региональный компонент образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты "Любимый Крым"
рабочая программа ( группа) по теме
Региональный компонент
Образовательной программы
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №10 «Серебряное копытце»
города Алушты
«ЛЮБИМЫЙ КРЫМ»
Составитель:
старший воспитатель МДОУ детский сад №10 города Алушты
Л. А. Гнездилова
2015г.
1. Пояснительная записка
Республика Крым – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В программе четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение к программе «От рождения до школы» (региональный компонент) составлено с учетом национальных и региональных особенностей Республики Крым и предусматривает следующие направления деятельности МДОУ Детского сада №10 города Алушты :
1. Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Крым. Формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
2. Создание благоприятных условий в МДОУ Детском саду №10 города Алушты для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
3. Ознакомление детей с природой родного края, формирование экологической культуры.
4. Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Крым, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РК и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Реализация регионального компонента программы может осуществляться во всех видах детской деятельности и совместной деятельности со взрослыми.
2. Цель образовательной программы
Цель:
Формирование у воспитанников МДОУ Детского сада №10 города Алушты целостных представлений об окружающей природе, социальной среде Крыма, месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
3. Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов Крыма.
Организация двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, украинских, еврейских, греческих, немецких, армянских, азербайджанских, караимских и т.д.), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
Совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
Социально-коммуникативное развитие
. |
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Крыма, стремление сохранять национальные ценности.
Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РК, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих в Крыму, общественной жизни Крымского региона.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории Крыма. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, объектами социальной жизни и т.п.
Воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в Республике Крым
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
Речевое развитие
- обучение детей обиходным словам (приветствие, благодарность, названия предметов быта) на различных языках народов Крыма
- ознакомление детей с произведениями устного народного творчества крымчан : сказками, преданиями, легендами, пословицами, поговорками, загадками.
Художественно-эстетическое развитие
Формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников путём создания условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Крыму, в родном городе.
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями крымских писателей и поэтов.
Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен родного края.
4. Планирование вариативной части образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Базовый вид деятельности | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Любимый Крым»
| |||||
Познавательный час «Основы толерантности и краеведение» |
| 1 раз 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
5.Содержание ОО по возрастным группам
2 младшая группа | ||
1 | Познавательное развитие | Животный мир Животные: еж, белка, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, заяц-русак, дельфины Птицы: журавль, воробей, ворона, сорока, синица, дятел, утка, лебедь, чайка Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др. Природоохранные мероприятия : Природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным состоянием леса, подкармливают животных в трудные зимы. Пожарные охраняют лес от пожаров.
|
2 | Социально-коммуникативное развитие | Семья. Родной дом. Наши имена Понятие «полное имя» Кухня Какую посуду мама использует на кухне. Из каких продуктов она любит готовить Одежда Современная одежда и обувь. Праздничная одежда. Как украшена наша одежда Приглашаем в гости Как вежливо пригласить в гости/на праздник. Примерные лексические темы
Примерная тематика словарной работы
Примерная тематика занятий
Примерная тематика игр на взаимодействие детей “Как тебя зовут?”, “Назови ласково имя соседа” Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
|
3 | Речевое развитие | Тема «Давай познакомимся! Вежливые слова»: Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Примерный перечень считалок, жеребьевок: «Я куплю себе дуду…», «Заяц белый…», «Мышка, мышка…», “Зайчик, зайчик, побігайчик...” Устное народное творчество. Крымский фольклор:обучение пересказу и драматизация по ролям - народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);
|
4 | Художественно-эстетическое развитие | Декоративно-прикладное искусство Свой дом, посуду, одежду, мебель и т.п. люди украшали Гончарное производство Посуда, предметы быта, украшения жилища, игрушки Подраздел «Музыка народов Крыма» Развитие у детей общей музыкальности рекомендуется осуществлять, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов. Примерный перечень произведений для слушания Караимские: «Бабочка», муз. С. Майкапара; «Колыбельная», муз. С. Майкапара и др. Русские: «Котик заболел», «Котик выздоровел», Украинские: «Подоляночка», нар.мелодия, обр. Л. Ревуцкого для музыкально-ритмических движений (упражнения, народные танцы, хороводы |
5 | Физическое развитие | Примерный перечень подвижных игр Армянские: «Цветы и ветерки», Белорусские: «Посадка картошки», Немецкие: «Метание чулочных мячиков» Русские: «Каравай» Крымскотатарские: «Достань камешки» |
Средняя группа | ||
1 | Познавательное развитие | Крым это полуостров, соединенный с материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье), которые постепенно переходят в высокие горы. На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая. Самая высокая горная вершина - Роман-Кош. Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района). Растительный мир Крыма богат и разнообразен: Деревья и кустарники: акация, клен полевой, лох серебристый, тамариск, шиповник и др. Дикорастущие плодовые деревья: яблони, груши, черешни Кустарники: боярышник, шиповник, кизил Травянистые растения лесной и парковой зоны: первоцветы (подснежник, примула, цикламен), ландыши, крокусы, пион розовый Лекарственные травы зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива. Животный мир Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь Птицы: журавль, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, сойка, кукушка, дятел, утка, лебедь, чайка, цапля и др. Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др. Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др. Обитатели морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза Животные, занесенные в Красную книгу Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора малая Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др Охрана природы Крыма Вода необходима для жизни человеку так же, как воздух, поэтому ее нужно беречь: расчищать и благоустраивать родники и источники, не мусорить на берегах рек и озер, не сливать и не сбрасывать в них отходы. Природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным состоянием леса, подкармливают животных в трудные зимы. Пожарные охраняют лес от пожаров. В охране природы должно принимать посильное участие все население Крыма. Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме Батурина Н. – «Морские физкультурники»; Бахревский В.А. – «Наше море»; Горская Л.М. – «Карапуз и медузы»; Донченко А.И. – «Крылатый Айболит»; Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям Бахревский В.А. – «На окошке»; Ветров М.И. – «Камбала»; Вилеко В. - «Водолаз», «Медуза»; Горская Л.М. - «Краб и море»; |
2 | Социально-коммуникативное развитие | Подраздел «История людей и памятников» Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства создавались носителями различных культур и религий. Примерный перечень памятников, событий, предприятий, которые сделали Крым известным во всем мире
Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму Имена родителей, родных в семье, родственников. Значение своего имени. В честь кого меня назвали. Святыней для каждого человека является его родной дом. Дома отличаются архитектурой, интерьером, предметами быта. У разных людей есть свои представления о жилище, его благоустройстве и благополучии. Что готовят в нашей семье и у наших соседей каждый день и во время праздников. Как в семье сидят за столом. Где работают наши родители. Где работают родители наших друзей, наших соседей. В нашем населенном пункте есть достопримечательности. Примерные лексические темы
Примерная тематика словарной работы
Примерная тематика занятий
Примерный перечень прозаических произведений (легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины) Армянские: Заказчик и мастер (сказка) Болгарские: Чужие цеврули (сказка) Греческие: Кипарис (легенда) Крымскотатарские: ). Упрямые козы (сказка). Украинские: Рукавичка (сказка). Примерная тематика игр на взаимодействие детей “Как тебя зовут?”, “Назови ласково имя соседа”, “Встанем в круг” Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
|
3 | Речевое развитие | Устное народное творчество. Крымский фольклор:обучение пересказу и драматизация по ролям - народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); - прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы); Произведения крымских писателей и поэтов.
Темы «Давай познакомимся! Вежливые слова»: Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Как дела? - Хорошо! До свидания! До завтра! Всего хорошего! Счастливо! Спокойной ночи! Счастливого пути! Будь(те) здоров(ы)! Извини(те)! Прости(те)! Спасибо! Пожалуйста. На здоровье. Примерный перечень произведений для заучивания наизусть Асанова Э. – «Море», «Помощь»; Иванов В.А. – «Мамина помощница»; Ложко В.Ф. – «Горы умываются»; Примерный перечень считалок, жеребьевок: Крымскотатарские: «Раз, два, три, четыре…», «Верблюды» (считалки) Русские: «Катился горох по блюду…», (считалки) и др. Немецкие: «Ниточка или иголочка?», «Первенчики, бубенчики…» Украинские: , “Я куплю собі дуду...”, “Котилася торба...” |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством Детей можно познакомиться с такими видами работ, как вышивка, мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из бисера, объемное конструирование, флоромозаика, флоропластика, вытынанки и др. Декоративно-прикладное искусство Свой дом, посуду, одежду, мебель и т.п. люди украшали Гончарное производство Посуда, предметы быта, украшения жилища, игрушки. Материалы и способы их обработки Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация. Подраздел «Музыка народов Крыма» Развитие у детей общей музыкальности рекомендуется осуществлять, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов. Для ознакомления с народными музыкальными инструментами: можно рекомендовать следующие: балалайка, домра, зурна, кавал, думбелек, дарэ, скрипка, цимбалы и др. Примерный перечень произведений для слушания Украинские: «Подоляночка», нар.мелодия, обр. Л. Ревуцкого; «Спи, моя дитино», муз. Я. Степового; «Котик серенький» Крымскотатарские: », колыбельная; «Кукольный марш», муз. Э. Налбандова, «Кукольный вальс» Примерный перечень песен Русские: «Во поле береза стояла», нар.песня; «Начинаю танцевать», нар.песня; «Скачет, скачет воробей», Украинские: «Кукушечка», нар.мелодия, обр. Ю. Михайленко; «Выйди, выйди, солнышко», Немецкие: «Колыбельная папы», нар.песня; «Лягушка» Примерный перечень произведений для музыкально-ритмических движений (упражнения, народные танцы, хороводы) Русские: «Ах, ты береза», обр. И. Арсеева, «Круговая пляска», нар.мелодия Крымскотатарские: «Платочек», нар.мелодия Украинские: нар.мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами», «Дождик», «Не пустим», нар.мелодия, «Перепелочка», «Подоляночка» |
5 | Физическое развитие | Примерный перечень подвижных игр Азербайджанские: «Со спины лошадки» Белорусские: «Заплетись, плетень!» Греческие: «Колечко» Крымскотатарские: «Мормалы» Русские: «Гуси-лебеди», «Молчанка», «Золотые ворота», «В ручеек» Примерный перечень пальчиковых игр Русские: «Ласточка, перепелочка», «Киселек», «Банька», «Барашка купишь?», «Утречко», «Братцы», «Гости», «На блины», «У бабы Фроси», «На постой», «Маланья», «Перстенек», «Щелчки», «Коси, коса!», «В копну», «Воробей в гнезде», «Перетяжечки», «Прижми палец» и др.
|
Старшая группа | ||
1 | Познавательное развитие | Крым это полуостров, соединенный с материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье), которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли - Южный берег Крыма. На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая. В тех местах, где горы пересекаются реками, образуются ущелья, наиболее известное - Большой Каньон Крыма. Некоторые крымские горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла». Крым омывается Черным и Азовским морями. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая. В Крыму много родников, в основном они расположены в горной природной зоне. В Крыму есть источники минеральной воды, особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные источники - Савлык-Су («Здоровая вода», г.Алушта), Аджи-Су («Черные воды», в Бахчисарайском р-не). Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир впадает в Сиваш, остальные реки - в Черное море. Несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района). Растительный и животный мир Крыма разнообразен Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой мятлик, клевер, полынь, кермек, синеголовник, солеросы Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб, осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук Кустарники: боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия, лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др. Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др. Травянистые растения лесной и парковой зоны: первоцветы (подснежник, примула, цикламен), ландыши, крокусы, пион розовый и др. Грибы Маслята, сыроежки, лисички, рыжики, грузди, белые грибы, шампиньоны и др. Лекарственные травы Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.
Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь, каменная куница, ласка и др. Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др. Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др. Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.
Фауна морей и рек Обитатели морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза, барабуля, ставрида, кефаль, катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др. Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена), трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др.
Охрана природы Крыма Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме Орлов В.Н. – «Сказка о Крымской зиме», «Я рисую море» Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям Орлов В.Н. – «Наша речка», «Заячий сон», «Лесной орех», «Небо и лужа» Латанский В.Г «Осенние задания», «Листья», «Четыре коня», «Желтые мышки», «Почему медведь зимой спит», «Представления в кастрюле», «Корабли»
|
2 | Социально-коммуникативное развитие | Подраздел «История людей и памятников» Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства создавались носителями различных культур и религий. Это многообразие нашло отражение в топонимике Крыма: в названиях улиц, кварталов, городов, рек, гор, др. географических объектов. Учитывая то, что топонимика Крыма претерпевала многочисленные изменения, рекомендуется знакомить детей со старыми и новыми географическими названиями. Примерный перечень памятников, событий, предприятий, которые сделали Крым известным во всем мире · Бахчисарайский дворец – резиденция крымских ханов. · Винодельческие заводы – «Массандра», «Новый свет» (Ялта, Судак). · Крымская астрофизическая обсерватория (с.Научное). · Ливадийский дворец – Ялтинская конференция. Люди, которые прославили Крым (примерный перечень имен Художники: И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри и др. Мастера слова: М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка и др. Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму История происхождения имен и фамилий у людей разных национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена детей разных национальностей. Дом: Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются. Предметы народной одежды (в т.ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически. Труд людей. Профессии: Заводы, фабрики, предприятия, санатории, агрофирмы и т.д., где люди разных национальностей производят/выращивают… Профессии людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта. Праздники народов Крыма
Праздники нашей семьи и наших соседей: родины, крестины/обрезание/сюннет, именины, день ангела, день рождения, свадьба. Все люди Крыма чтят вечные всеобщие природные святыни - воду, землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в календарных праздниках. Примерные лексические темы
Примерная тематика словарной работы
Примерная тематика занятий
Примерный перечень прозаических произведений (легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины) Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка) Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан Арзы (легенда). Жадная собака (сказкаЩуплый – хваста (сказка) Крымские легенды: Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под Ай-Петри. Армянские: ). Мальчик и вода (песенка) Немецкие: Раковина изобилия (легенда). Черепашка и богатство (легенда) Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
|
3 | Речевое развитие | Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа» Знакомить детей с «языком соседа» , исходя из национального состава конкретной группы дошкольников, при этом поощрять детей, использующих формулы речевого этикета на родном языке, расширять разговорную практику на национальных языках. Произведения крымских писателей и поэтов помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма и развить речь ребёнка. - народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); - прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы); - игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами). Произведения крымских писателей и поэтов. Примерный перечень считалок, жеребьевок: Греческие: “Пшеница, овес» Немецкие: «Конь вороной остался под горой…», «Кто засмеется…» Украинские: «Бродить кіт по траві...», «Тікав заєць через ліс»
|
4 | Художественно-эстетическое развитие | Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством - может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит привить детям некоторые навыки и умения. Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых центров, как подари или атрибуты для игр. Вышивка Образцы народной вышивки. Особенности орнаментов, узоров, цветовой гаммы в работах крымских мастеров. Практическое использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища, предметов быта. Гончарное производство Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке. Особенности росписи глиняных изделий у народных мастеров, живущих в Крыму.
Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация. Подраздел «Музыка народов Крыма» Знакомство детей с характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомить детей целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные. В детском саду рекомендуется проводить праздничные утренники по сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа». Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме Алигер М.И. – «Утренняя песня»; Бунин И.А. – «… Светает… Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су»; Примерный перечень произведений для слушания и пения «Детская полька», муз. М. Глинки; «Плач куклы», муз. Т. Попатенко; «Клоуны», муз. Д. Кабалевского и др. Украинские:, нар.песня, обр. М. Вериковского; «Два петуха», Русские: нар.песня; «Заинька, попляши», нар. песня и др. Немецкие: Времена года», нар.песня, обр. Т. Потапенко, сл. А. Кузнецовой Армянские:«Моя мама», нар.песня; «Динг-донг», Крымскотатарские: «Домашние животные», нар.песня; «Моя уточка», «Я люблю петь», муз. и сл. С.Усеинова; Примерный перечень произведений для музыкально-ритмических движений (упражнения, народные танцы, хороводы) Белорусские: «Лявониха», Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса Немецкие: «Снежный вальс», муз нар Русские: «Кадриль» Цыганские: «Цыганская венгерка»,
Примерный перечень музыкальных игр Армянские: «Зайчик» Белорусские: «Лавата» Болгарские: «Лисичка и сторожа» Греческие: «Колечко» Крымскотатарские: «Между нами речка», «Продаем горшки» Немецкие: «К нам иди», муз. и сл. Э.Нотдорф, «Времена года», нар.песня, обр. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой
|
5 | Физическое развитие | Примерный перечень подвижных игр Азербайджанские: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек», «Чья шеренга победит?» Армянские: «Семь камней», «Три камня» Белорусские:«Прела-горела», «Иванка» Болгарские: «Ой, Ладо, Ладо» и др. Греческие:«Слепая муха», «Орехи-каридья»
|
Подготовительная группа | ||
1 | Познавательное развитие | Степная зона Крыма На востоке полуострова (р-н г. Керчи) и в Присивашье почвы засолены, в остальной части степи земли плодородные. Они распаханы и используются под сельскохозяйственные угодья. Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы. Предгорье Крыма Предгорье вобрало в себя своеобразие севера и юга полуострова. Продольные долины и невысокие пологие холмы создают живописные виды: степь перемежается рощицами, холмами, лесопосадками. Горная зона и южный берег Крыма Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и создают условия естественной оранжереи.
Климат Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных ветров. Особенно ярко это проявляется на Южном берегу, где высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры. В Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и южнобережный.
Горы Горы, так же как и наш полуостров, называются Крымскими. Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-Даг. Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по трещинам и углублениям проникает в известняки, размывает и растворяет их - так образуются пещеры. В Крыму много пещер. Наиболее известные: Красная («Кизил-Коба»), Холодная («Суук-Коба» с подземным озером), Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, поражающие своей красотой. Некоторые из них специально оборудованы для посещения. В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие. Подземные воды Подземные воды постепенно стекаются в маленькие ручейки, которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на поверхность в виде родников. Реки Поэтому сюда был проведен Северо-Крымский канал, который принес в степи днепровскую воду и позволил возделывать здесь сады, виноградники и рисовые поля. Водохранилища Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население административного центра Крыма. Озера В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной. Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское.
Сезонные изменения в природе
В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю. Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале), бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники. Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды. Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки. Растительный мир лесов и парков ЮБК Деревья: сосна обыкновенная, можжевельник, можжевельник древовидный, тис, держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис, магнолия, ленкоранская акация, багряник, каштан, грецкий орех, платан, ива и др. Плодовые деревья: дикая груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат, фисташка, садовая рябина, яблоня и др. Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, сирень, кизил, калина, спирея, форзиция, дрок, розы; лианы: глициния, декома и др. Ядовитые растения Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др. Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др. Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др. Растительный мир морей Водоросли: спирулина, филлофора, морская капуста («ульва»), зостера и др. Животный мир Опасные животные Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра, степная гадюка, морской ерш (скорпена), морской кот и морской дракон, некоторые виды медуз, крымский усач (марена).
Растения, занесенные в Красную книгу Деревья: крымский можжевельник высокий, сосна Станкевича (судакская), земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др. Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек, тюльпаны, крокусы, бессмертник песчаный и др. Животные, занесенные в Красную книгу Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора малая и др. Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др. Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и др. Насекомые: бражник «мертвая голова», крымская зернистая жужелица и др. Охрана природы Крыма Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма. Заповедник международного значения «Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является одним из крупнейших мест гнездования и зимовки диких водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг - древневулканический массив с оригинальными формами рельефа, многочисленными выходами редких минералов и богатой южной лесной флорой, насчитывающей более 1000 видов растений. Своеобразным памятником природы является и Никитский ботанический сад. Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме Козеева И.И. - «Крымское солнышко»; Кондрашенко Л.И. – «Солнечный Крым «Гости» и др. Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям Дьяченко Т.М. – «Котенок»; Иванов В.А. – «Мяч»; Иванова О.А. – «Об улыбках», «Барабан»; «Удивленный барбос», «Теленок», «Цыплята» и др.
|
2 | Социально-коммуникативное развитие | Подраздел «История людей и памятников» Учитывая то, что религия каждого народа является неотъемлемой частью его культуры, рекомендуется дать детям элементарные понятия об основных мировых религиях. Материал о войне рекомендуется представить детям в соответствии с их возрастным восприятием в виде бесед, проблемных ситуаций на тему: «Что может случиться, если люди не могут договориться, уступить, понять друг друга?». Примерный перечень памятников, событий, предприятий, которые сделали Крым известным во всем мире · Пантикапей – столица Боспорского царства (г. Керчь). · Предприятие «Крымская роза» (г. Симферополь). · Судостроительные заводы (г.Керчь, г.Феодосия) · Херсонес Таврический (г. Севастополь). · и другие. Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и у наших соседей. Праздники народов Крыма Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая и др.), мусульмане (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Наврез и др.), иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.). Примерная тематика занятий
Примерный перечень прозаических произведений (легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины) Крымскотатарские:). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др. Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры (сказка) и др. Крымские легенды: «Кипарис», « Как был основан Бахчисарай», « Фонтан слез», «Морское сердце» Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича Примерная тематика игр на взаимодействие детей “Встанем в пары”, “Угадай, кто вышел”, “Я дарю тебе подарок”, “Соберемся вместе”, «Расскажи о своём друге» Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
|
3 | Речевое развитие | Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа» В процессе общения детей на «языке соседа» формировать умения действовать в речевом и неречевом планах. Уметь пользоваться основными словами приветствий, прощаний, благодарности, вежливых слов и обращений. Произведения крымских писателей и поэтов помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма и развить речь ребёнка. Источниками художественного чтения, рассказывания детям, пересказа являются: 1. Устное народное творчество. Крымский фольклор:обучение пересказу и драматизация по ролям 2. Произведения классической и современной литературы о Крыме (Л. Украинка, М. Коцюбинский, А. Мицкевич, А. Пушкин, Я. Полонский, М. Рыльский, М. Волошин и др.) 3. Произведения крымских писателей и поэтов.
|
4 | Художественно-эстетическое развитие | Декоративно-прикладное искусство Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в художественных ремеслах: вышивке, гончарном производстве, вязании, плетении, резьбе по дереву, чеканке по металлу, изготовлению ювелирных изделий. Ковроткачество Изготовление безворсовых ковров: болгарских писану, крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов. Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в жилище. Современные тканые изделия. Вышивка Практическая деятельность детей: рисование, аппликация – украшение игрового уголка, ручной и художественный труд – вышивание стебельчатым швом и швом «крест». Подраздел «Музыка народов Крыма» Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным праздникам, проведенным в доступной для детей форме. Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Крыму. Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме Вяземский П.А. - «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский Я.П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А.С. – «Бахчисарайский фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец…» Примерный перечень произведений для музыкально-ритмических движений (упражнения, народные танцы, хороводы) Крымскотатарские: «Детская хайтарма» Русские«Приглашение», нар.мелодия, обр. С. Разоренова, «Пошла млада за водой», хоровод Украинские: «Переменный шаг», нар.мелодия, «Гопачок» Примерный перечень музыкальных игр Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки» Украинские:, нар.мелодия «Пойдем в лес», нар.песня, «Мак»
|
5 | Физическое развитие | Примерный перечень подвижных игр Крымскотатарские: «Мермерша» и др. Немецкие: «Я не знаю, где я»,«Рыбак, глубока ли вода?» Русские: «Горелки», «Пятнашки», «Лапта» Украинские: “Котився горішок”, “Гоп-гоп”, “Панас”, “Котилася торба” и др. Цыганские: «Не зазвени!» .
|
6. Ожидаемый результат
Дошкольники МДОУ Детского сада №10 города Алушты будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории Крыма
• Символику родного города и Республики Крым
• Знакомы с творчеством Крымских писателей и поэтов.
• Национальный состав Республики Крым, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов Крыма для организации собственного досуга.
• Применять полученные знания в повседневных делах и поступках на благо родного города
• Творчески мыслить и рассуждать.
7. Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе Алушта, полуострове Крым, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в детском саду и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.
8. Уровни усвоения регионального компонента программы:
Начальный
Объем представлений о растениях и животных Крымского региона незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения животных, яркие особенности их поведения; распознаёт отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений и животных Крыма. Проявляет интерес и желание ухаживать за растениями и животными. Имеет представление о природных богатствах Крымского полуострова. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Крымского региона занесены в нее. Знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Алушта. Имеет представления о национальностях детей в группе, может играть в национальные подвижные игры.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Крымского края, их характерные признаки. Ориентируется в природно-климатическом окружении Крымского полуострова. Имеет представление о национальном составе Крым, интересуется историей людей и памятников Республики Крым, знает основную символику Алушты и Крыма. Знает обычаи, традиции народов, проживающих в Крыму. Интересуется произведениями литературы и искусства Крымчан.
9. Учебно-методические средства
ü ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ дошкольного образования - 2013г.
ü Основная образовательная программа МДОУ детского сада №10 города Алушты
ü «Крымский веночек» региональная программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму – 2004г.
ü «Играем вместе» сборники игр детей дошкольного возраста – 2005г, 2009г, 2010г.
ü КРЫМ. Персональный гид. – 2006г.
ü Иллюстративный материал «Черноморська скринька» - 2014г.
ü «Сказочное эхо». Сборник сказок народов Крыма – 2002г.
ü «Крымская колыбель». Иллюстрированная подборка детского фольклора и культурного наследия народов Крыма – 2002г.
ü «Легенды Крыма». Сборник – 2010г.
ü «Легенды, были и сказки Крыма для детей». Сборник 2014г.
ü «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму». Сборник иллюстраций флоры и фауны Крыма – 1995г.
ü Журнал «Крымуша». Издательство Симферополь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой
предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....
Региональный компонент образовательной программы в ДОУ
Региональный компонент образовательной программы...
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты Информация старшего воспитателя В современных усло...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой.
Презентация....
Аналитическая справка о проведении осеннего развлечения 2022 года во всех возрастных группах МДОУ детский сад № 7 города Алушты
Аналитическая сравка старшего воспитателя о проведении осеннего развлечения 2022 года во всех возврастных группах МДОУ детский сад № 7 города Алушты...
Аналитическая справка о проведении новогодних праздников 2023 года в МДОУ детский сад № 7 города Алушты
Аналитическая справка старшего воспитателя о проведении новогодних праздников 2023 года во всех возрастных группах МДОУ "Детский сад № 7 "Чебурашка" города Алушты...