Региональный компонент образовательной программы в ДОУ
календарно-тематическое планирование на тему
Региональный компонент образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reginalnyy_programma_2014.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная 2 часть Региональный компонент
Образовательная программа МКДОУ представляет собой модель образовательного процесса детского сада и является нормативно-управленческим документом.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
- выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
- использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Учитывая самобытность многонационального народа, его традиции, культуру, в вариативную часть образовательной программы включена частично авторская программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.
Программа предусматривает следующие разделы:
- Уголок России – отчий дом…
- Литературное и художественное наследие
- Люблю тебя, мой край родной.
- Казаки на Ставрополье.
- Я и мой город.
Данная программа, состоящая из четырех разделов, является хорошим дополнением к инвариантной части образовательной программы МДОУ.
К инвариантной части образовательной программы относятся программы: «Наш дом природа» -Н.А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, которые шире раскрывают познавательно — речевое направление развитие детей.
Малая Родина моя - любимый Изобильный и Ставропольский край
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬЯ
- Раздел «Уголок России – отчий дом…» содержит знания о нашей малой родине, ее краткой истории, воспитывает уважение к героям –соотечественникам, закладывает основы патриотизма , стремление у детей быть мужественными, сильными, гордиться своей страной.
Перспективный план
Тема занятия | Программное содержание
| Месяц |
Русь святая и великая | Закрепить знания детей о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке.
| Январь |
День защитников Отечества | Обобщить имеющиеся у детей знания о российской армии
| Февраль |
Я - гражданин | Расширить общекультурные и социальные знания детей, познакомить с понятием государство, его функционированием и законодательными органами, формировать целостное представление у детей понятий «гражданин», его обязанностей в системе государства
| Апрель |
День Победы | Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать патриотизм.
| Май |
Раздел «Литературное и художественное наследие» интересен тем, что знакомит детей с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья, никогда не использовавшихся для воспитания родителями и педагогами, воспитывает любовь к прекрасному, уважение к людям искусства.
Перспективный план
Тема занятия | Программное содержание
| Месяц |
Города-курорты и памятники паркового искусства | Показать детям многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья | Декабрь |
Главный музей Пятигорска – домик М.Ю.Лермонтова | Знакомство дошкольников с историей создания музея известного российского поэта М.Ю.Лермонтова, личными вещами поэта, предметами искусства - его картинами. | Декабрь |
Дача М.Ф.Шаляпина в Кисловодске | Познакомить детей с музеем известного замечательного певца, его творчеством, внесшего вклад в развитие культуры Ставропольского края | Декабрь |
Белая вилла в Кисловодске – музей Н.А.Ярошенко | Познакомить детей с музеем известного замечательного русского художника, его жизнью и творчеством на Кавказских Минеральных Водах | Декабрь |
Детские писатели Ставрополья | Познакомить детей с библиотекой имени А.Екимцева, творчеством детских ставропольских писателей и поэтов | Ноябрь |
Легенды о Ставропольском крае | Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края | Октябрь |
Устное народное творчество | Знакомство детей с неповторимыми культурными литературными ценностями, созданными нашими предками | Апрель |
Предметы прикладного искусства – народное творчество | Знакомство детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми из фарфора, цветного стекла и др. в разные времена | Ноябрь |
Композиторы Ставрополья | Познакомить детей с творчеством замечательных композиторов, их произведениями – А.Свиридова, Н.Зинченко | Январь |
Творчество художника П.М.Гречишкина | Знакомство детей с жизнью и творчеством ставропольских художников их произведениями | Ноябрь |
Творчество художника В.Г.Кленова | Знакомство детей с жизнью и творчеством ставропольского художника его произведениями | Февраль |
Художественное наследие Н.А.Ярошенко | Знакомство детей с жизнью художника, его картинами | Январь |
- Раздел «Люблю тебя, мой край родной» - это занятия по знакомству с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством растительного и животного мира. Воспитание любви и уважения к природе, ее созданиям.
Перспективный план
Тема занятия | Программное содержание
| Месяц |
В гостях у флоры Ставрополья | Познакомить с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; оформить альбом гербарий окружающей растительности | Май |
Удивительное рядом | Познакомить дошкольников с интересными, уникальными памятниками природы, располагающимися на территории Ставропольского края | Январь |
Красная книга Ставропольского края | Дать детям понятие «редкие» и «исчезающие» виды, раскрыть значение Красной книги в части сохранения растительного и животного мира | Октябрь |
Геральдика Ставропольского края | Познакомить детей с историей возникновения флага и герба – государственных атрибутов России,края | Октябрь |
Конкурс-викторина «Знатоки Ставропольского края | Актуализировать и закрепить знания о природных и культурных памятниках города и края | Май |
- Раздел «Казаки на Ставрополье» связанный с корнями нашего края. Казачий фольклор образует фундамент для формирования патриотического отношения гармонично развитой, активной личности к своей Родине, ее истории, национальным традициям.
Перспективный план
Тема занятия | Программное содержание
| Месяц |
Истоки казачьего фольклора | Познакомить детей с понятием казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку | Март |
Казачий былинный цикл – исторические песни | Дать понятия детям об исторических песнях, общерусских событиях | Март |
Обряды и обычаи казаков Ставрополья | Познакомить детей с фольклором Ставрополья – балладой, шуточной песней, частушкой | Март |
Казачьи сказки и игры | Ввести в лексикон детей понятия «казачьи сказки», «неповторимый сказочный мир казаков» | Март |
Знакомство с пословицами, поговорками и считалками | Уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка, рифмы стихотворения в считалках | Апрель |
История и культура жизни казаков | Обобщить знания детей об истории и культуре жизни казаков | Апрель |
- Раздел «Я и мой город » - изучение истории возникновения, развития города Изобильного, данные о его основателях, известных людях, посещавших город, архитектурных памятниках прошлого и современности.
Перспективный план
Тема занятия | Программное содержание
| Месяц |
Изобильный – мой родной город | Познакомить детей с историей родного города, возникновением названия; сформировать представление о местоположении на географической карте | Сентябрь |
А.В.Суворов – основатель города | Актуализировать представление об истории возникновения г.Ставрополя, показать роль в этом А.В.Суворова; рассказать о жизни великого соотечественника | Сентябрь |
Здравствуй, город | Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города | Сентябрь |
Много интересного | Познакомить детей с рядом экспозиции Изобильненского музея. | Февраль |
Город в солдатской шинели | Познакомить детей с героическим прошлым Изобильного | Февраль |
Тайны Таманского леса | Раскрыть характерные особенности, многообразие растительного и животного мира | Май |
Геральдика г.Изобильного. | Дать детям понятие «геральдика», познакомить детей с флагом и гербом города, историей их возникновения | Октябрь |
Мой детский сад | Закрепить представление детей о местоположении детского сада | Сентябрь |
Учитывая многоплановость познавательного поля тематическое распределение материала выглядит следующим образом:
Наименование раздела | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1. Уголок России, отчий дом | 1 | 5 |
2. Литературное и художественное наследие | 1 | 12 |
3. Люблю тебя, мой край родной | 1 | 5 |
4. Казаки на Ставрополье | 1 | 6 |
5. Я и мой город Изобильный | 1 | 8 |
Итого: | С сентября по июнь | 36 |
По желанию педагогов соотношение занятий может варьироваться в рамках календарного месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой
предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты Информация старшего воспитателя В современных усло...
региональный компонент образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты "Любимый Крым"
Региональный компонент Образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты «ЛЮБИМЫЙ...
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...