Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ
статья

Перова Марина Анатольевна

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДО в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент

в образовательной программе по ФГОС в ДОУ

Региональный компонент, включенный в   образовательную программу ДОУ,  как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.

Основные задачи внедрения и реализации регионального компонента в ДОУ:

·         формирование гордости за свое происхождение;

·         создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);

·         воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;

·         формирование чувства сопричастности к своей стране.

Особенности использования регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает:

-  Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

- Принцип постепенного перехода от понятия более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- Взаимодействие с родителями и окружающим социумом;

- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);

- Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Направления деятельности:

- изучение обычаев и традиций, природы родного края,

- развитие толерантности,

- формирование социальной адаптации подрастающего поколения.

-ознакомление с историей появления региона, достопримечательностями и выдающимися людьми.

 Особое внимание уделяется знакомству:   

- с климатическими и природными особенностями региона;

-  с национальными парками, растительным и животным миром;

с народными праздниками, традициями и национальными костюмами.

В ознакомление детей с народной культурой и природой  всё глубже входят электронные образовательные ресурсы, которые облегчили работу.  В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с декоративно-прикладным искусством и ремеслами, природой и национальными парками.

На успешность реализации РК   повлияет и сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства, это семьи, библиотеки и музеи.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому необходимо активное взаимодействие с родителями, которые участвуют в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Тун Пайрам – хакасский новый год», «Рождество», «Пасхальное воскресенье», и др.) позволяют формировать у ребят знания о традициях народов, проживающих в одном регионе.

Участие семей в праздниках, которые стали традиционными в детском саду «Родной язык – душа народа», семейном фестивале «Семейная палитра», в основу этих праздников заложены традиции народа и семьи.

Все полученные впечатления и эмоции дети отражают в рисунках. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.

Главное: Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним: детский сад – семья.

Родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой

предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....

Региональный компонент образовательной программы в ДОУ

Региональный компонент образовательной программы...

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты  Информация старшего воспитателя       В современных усло...

региональный компонент образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты "Любимый Крым"

Региональный компонент Образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты «ЛЮБИМЫЙ...

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей

Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в дошкольном образовании.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных обра...