы, ребята, весело играли, да и яички не растеряли. А сейчас отдохнем и посмотрим сказку о деревянной ложке 16 слайд – русская изба Воспитатель:. Ребята, какой росписью разрисовали дети деду ложку? Правильно Городецкой. А кто поможет мне найти Городецкие ложки в нашем музее? Воспитатель: Молодец, Ваня, правильно ложки наши Городецкие отыскал 17 слайд-Городецкие ложки А сейчас мы отдохнем, дружно песню вам споем Да ложку на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки. В России ложка- это не только посуда, но еще и превосходный музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая ложками друг о друга, и звучит задорная плясовая. Наши ребята тоже немного научились этому искусству Ну же время не теряйте И на ложках нам сыграйте Сделать ложку лишь полдела, Нужно, чтоб она запела 18 слайд- ложкари Молодцы, ребята, замечательные ложкари! А я предлагаю продолжить наше путешествие по музею. 19 Слайд – ложка в детской книге Ребята, обратите внимание вот на этот стенд. Здесь собраны сказки, в которых упоминается про ложку, иллюстрации, также загадки, поговорки, пословицы, считалки, потешки и приговорки. И вы многие из них уже знаете. Давайте поиграем в игру «Передай ложку». Вставайте в круг. На ком музыка остановится, тот и говорит загадку, стишок или пословицу про ложку. Воспитатель: да ребята, много вы всего про ложку знаете. А я приглашаю вас в следующий зал-зал современной ложки. 20 слайд-современные ложки Посмотрите сколько разных ложек разных размеров и разного назначения придумал человек А какие ложки вы знаете? (воспитатель показывает на слайдах 21-23 ложки разных видов, а дети их называют) Из какого только материала не делают мастера ложки! И фарфор, и золото и серебро. 24слайд- подарочные ложки Ложки из драгоценных металлов считаются подарочными. Кто знает традицию дарить серебряную ложку? Такие дорогие ложки дарят на свадьбу, день рождения. Красивые расписные и резные ложки и сейчас можно увидеть во многих домах в качестве украшений. На Руси ложкой ели, на ложках играли. Из ложек делали игрушки для детей. И в наше время ребята фантазируют вместе с родителями, мастерят разные поделки из ложек 25 слайд- поделки из ложек (фото) Следующий экскурсовод расскажет про «Золотые руки наших мам» Спасибо нашим ребятам и мамам за такие замечательные экспонаты для нашего музея! Да, ребята, время не стоит на месте, меняется жизнь, меняются предметы вокруг нас. Мы с вами видели сегодня, как появилась и изменилась ложка-простой столовый прибор. А как она дольше будет меняться-покажет время! На Руси всегда подарок подаренный от чистого сердца и от души, всегда приносил удачу. Мы решили сделать своими руками очаровательных, симпатичных кукол из одноразовых ложек, и подарить их нашим гостям, чтобы вы вспоминали нас, и рассказывали своим детям про замечательные ложки. А нам пора прощаться. Подходите все ребята ко мне. | Под музыку дети входят в музыкальный зал, поворачиваются к гостям Дети здороваются с гостями и садятся на стулья Музеи города Городца, музей пряника, музей самоваров, краеведческий музей. Это место, где можно узнать о предметах все-все-все Дети: ложка. Экспонат Экскурсовод Ребенок (экскурсовод): Меня зовут …. О правилах нашего мини-музея расскажу Вам я. Наш музей-необычный. В нем вы узнаете много интересного, здесь можно не только любоваться экспонатами. В нашем мини-музее можно: 1) Попросить взрослого прочитать текст или объяснить. 2) Экспонаты можно рассматривать. 3) Экспонаты можно нюхать. 4) Экспонаты можно трогать, играть с ними, но некоторые экспонаты трогать нельзя! (садится на место) Ложкой можно есть суп и кашу, ложкой можно насыпать сахар, соль, в ложку можно налить лекарство, с чайной ложки можно пить горячий чай, съесть пирожное или мороженое, т.д.). Выходят 4 ребенка, которые заранее выучили стихи: Всё, что надо, ложечкой Дети отвечают на вопросы: камень твердый, тяжелый, ложка была неудобной Да, они были удобнее Деревянными Ребенок-экскурсовод рассказывает про деревянные ложки: После каменных и глиняных ложек русские мастера стали делать ложки из дерева: Яблони, рябины, дуба. Но самые легкие и красивые и удобные ложки получались из липы. Ложка была у каждого своя, даже в гости ходили со своей ложкой. Так и говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит!» Ложку берегли-носили в специальной сумочке. Украшали, расписывали ложки в подарок на свадьбу, именины Много на Руси было умельцев-ложкарей. Существует даже памятник ложке и Семену-ложкарю. Он находиться в городе Семенове Нижегородской области Дети разбиваются на 2 команды. У первых игроков по ложке. Они кладут в ложку яицо и бегут с ним на противоположную сторону зала, оббегают стульчик, бегут обратно и передают ложку следующему игроку. Та команда, которая первая закончит -побеждает. Дети инсценируют сказку: Дед с бабкой сидят за пустым столом Дед: Есть охота, уж спросонок в животе воркует голод Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом Бабка: Вот те щи, да нету ложки, поломались все немножко. Дед; Я не буду не могу, видно с голода помру. Бабка; ты когда то молодой, делал их на лад любой, И теперь не поленись в ножки дубу поклонись. Дед: Делать не чего пойду, не то с голода помру. Дед уходит, возвращается с огромной ложкой Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой,но не получается Бабка; Эта ложка в рот не лезет, Старый, не смеши соседей, Сделай хоть еще одну, Не то со свету сживу. Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой. Бабка; Эта ложка красота, жаль, что белая она, ее надо расписать Дед; Это я не буду мать. Я не стану не умею, краской, кистью не владею. Бабка; Так иди тогда к людям, а еще лучше к детям, я слыхала 14 садик есть у нас в этом деле, прямо асс. Дед: Делать нечего, пойду, Хоть покой я свой найду, Загрызет меня старуха, Если краски не найду. Дед идет к детям и показывает им ложку. Дед; Эй ребята помогите, Деду ложку распишите, В Городце вы побывали, Ложки там вы расписали, Распишите и мою, Не то с горя я помру. Дети Антошка, пойдем распишем ложку. Дети; Мягкой кисточкой мазну Черной краской проведу А теперь цветок я алый, Нарисую, как зарю. И зеленые листочки И цветные ободочки. Будет ложка, хоть куда. Бабушке на диво. Залюбуются друзья Скажут нам спасибо. Дед: Ай, да ложка - красота, Уж уважить старика, Вы смогли ребята, Побегу я поскорей к бабке есть салаты Дед приносит ложку бабке и показывает Бабка; Как из русской сказки ложка, Хочешь щи, а хошь окрошку, Будем ей мы дед хлебать, Да детишек вспоминать. Баб с дедом уходят Городецкой Ребенок выходит и выбирает ложки с городецкой росписью. Ребенок читает стихотворение Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась. Дети выходят на середину зала, встают полукругом, поют песню «Ложки деревенские» Подгруппа детей выходят на середину зала и играют на ложках Дети читают стихи, загадки, пословицы, поговорки: Да, была я деревянной А потом и оловянной, Но теперь – то я стальная, И ребят из группы Лучше всех на свете знаю. Всех кормлю с охотою,
Я держу в ладони ложку. Я листаю времена Разве можно жить без ложки В ней история сама. Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. Звонкие резные Ложки расписные Пословицы Запасливый гость без ложки не ходит. Ложка дёгтя в бочке мёда. -все испортит. Красна ложка едоком, лошадь ездоком. Ложка не крошка – рот не поцарапает. Ложку не донес, а рот открываешь. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку Один с сошкой- семеро с ложкой Дети называю ложки: столовая, десертная, чайная,соусная, мерная, шумовка и т.д) Серебряную ложку младенцу дарят в честь первого зуба) Ребенок (экскурсовод): Бывают руки непростые, На вид, как все, обычные. Их называют золотые, Они к труду привычные. В них дело спорится умело — Всё могут сделать, воссоздать. С душой берутся, ловко, смело. Таким не свойственно скучать. Посмотрите как одноразовым ложкам - можно дать вторую жизнь, превратив в украшения для нашего мини музея Нужно просто немного фантазии и терпение. Дети дарят гостям сувениру из ложек, сделанные своими руками Ребенок: Прощаться как известно Не очень интересною Номы кивнем головкой, Помашем на прощанье И дружно-дружно всем мы скажем: До свиданья! Дети уходят в группу |
Интернет – ресурсы: http://www.kanschool5.ru/files/docs/pitanie/prazdnik_derevyannoi_lozhki-kanschool5.pdf - сценарий «Праздник деревянной ложки» http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_lojku.html - загадка о ложке
http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7619-stixi-po-lozhku-lozhechku - стихи о ложке
https://multiurok.ru/files/mini-muziei-istoriia-lozhki.html - конспект НОД «Мини-музей «История возникновения ложки»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/04/12/uchebno-metodicheskoe-posobie-ekskursiya-v-mini-muzey - конспект НОД «Экскурсия в мини – музей ложек»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/15/konspekt-nod-takie-taznye-lozhki - конспект НОД «Такие разные ложки»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/21/konspekt-zanyatiya-po-poznovatelnomu-razvitiyu-dlya-detey - конспект НОД «День рождения ложки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Овечка с ягненком»
Учить детей выполнять сюжетную аппликацию....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...