Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
статья на тему
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
В настоящее время коллективы дошкольных образовательных организаций поставлены в условия самостоятельного выбора и разработки основной образовательной программы дошкольного образования в части, разрабатываемой участниками образовательного процесса. При разработке данной части программы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (введен в действие Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») рекомендует учитывать социальную ситуацию развития детей и парциальные программы дошкольного образования. В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Законом о языках РТ (Закон РТ от 08.07.1992 (ред.от 03.03.2012 – Ст.№3), государственными языками являются русский и татарский языки. С 2012 г. в ДОО РТ внедряются проекты Учебно методического комплекта по обучению государственным языкам. Т.е. современные дошкольники получают дошкольное образование в условиях билингвальной социальной ситуации развития. Поэтому, коллектив МАДОУ №88 разработал в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса подпрограммы: «Ребенок изучает татарский язык» и «Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом и республикой, приобщается к культуре родного края».
Подпрограмма «Ребенок изучает татарский язый» разработана с учетом парциальной Программы: «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик киңәшләр». («Программа детского сада по обучению русскоязычных детей татарскому языку») авторы: З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. Казань-2013,на основе материалов нового учебно-методического комплекта МО и Н РТ по обучению детей двум государственным языкам РТ «Татарча сөйләшәбез» (З.М.Зариповой, Р.Г.Кидрячевой, Р.С.Исаевой). Программа обучения татарскому языку предназначена для детей 4-7 лет, и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста, особенности детского контингента, посещающего ДОУ №88 . Для 97% детей, посещающих ДОУ №88, родным языком является русский язык, даже в татарских семьях (по результатам опроса родителей). Поэтому Образовательная программа «Ребенок изучает татарский язык» составлена с учетом УМК «Говорим по-татарски» Зариповой З.М., Кидрячевой Р. Г.
В подпрограмме описаны принципы построения программы обучения татарскому языку и основные применяемые методики:
1) Коммуникативной методики.
2) Методики индивидуального подхода.
3) Игровой методики.
4) Методики театральной драматизации.
5) Методики художественно-изобразительной деятельности.
6) Словесного творчества.
Перечисляются виды деятельности, в ходе которых может осуществляться
образовательная деятельность по обучению детей татарскому языку: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Затем по каждому году обучения описывается работа по проектам:
1. Первый год обучения. Пятый год жизни ребёнка. Проект «Минем өем» («Мой дом».
2. Второй год обучения. Шестой год жизни. Проект «Уйный – уйный үсәбез» («Растем, играя»).
3. Третий год обучения. Седьмой год жизни. Проект «Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә бара юллар” (“Мы теперь уже большие-дороги ведут нас в школу”);
перечисляются:
- задачи воспитания и развития детей;
- вариативные формы, способы, методы и средства, деятельность разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы.
- Содержание программы (о чем узнают дети)
- Итоги освоения программы: достижения ребёнка: и то, что вызывает озабоченность:
Описываются:
- взаимодействие педагога с родителями детей;
- особенности проведения педагогического мониторинга (описаны в соответствии с ФГОС ДО и программы «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик киңәшләр» («Программа детского сада по обучению русскоязычных детей татарскому языку») авторы: З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. Казань-2013; Даны критерии оценивания развития татарской речи в разных возрастных группах, описание методики мониторинга, диагностические таблицы.
Подпрограмма Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №88 « Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом и республикой, приобщается к культуре родного края» разработана с учетом «Региональной программы дошкольного образования» Шаеховой Р.К., нового учебно-методического комплекта МО и Н РТ по обучению детей двум государственным языкам РТ «Татарча сойләшәбез». Предназначен для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Раздел состоит из описания:
- образовательных задач для разных возрастных групп;
- вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, особенностей образовательной деятельности разных вида и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы;
- перечислены средства патриотического и этнокультурного образования и воспитания дошкольников: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство разных народов, поликультурное пространство музея.
- перечислены основные методы воспитания патриотизма и этнотолерантности у детей, способы и направлений поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, отраженные в Программе констатируют, что: успешная реализация данного направления работы возможна лишь при активном участии родителей, которые знакомят детей в повседневной жизни с семейными ценностями, народными традициями, ближайшим окружением, улицами родного поселка (Юдино), города Казань; приобщают своих детей к посещению музее; организуют посещение театров, цирка, Казанского зоопарка, памятных мест и достопримечательностей, экскурсии по городу, путешествия по РТ, РФ и миру.
Содержание раздела интегрируется со всеми образовательными областями программы. Поэтому при необходимости мониторинг по краеведению может быть включен воспитателями в мониторинг усвоения содержания соответствующих образовательных областей. И использоваться для индивидуализации образования детей и оптимизации работы с группой. Перечислены итоги освоения содержания программы к концу дошкольного детства. (в Приложении к Подпрограмме дан перечень рекомендуемых произведений литературы для чтения детям и для заучивания наизусть из хрестоматии «На поляне Детства»).
Программа – это живой рабочий инструмент педагогов ДОУ, в который постоянно могут вноситься уточнения, изменения, дополнения, в зависимости от социальной ситуации, пожеланий родителей, интересов и достижений воспитанников.
Разработка Программы, соответствующей ФГОС ДО была предусмотрена как планом-графиком действий по обеспечению ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88», так и дорожной картой «Создание билингвальной среды в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88». С данной задачей коллектив ДОУ справился и будет продолжать совершенствовать Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Данная методическая разработка может быть рекомендована для изучения и применения педагогам ДОО РТ, студентам ВУЗов и ССУЗов, родительской общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
"Художественно-эстетическое развитие" в рамках регионального компонента общеобразовательной программы дошкольного образования.
КонспектНОД Знакомство с культурой родного края....
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой.
Презентация....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....