Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой
материал по теме
предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_obrazovatelnoy_programmy_dou.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент образовательной программы ДОУ
Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой.
Долгополова Светлана Леонидовна
воспитатель МАДОУ «Рябинушка» №1
п. Красноусольский, Башкортостан
Задачи
Младший дошкольный возраст (1 и 2 младшие группы)
- Учить эмоционально воспринимать текст колыбельных, стихов, потешек.
- С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие стихотворения
- Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах
Средняя группа
- Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям
- С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Продолжать работу по формированию интереса к башкирской литературе
Старшая группа
- Продолжать развивать интерес к башкирской литературе
- Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа
- Воспитывать чуткость к художественному слову
Подготовительная к школе группа
- Пополнять литературный багаж детей башкирскими легендами, загадками, считалками, скороговорками
- Учить детей чувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру башкирского народа, формировать бережное отношение к ней
Младший дошкольный возраст
М-ц | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность |
сентябрь | Знакомство с башкирскими колыбельными (знакомство с национальным атрибутом «люлька») | Д/и «Уложим куклу спать» С/р игры «Семья», «Дочки спят» Драматизация башкир.потешки «Расти сынок, расти сынок» |
октябрь | Чтение стихов о маме Г.Юнусовой | Рассматривание альбома «Семья», где размещены фотографии близких ребенку людей Разыгрывание ситуации «Мама уставшая пришла с работы» |
ноябрь | Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают» | Наблюдение за птицами на прогулке П/и «Птицы в гнёздышках» Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. авторов |
декабрь | Заучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Дождь идет» | П/и «Солнышко и дождик» Дыхательная гимнастика «Ветер» Художественное творчество (рисование) «Дождь идет» |
январь | Чтение стихов К.Даяна «Моя кукла», «Колыбельная» С. Рахматуллиной | Д/и «Угостим куклу» С/Р игра «Дочки-матери» Рассматривание иллюстраций в книгах башкир. Авторов |
февраль | Чтение стихотворения «Зима» С.Алибаева | Рассматривание альбома с иллюстрациями «Зима в Башкортостане» Художественное творчество (лепка по картону) «Деревья в снегу» П/и « Снежинки» |
март | Чтение стихотворения «Праздничный подарок» Ф.Губайдуллиной | Беседа «Моя любимая мама» Д/и «Назови маму, бабушку ласково» Художественное творчество «Укрась платочек» (национальный башкирский орнамент) |
апрель | Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой | Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Игры на звукоподражание: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи» Художественное творчество (рисование) «Зернышки для цыплят» |
май | Драматизация стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой | Повторное чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой П/и «Курочка и цыплята» Обыгрывание стихотворения (игрушки) |
Средняя группа
М-ц | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность |
сентябрь | Чтение стихов башкирских поэтов о детях: «Гуси и Мунира» Г.Давлетова | Расматривание иллюстрации «Гуси и гусята» Чтение стихов о детях: К.Ильясова «Аниса и Нафиса»; Г.Юсуповой «Чемпион по одеванию», Х.Гиляжева «Воспиатнный Айдар». Словесная игра «Хорошо-плохо» |
октябрь | Рассказывание башкирской сказки «Лиса-сирота» | Драматизация сказки «Лиса-сирота» Художественное творчество «Нарисуй сказку» П/и «Хитрая лиса» Обыгрывание отдельных моментов из сказки с использованием фланелеграфа |
ноябрь | Заучивание стихотворения С.Муллабаевой «Белый барашек» | Рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные» Д/и «Кто где живет?» Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье» |
декабрь | Рассказывание башкирской сказки «Лиса-строитель» | Театральные этюды: «Как лиса хитрит-притворяется», «Медведь рассердился» Художественное творчество (рисование): «Нарисуй сказки о лисе» |
январь | Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы» | Рассматривание картины художника А.Ситдикова «Урожайный год. Пасека» Беседа о труде пчеловода и о пользе пчёл П/и «Медведь и пчелы» Художественное творчество (подгрупповая аппликация) «Пчёлки» |
февраль | Рассказывание башкирской сказки «Ленивая Аусаф» | Беседа из личного опыта детей «Как я помогаю старшим» Заучивание башкирской поговорки «Без труда не появится еда» Театральные этюды: «Аусаф лениться», «Бабушка просит» |
март | Рассказывание стихотворения «Праздничный пирог» Ф. Габайдуллиной | Рассматривание коллекции праздничных открыток Беседа с детьми о празднике 8 марта Художественное творчество «Что бы маме подарить?» |
апрель | Заучивание потешки «Наша кисонька мала» К.Даяна | Рассматривание иллюстраций о кошках, мышках Чтение потешки «Наша кисонька мала» К.Даяна по ролям П/и «Мыши», «Кошки-мышки» |
май | Заучивание стихотворения К.Даяна «Весенние цветы» | Беседа о весне «Если бы я был художником…» Д/и «Весенние краски» Художественное творчество (рисование) «Весна» |
Старшая группа
М-ц | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
сентябрь | Рассказывание башкирской сказки «Лиса и петух» | Драматизация сказки «Лиса и петух» Театральные этюды: «Лиса просит петушка», «Петух похваляется перед курами» Словарная работа | Рассматривание иллюстраций к сказке Художественное творчество (рисование) «Нарисуй героев сказки» П/и «Улетели, улетели» |
октябрь | Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын» | Беседа о трудолюбии «Чтобы я сделал(а) для своей любимой мамы (бабушки)» Заучивание башкирских пословиц о труде: «Если в руках работа, то некогда скучать» «Без труда не появится еда» «Без работы ума не наберешься» «У кого есть работа, у того и сила» | С/р игра «Дом», «Семья» Рассматривание фотоальбома «Семья» Рассматривание иллюстраций о труде П/и «Иголка и нитка» |
ноябрь | Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллиной | Д/и «Кто больше назовет башкирских сказок и рассказов?» Рассматривание иллюстрации растения «Пастушья сумка» Словарная работа Разучивание п/и «Абак-кубяк» (пастух) | Рассматривание иллюстраций «Травы Башкортостана» Рассматривание книг с башкирскими сказками, рассказами |
декабрь | Рассказывание башкирской сказки «Клубок» | Чтение русской народной сказки Хаврошечка» Беседа о похожести сказок разных народов Подбор пословиц к сказке «Клубок» Словарная работа | Обыгрывание частей сказки «Клубок» с использованием разных видов театра Рисование иллюстраций к частям сказки |
январь | Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр» | Словарная работа. Знакомство с башкирскими словами: Убыр-эби (Баба-Яга), трехглавый дэв (трехглавая змея) Драматизация сказки «Тан-батыр» | Рисование сюжетов к сказке «Тан-батыр» П/и «Десятка с мячом» |
февраль | Чтение стихотворения М.Гали «Курай», А.Игебаевой «Курай» | Знакомство с национальным башкирским инструментом – кураем П/и «Курай» | Рассматривание иллюстраций о кураистах |
март | Чтение стихотворения Я.Кулмыя «Я люблю свою маму», А.Игебаева «Маме моей», Г.Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта» (заучивание) | Беседа о празднике 8 Марта | Художественное творчество (рисование) «Как я помогаю маме» - оформление групповой выставки Рассматривание альбома «Моя семья» |
апрель | Рассказывание сказок «Камыр батыр», «Грачиная каша», «Клубок» | Беседа по содержанию сказок: что общего, чем отличаются, чему учат. Подбор башкирских пословиц к сказкам | Художественное творчество (рисование) «Моя любимая башкирская сказка» П/и «Десятка с мячом» |
май | Рассказывание сказки «Шумбай» | Беседа о том, почему всех людей, которые всё делают изподтишка называют «чистый Шумбай» | Художественное творчество (рисование) «Портрет Шумбая» П/и «Утки и лисы» |
Подготовительная к школе группа
М-ц | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
сентябрь | Рассказывание башкирской легенды «В царстве Шульгена» | Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий Знакомство с башкирскими поговорками: «На Родине и полынь благоуханна» «Мудрость народа – что водопад, Пойдешь поперек – не будешь рад» | Рассматривание альбома «Мой Башкортостан» Художественное творчество (рисование) «Что больше всего понравилось и запомнилось из легенды» |
октябрь | Знакомство с творчеством детской башкирской писательницы Фарзаны Губайдуллиной | Рассматривание портрета писательницы Чтение произведений Ф. Губайдуллиной: «Флаг моей республики», «Мама принесла малышку» и др. стихи о детях Организация выставки книг Ф. Губайдуллиной Инсценировка сказки «Красивый двор» | Рассматривание книг Ф. Губайдуллиной Художественное творчество (рисование) по сюжету произведений Ф. Губайдуллиной |
ноябрь | Чтение башкирской сказки «Лесная девочка» | Беседа об уважительном отношении к окружающим людям Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий Знакомство и заучивание башкирской поговорки «Где щель, там и ветер» | Словесная игра «Эхо», «Кто позвал?» |
декабрь | Литературная викторина «Путешествие в страну башкирских сказок» | Чтение отрывков из башкирских сказок: «Молодой охотник и Мяскяй», «Петух-батыр», «Козел и селезёнка» и т.д. | П/и «Липкие пеньки» Художественное творчество (аппликация) «Башкирские орнаменты» (фартук, платок и т.д.) |
январь | Чтение башкирской легенды «Сказка про Асылыкуль» | Рассматривание фото или иллюстрации озера Асылыкуль. Беседа с детьми о летнем отдыхе на природе | Рассматривание альбома «Природа Башкирии» Художественное творчество(рисование) «Легенда о Асылыкуль» |
февраль | Чтение башкирской сказки «Старая мать» | Беседа об уважительном отношении к старшим Д/и «В гости бабушка пришла» Подбор башкирских пословиц и поговорок | Рассматривание альбома «Моя семья» Художественное творчество (аппликация) « Подарок для любимой бабушки» (с использованием башкирских орнаментов) |
март | Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Мама принесла малышку» | Беседа с детьми об отношении к младшим братишкам и сестренкам Д/и «Хорошо-плохо» | Рассматривание иллюстраций в книгах о малышах С/р игра «Семья», «Дочки-матери» Художественное творчество (рисование) «Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке» |
апрель | Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы» | Словарная работа: объяснение смысла башкирских слов-названий | Рассматривание иллюстраций «Уральские горы» Художественное творчество (рисование) «Уральские горы» |
май | Чтение стихотворения М.Гали «Сабантуй» | Беседа «Что такое Сабантуй?» Чтение стихотворения Роберта Паля «Сабантуй» Словарная работа | Рассматривание иллюстраций, фотографий о праздновании Сабантуя Художественное творчество (ручной труд) «Бусы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент образовательной программы в ДОУ
Региональный компонент образовательной программы...
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты
Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты Информация старшего воспитателя В современных усло...
региональный компонент образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты "Любимый Крым"
Региональный компонент Образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты «ЛЮБИМЫЙ...
Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...